Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Центр композиции и окружение.




ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ В РЕКЛАМНОМ ДИЗАЙНЕ

Формы отдельных элементов композиции и композиции в целом оказывают определенное эмоциональное воздействие. Форма присуща как объемным, так и плоским предметам. В дизайне говорят о форме промышленного изде­лия, товарного знака, рекламного плаката. Даже абстрактная композиция из мягких размытых пятен, четких кривых линий, острых углов, кругов создает общую форму. Необходимо, чтобы количество элементов было оптимальным, и их совокупность выглядела гармонично. В общей форме должна яс­но просматриваться система внутренних связей.

Выделим основные средства композиции.

Симметрия

Симметрия — определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Асимметрия — полное нарушение сим­метрии; повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвигов или поворота.

Симметрия — одно из наиболее важных средств организации формы, спо­собствующее целостности восприятия. Древние считали симметрию услови­ем красоты, в изобразительном искусстве того времени различные виды симметрии использовались очень часто.

Это фундаментальное свойство природы, проявляющееся в физике, матема­тике, биологии, с ним связаны законы сохранения энергии, свойства эле­ментарных частиц, строение атомов и молекул, структура кристаллов, строение белков. Многим природным объектам присуща симметрия: пло­скостная симметрия присутствует в очертаниях древесного листа, объемная симметрия — в форме самого дерева.

Наиболее часто в природе и искусстве встречается зеркальная симметрия. Другой тип симметрии — осевая, симметрия поворота. Если поворачивать простой геометрический рисунок вокруг вертикальной оси, которая перпен­дикулярна плоскости листа, образуется узор с осевой симметрией

По принципу переноса строятся орнаменты. Простейший вид орнамента — линейный. Если линейный орнамент размножить в направлении, перпендикулярном оси, получится симметричная композиция, заполняющая плоскость — сетка. Орнамент — излюбленный прием прикладного искусства. В таких видах ра­бот, как плетение, ткачество, роспись керамики, вышивка, резьба по камню и дереву можно найти множество примеров симметричных композиций. Орнаменты используются в изделиях из металла, выкладываются из камня при строительстве домов. Как правило, вид и характер орнамента зависит от особенностей материала и инструментов, с помощью которых он создается, т. е. хорошая орнаментальная композиция тектонична. Различны характеры орнамента деревянной резьбы и орнамента кованой решетки: узор из железа определяется конструкцией, придает ей прочность, оставаясь в то же время очень декоративным. В народном искусстве встречается повторение одного орнамента в изделиях из разных материалов. Например, вышивка на поло­тенце и резьба на прялке могут быть выполнены по одному рисунку, но выразительность орнамента, вырезанного на дереве, определяется размером и формой резца, текстурой дерева, а красота орнамента на вышивке зависит от величины стежка, цвета и качества основы и ниток. В результате характер произведений прикладного искусства существенно различается.

Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамичным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии, формальной точности. Лицо человека, лист дерева, головка цветка, речная ракушка симметричны в целом, в своей основе, но различны и бесконечно разнообразны в деталях. Это придает им особую выразительность и неповторимость. Такой вид симметрии называется дисимметрией. Она разрушает точное сходство повторяемых элементов, оставляя симметричность общей формы. Этот принцип лежит в основе многих произведений искусства.

Асимметрия — это симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением. Ее зачастую используют как сильное средство для усиления выразительности. Вспомните: "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень".

Антисимметричные композиции часто имеют символическое звучание: сим­вол "Инь-Янь", маска со смеющейся и плачущей половинами лица и т. д. При этом очень важно соблюсти равновесие формы.

Характер композиции

По характеру композиция может быть статичной или динамичной.

Для выражения динамики, движения используются:

· направление по диагональным линиям;

· свободное пространство перед движущимся объектом;

· момент кульминации движения.

Условия для выражения статики, покоя:

· отсутствие диагональных направлении;

· минимум свободного пространства;

· статичные позы;

· симметрия, уравновешенность;

вся композиция вписана в простую геометрическую форму треугольник, квадрат, овал).

Равновесие (баланс)

Условие зрительной завершенности композиции — уравновешенность. Ком­позиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пла­стикой.

Равновесие формы — состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие может быть устойчивым или от­личаться внутренней динамикой. Равновесие безусловно в композициях с вертикальной осью симметрии . Как правило, такие компози­ции абсолютно статичны. Более сложным и интересным способом оно дос­тигается при нарушении симметрии в компоновке элементов.

Яркое цветовое пятно способно нарушить равновесие любой композиции. Яр­кие насыщенные тона кажутся тяжелее светлых и прозрачных, достичь равнове­сия в этом случае можно за счет изменения формы и размера объектов.

Поиск равновесия в композиции из простых объектов значительно облегчает­ся, если вы работаете за компьютером. В качестве тренировки полезно вы­полнить несколько условных композиций из простых геометрических фигур. Нарисуйте с помощью программы Adobe Illustrator круг, треугольник и прямо­угольник и попробуйте самостоятельно составить несколько простейших ком­позиций. Сохраните наиболее удачные по вашему мнению варианты, в ре­зультате можно будет выбрать лучший. Ниже приведены примеры достижения равновесия в симметричных и асимметричных композициях




Равновесие в симметричных и асимметричных композициях

Центр композиции и окружение.

Работу над композицией можно считать законченной, если все ее элементы соразмерны и гармоничны. Гармония фона и графических элементов переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельность произведения определяется возможно­стью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Главный смысловой элемент является центром композиции. Заметим, что центр в данном случае — понятие условное. Форма и место размещения центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа. В любой композиции может быть один, два или три центра. При этом все элементы композиции должны быть подчинены центру (центрам) и находить в их подчинении.

Пропорциональность

Любой объект имеет определенные габариты, определяемые размерами по двум осям, если этот объект плоский и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Пропорции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамичную форму. Сочетание слов "массивный шкаф" или "тонкая рябина" вызывает определенные образы. Кроме того, каждый сложный объект имеет свои внутренние пропорции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность — соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Математическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюрер, да Винчи, Корбюзье.

Наиболее часто встречаемая пропорция — пропорция "золотого сечения".

Золотое сечение— гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку:

Число 1,618 называют золотым числом. Соотношение 21:34, а точнее 0,618034..., считается идеальным выражением пропорциональности и часто встречается в природе (пропорции тел животных, птиц, человека, глаза и т. д.). Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ — "активной" диагональю.

Золотое сечение — признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золотого сечения строились египетские пирамиды, древнегреческие храмы, создавались предметы быта.

Положение композиционного центра определяется ритмическими отношениями всех элементов и общей формы. Иногда удобно пользоваться геометрическими схемами, когда формат расчленяется линями на взаимосвязанные области. Формат листа определяет компоновку форм по вертикали или горизонтали.

Масштабность

С понятием пропорции связана масштабность. Масштабность — соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является сам человек. "Человек есть мера всех вещей".

Объекты разной масштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, непосредственных их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. Анализ форм объектов растительного и животного мира свидетельствует о существовании в природе закономерных различий форм большого и малого организма. Сравните недавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и раскрывшийся цветок, куст и дерево, фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого организма обычно сложнее и четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт, большее количество деталей.

От сложности формы в большой степени зависит, считать ли объект большим или маленьким. Закономерности формообразования в природе применимы и в дизайне, скульптуре, архитектуре. Очевидно, что силуэт малолитражного автомобиля существенно отличается от формы представительского лимузина. Сравнение форм землянки и дворца дает однозначное представление о масштабе этих строений. Пропорции многоэтажного городского дома могут точно соответствовать пропорциям спичечного коробка, но, поместив рядом изображения двух одинаковых по размерам параллелепипедов — коробка и многооконного дома, невозможно ошибиться в масштабе этих объектов.

Кроме того, восприятие масштаба объекта в большой степени зависит от его окружения. Самовар среди чайных чашек выглядит монументально и мощно, но попробуйте поставить его рядом с нагревательными установками, каким утонченным и хрупким он будет казаться! Эйфелева башня в конце прошлого века поражала своими размерами, вызывая у многих резкое неприятие. В современном многоэтажном Париже она выглядит легкой и изящной.

Масштабность — средство художественной выразительности. Гигантские монументальные статуи подчеркивают значимость, героичность изображенных людей. Двухметровые Микки Маусы в Диснейлэнде усиливают ощуще­ние сказочности, даже взрослые начинают чувствовать себя немного детьми. Помните, как менялось настроение Алисы, когда она вырастала или умень­шалась в Стране Чудес?





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.