Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «обучение». Это интересно!. Хамина Маша, 2 класс. «Отец учения»




Понятие «обучение»

 

Чаще всего под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, образование, воспитание». Считается, что в результате учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками.

В то же время существует и другой взгляд на образование.

Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения различных дисциплин.

Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутренними личностными изменениями ученика, его развитием.

Парадигма приоритетов целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности роли деятельности учителя как организатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения различных дисциплин.

Различия в понимании образования определяют различия в содержании других связанных с ним понятий: обучения, воспитания, развития.

Обучение – целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

Это интересно!

СЕМЬЯ УЧЕНИЯ. С первого класса знакома нам пословица " Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опишите свою семью учения.

Ниже приводим ответы школьников младших классов на аналогичное задание, которое было использовано во II Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде «Знание»).

 

Красавцева Вика, 2 класс:

Бабушка учения – мысль

Дедушка учения – вопрос

---

Хамина Маша, 2 класс

Развлечение - отец учения

Лечение – брат учения

Приключение- сестра учения

Чтение – бабушка учения

День рождения – дед учения

Приведем также ответы на данное задание студентов медико-диагностического факультета (3 курс).

«Отец учения»

1. Терпение

2. Вывод, умозаключени;

3. Практическое применение знаний

4. Мотивация

5. Осознание собственной деятельности

6. Творчество

Развитие. Процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения.

Воспитание – процесс взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определенных норм и способов поведения в обществе.

Традиционно в обучении выделяются две составляющие – преподавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т. п. Учение здесь - процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания образования. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик. Например, чаще говорят о методике преподавания математики, чем о методике изучения математики. Очевидно, что основное внимание в этом случае уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не учебной деятельности учеников.

Учитель долгое время был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика. Аналогичным образом в методической деятельности укоренился так называемый " обмен опытом", который якобы способен взаимно обогатить двух или нескольких учителей, которые расскажут друг другу о своей работе. На самом деле, в этом случае происходит лишь передача информации, но не опыта, и, тем более, не знаний.

 

В личностно-ориентированном обучении отрицается механическая «передача» образования и таких его составляющих, как знания и опыт. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт – эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности: знания, умения, освоенные способы деятельности, образовательная продукция.

Обучение, ориентированное на внешний заказ (социальный, государственный, родительский) требует от учителя формирующих действий по отношению к ученику. Обучение же, ориентированное на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, предполагает создание учителем такой среды, которая была бы наиболее благоприятна для раскрытия способностей учащегося. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспечить тем или иным способом.

В зависимости от философско-педагогических основ, целей и технологий, личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое и др.

 

===

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...