Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины многообразия теорий: разный объём заний; регионы, лостижения других наук к общественным; философские и идеологические пристрастия авторов




Сущность государства

 

В качестве одной из философских категорий сущность – это совокуп­ность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необ­ходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, от которых за­висят все их остальные свойства и признаки.

Таким образом, сущность государства – это его роль, назначение в обществе.

Исследовать государство с точки зрения сущности означает вы­явить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направле­ниях оно действует.

Еще одна самостоятельная проблема, связанная с сущностью, с соци­альным назначением государства, – определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения.

 

В настоящее время существует множество новых теорий о сущности государства:

 

1. теория плюралистической демократии (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др.). Смысл теории плюралистической демократии состоит в том, что а современном обществе классы фактически перестали существовать, власть таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений (страт), образующихся по различным признакам – возраст, профессия, место жительства, круг интересов и т.д. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на орган государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают частицей государственной власти, участвуют в управлении государством, государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

 

2. т еория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и другие). Смысл этой теории состоит в том, что народные массы не способны управлять государством, и это осуществляется вер­хушкой общества — его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности, и пр.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представи­телей масс. Современные сторонники этой теории считают, что сущест­вует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны данной теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т. п.), следует отметить следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей — депутатов, работников государст­венного аппарата и пр. Важно, чтобы эти люди реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народ­ных из избранников и представителей, обеспечить действенный кон­троль за их работой.

 

3. технократическая теория возникла в 20-х гг. 20 века и полу­чила значительное распространение в 60—70 гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Б. Беквит, Г. Саймон, Д. Белл и другие. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты — управленцы, менед­жеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В ре­зультате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в дру­гих теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Демократия в постиндустриальном обществе будет заменена правлением экспертов. И это будет более эффективное управление, нежели правление при помощи избирателей и избранников народа, поскольку эксперты более талантливы и более опытны в специальных вопросах.

3. теория всеобщего благоденствия (Д. Кейнс, А. Пигу, В. Мунд и. др.). Согласно теории всеобщего благоденствия, государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Теория всеобщего благоденствия подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосно­вывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права чело­века. Ее недостаток — умалчивание того факта, что «всеобщее благоден­ствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплу­атации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

4. теории конвергенции (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин и др.). Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, от­метим теорию конвергенции, которая появилась в 50—60-х гг. XX в. Она рассматривала взаимное влияние государств двух систем; западных — США, Англия и другие с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «об­мен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и пр. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия утратятся и возникнет «постиндуст­риальное государство» единого типа, которое будет государством «все­общего благоденствия».

5. теория правового государства освещает вопросы как целей государст­венной деятельности (добиться господства права во всех сферах соци­альной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории заключается в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток — в том, что она позволяет вуалировать несоответ­ствие ряда социальных ценностей праву.

6. Особое место среди указанных теорий занимает историко-материалистическая концепция государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи ис­торического материализма и классовый подход. Государство рассмат­ривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются прежде всего экономикой общества на оп­ределенной стадии его исторического развития. Цель — построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства — его отмирание по мере построения коммунис­тического общества.

 

проявляется в трех аспектах:

1) универсальная организация всего общества - обеспечивает единство, целостность общества, решение "общих дел" (т. е. касающихся всех классов и социальных групп), регулирование взаимоотношений власти и народа;

2) орудие классового господства, т. е. как организация экономически господствующего класса, который при помощи государства становится так­же политически господствующим классом;

3). социальный арбитр - применяя законы и насилие, государство осуществляет распределение общественных ресурсов (материальных ценностей, образования, здравоохранения и т. д.) между различными социальными группами и отдельными гражданами

Общие признаки

Основными и достаточными признаками (элементами), присущими государствам всех времен и типов, являются 1) территория, 2) население, 3) власть, 4) суверенитет, 5) монопольные права: на применение насилия, на издание законов и на взимание налогов.

- Территория составляет физическую, материальную основу государст­ва. Территория государства представляет собой простран­ство, на которое распространяется его власть. Это не только т. наз. "твердая земля" (суша), но и недра, а также водное и воздушное пространства.

- Население государства — это совокупность людей, про­живающих на его территории. Несмотря на сущест­вующие социальные, этнические, религиозные, расовые и т. п. различия, население страны составля­ет единое сообщество, народ, выступающий как источник власти в государстве.

- От­деленная от общества публичная власть. Носителем власти является осо­бый слой людей, который профессионально занимается управ­лением посредством специальной организации —госу­дарственного аппарата.

- Суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государст­во обладает высшей и неограниченной властью на данной территории и само определяет свои от­ношения с другими государствами

- Монопольное право на применение принуждения. Для этого государство располагает необходи­мыми органами (армия, полиция, службы безопасности, тюрьмы и т. д.) и средствами (оружие, другие ресурсы).

- Монопольное право на издание законов и других правовых ак­тов, обязательных для всего населения.

- Монопольное право на взимание налогови сборов с на­селения. Налоги необходимы для материального обеспе­чения государственной деятельности и содержания управ­ленческого аппарата.

Признаки государства как основного структурного элемента политической системы общества:

1. выступает от имени всего народа;

2. предназначено для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества;

3. располагает спе­циальным аппаратом управления;

4. оказывает определяющее влияние на развитие экономики;

5. обладает суверенитетом;

6. издает правовые акты;

7. обеспечивает гуманитарное развитие общества

Функции государства.

Место и роль государства в политической системе общества определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью.

Функции государстваэто основные направления (виды) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Один из основных критериев классификации – сферы государственной деятельности:.

1. Внутренние функции – это такие направления деятельности государст­ва, которые направлены на решение задач внутреннего развития общества.

2. Внешние функции государства – это основные направления деятельно­сти государства в его отношениях с другими государствами.

К числу внутренних функций относятся:

§ экономическая,

§ идеологическая,

§ социальная,

§ экологическая,

§ культурная,

§ функция охраны право­порядка, прав и свобод граждан.

К внутренним функциям относятся:

- защита существующего экономического и общественно- политического строя;

- регулирование соци­альных отношений;

- обеспечение законности и правопорядка;

- защита окружающей природной среды;

- культурно-воспитательная функция (развитие образования, науки, спорта и т. д.).

 

Внешние функции государства закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением:

- обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны;

- защита ин­тересов государства на международной арене;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- уча­стие в международном разделении труда;

- участие в решении глобальных проблем человечества.

В соответствии с преобладающей на­правленностью государственной деятельности:

- об­щесоциальные (правоохранительная, природоохранительная и др.)

- классовые (функция захвата чужих территорий, подавления сопротивления эксплуатируемых)

-

Государственные органы.

 

Для осуществления указанных функций государство формирует систему органов власти и управления, составляющих в совокупности организацион­ную структуру государства. Современная система государственных органов включает следующие элементы:

1) Представительные органы государственной власти. Представительные органы формируются путем прямого волеизъявления граждан (всеобщими вы­борами). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной вла­стью, и местные органы власти и самоуправления;

2) Исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих органов — непосредственное каждодневное управление государственными делами, включающее в себя:

а) исполнительную деятельность (осуществление решений представительных учреждений);

б) распорядительную деятельность (осуществление управ­ления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).

Различают высшие (прави­тельство), центральные (министерства, ведомства) и ме­стные исполнительные органы.

3) Органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нару­шенных прав, наказание нарушителей закона.

4) Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории государства.

5) Органы государственного контроля.

6) Органы охраны общественного порядка (милиция, полиция).

7) Органы государственной безопасности.

8) Вооруженные силы (армия).

Виды органов государства в соответствии с теорией разделения властей:

· законодательные,

· исполнительные,

· судеб­ные,

· контрольно-надзорные.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными норматив­ными актами органом законодательной власти является Парламент – На­циональное собрание РБ; органами исполнительной власти – Правительст­во – Совет Министров РБ, подчиненные ему органы государственного управления, другие органы исполнительной власти; органами судебной власти – Верховный Суд РБ, Высший Хозяйственный Суд РБ, Конституци­онный Суд РБ; контрольно-надзорными органами – Прокуратура РБ, Коми­тет государственного контроля.

По порядку образования различают органы

· первичные – избираемые непосредствен­но народом (это, к примеру. Президент РБ;

· производные – органы, формируе­мые другими государственными органами Конституционный Суд РБ

 

По способу принятия решений выделяют:

· коллегиальные органы (они принимают решения большинством голосов, простым или квалифициро­ванным) – Парламент РБ, Конституционный Суд РБ.

· единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем (Президент РБ, Прокуратура РБ).

 

В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют

· органы общей компетенции – в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Парламент РБ, Правительство РБ).

· Органы специальной компетенции – осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (например, различные министерст­ва и ведомства).

 

По положению в иерархической структуре государственного аппа­рата различают:

· Высшие органы государства. Полномочия выс­ших органов распространяются на всю территорию данного государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Например, Президент, парламент, правительство.

· местные органы государства. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных орга­нов, в зависимости от административно-территориального деления госу­дарства. Например, исполкомы, муниципалитеты.

 

По характеру подчиненности существуют:

· органы исключительно «вертикального» подчинения (к примеру, суды)

· органы так называемого «двойного подчинения», например, различные органы отраслевого управле­ния: министерства, ведомства с их территориальными управлениями и от­делами. Сама идея «двойного подчинения» обусловлена желанием учесть наряду с общегосударственными интересами местные интересы.

 

По срокам полномочий есть:

· органы государства, которые функциони­руют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок;

· бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

 

По времени функционирования выделяют:

· постоянные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, по­скольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях.

· временные органы государства. Временные органы создаются в чрезвычайных усло­виях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имею­щих общегосударственное значение.

 

По структуре или способу организации:

· простые – не имеют в своей структуре внутренних подразделений (нотариат)

· сложные – обладают соответствующей структурной организацией (например, министерства, ведомства и др.).

 

По правовым формам деятельности:

· правотворческие

· правоприменительные

· правоохранительные

Формы государства.

 

Изучить же государство с точки зрения его формы — значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становле­ния и осуществления государственной власти.

Форма государства складывается из трех элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государ­ственного устройства;

3) типа политического режима.

Форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а полити­ческий режим — его функциональную сторону.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции (например, в США), характер религиозных мировоззрений (в странах мусульманского мира), национальные особенности (в федеративных государствах), природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и др.).

Форма правления

Под формой правленияпонимается организация верхов­ной государственной власти, структура высших государственных органов, порядок их образования и взаи­модействия между собой. Различают две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним ли­цом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

 

Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем на­столько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключе­ния. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению.

Рассмотрим подробнее основные черты монархий:

1. Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принад­лежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограниче­ний для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничи­ваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограничен­ными, о них речь пойдет ниже.

2. Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денеж­ных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.).

3. Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребыва­ние у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика зна­ют различные способы возведения на престол или его завоевания. В совре­менных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на 5 лет из числа султа­нов 9 штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 г. на российском троне династия Романовых. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый перево­рот. Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего – главы госу­дарства).

Для того чтобы подчеркнуть особый, верховный характер власти монар­ха, эта власть нередко обожествлялась. Так, царь в дореволюционной Рос­сии объявлялся помазанником божьим, император Японии - сыном богини Солнца Аматерасу и т. д. Обычно при заговорах, дворцовых переворотах восставший народ или заговорщики пытались посадить на трон того, кто имел якобы законное право на царствование.

В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правле­ния. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представи­тельного органа, король является одновременно верховным судьей. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку мо­нарх считается высшим духовным лицом страны.

парламентарную (или конституционную) монар­хию.

Дуалистическая монархия

выборные монархии в Малайзии, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты.

Теократические монархии, где глава государства является главой религиозного культа, представляющего одну из основных религий (Ватикан, ОАЭ, формально Великобритания)

 

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

 

Монархия (греч. monarchia - единовластие) — это форма правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы го­сударства — монарха (императора, царя, короля, великого князя, шаха, эмира, султана и т. п.). Власть монарха, как правило, передается по наслед­ству. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют две разновидности монархий:

- абсолютные (неограниченные);

- конституционные (ограниченные).

В абсолютной монархии вся власть безостатка (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена в руках монарха. Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время встречается редко – например, в странах Персидского залива (Королевство Саудовская Аравия, Султанат Оман, Государство Катар - эмират).

В конституционной монархии власть монарха ограничена парламентом. В таком государстве законы принимает парламент, а монарх руководит только

- исполнительной властью (дуалистическая монархия; Иордания, Кувейт, Марок­ко) либо

- вообще ничем не руководит, а выполняет только представительные функции - «царствует, но не правит» (парламентарная монархия; Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

 

Республика (лат. res – дело + publicus – общественный, всенародный = общенародное дело) — это форма правления, при которой гла­ва государства является выборным и сменяемым. Республиканская форма правления была известна уже рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее распространение получила в эпоху капитализма.

Выделяют три основных разновидности республики:

- парламентарная;­

- президентская;

- смешанная (полупрезидентская).

 

В парламентарной республике правительство

формируется законодательным органом (парламентом) и ответственно перед ним (ФРГ, Италия, Турция, Израиль, Индия и др.). Глава го­сударства (президент) избирается, как правило, парламентом и осуществляет главным образом представительские и церемониальные функции. Реально первым лицом в парламентарной республике является глава правительства (премьер-министр, канцлер).

В президентской республике широкие полномочия принадлежат президенту (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Он избирает­ся независимо от парламента (всем народом либо коллегией выборщиков). Президент является одновременно и главой го­сударства, и главой исполнительной власти. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом.

 

В смешанной (полупрезидентской) республике (Фран­ция, Польша, Финляндия, Болгария, Австрия) сочетается силь­ная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правитель­ства перед президентом и парламентом.

В странах бывшего Советского Союза идет поиск наиболее приемлемых вариан­тов формы правления. Государства Прибалтики больше тяготеют к форме парламентарной республики. В России, Респуб­лике Беларусь, других странах СНГ установилась президентская форма правления.

Республика (в переводе с латинского – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осу­ществляется выборными органами.

Среди многих их разновидностей возможно, однако, определить основные и наи­более характерные черты республиканской формы правления.

1. выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти.

2. осуществление государственной власти от имени народа.

3. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

4. обязательность решений верховной государственной власти.

5. принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнитель­ной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.

Преимущества парламентарной республики можно усмотреть в больших гарантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал демократии, поскольку среди органов государства отсутствует еди-ноначальный орган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсутствуют и «объективные» предпосылки установления чьей-либо дикта­туры. Основной недостаток парламентарных республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парла­ментское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целенаправленную политику, часты правительственные кризисы. Стало уже классическим упоминание в этой связи послевоенной Италии, где вплоть до 90-х гг. ХХ в. чуть ли не ежегодно правительство отправлялось в отставку.

К числу достоинств президентской республики следует отнести доста­точно высокую степень эффективности государственного руководства об­ществом: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства. Управленческое воздействие более целе­направленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффек­тивное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразо­ваний, вывода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики является, как это часто бывает, продолжением ее достоинств. А именно: обширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею («монократические», «суперпрезидентские» республики).

Что касается монократической республики, то она харак­терна для "молодых" государств, где сильны монархические традиции (в основном в странах тропичес­кой Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:

1. Особый статус главы государства как единоличного носите­ля исполнительной власти, не связанного никаким контролемсостороны законодательной и судебной властей.

2. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.

3. Выборы президента, если и проводятся, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопреде­ленно длительный срок, а замена президента происходит в ре­зультате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определен­ным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).

4. Конституционно устанавливается право президента на рос­пуск парламента.

5. Власть приобретает­ся, как правило, нелегитимным способом (узурпируется): путем отказа оставить свою выборную должность по истечении срока, захвата не при­надлежащих по конституции полномочий, наконец, путем военного пере­ворота.

Суперпрезидентские республики существовали в основном в странах Латинской Америки.

Отличительные черты:

1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).

2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).

3. Президент наделяется обширными полномочиями при весь­ма слабом контроле со стороны законодательной и судебной влас­тей.

4. Президентские полномочия реализуются в условиях пер­манентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии со­блюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осу­ществляются массовые репрессии против оппозиции.

Особая разновидность республиканской формы правления — теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жиз­ни, но и в непосредственном управлении государством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...