Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тождество, контраст, нюанс




Пропорциональность и масштабность определяются соотношениями отдельных частей композиции, но говоря о соотношениях, необходимо учитывать такие категории, как тождество, контраст и нюанс.

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон.

Контраст — резкое различие элементов композиции — мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты — показа­тель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует переключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст — проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противо­положностей, он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, сюжетом композиции.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зри­тельно не разрушалась общая композиция.

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс — такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначитель­ные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

Ритмзакономерное чередование или изменение элементов, свойств, яв­лений во времени и пространстве. Ритм — элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи.

Определенный ритм создает напря­жение дизайнерской работы и в то же время упрощает видение. Он связывает

отдельные линии, плоскости, формы, управляет движением взгляда зрителя по объекту или изображению, помогает целостному воспри­ятию группы объектов.

Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и дви­гаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис.).

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы до­ма, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, поворот голов людей, стоящих группой).

В изобразительном искусстве ритм редко бывает математически правильным, пожалуй, только тогда, когда вся композиция должна передавать ощущение стабильности, четкости, строгости. В этом случае ритм является главным средством выразительности. Как правило, ритм в графическом дизайне более сложный, он придает особенную выразительность, "многомерность", внутреннюю динамичность композиции.

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или вертикали, по квад­рату, кругу, по плавной кривой. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке — решений множество, но ес­ли к основному направлению добавить деталь, расположенную под другим углом, — строй рушится, композиция разваливается.

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что элементы размещаются через равные интервалы. С его помощью дос­тигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный орнамент из простых элементов.

Метр- изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определяется изменением формы; изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющие­ся ряды). Ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яр­кости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм компо­зиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении — более сложный для восприятия.

В любом случае, композиция не должна быть монотонной, скучной, поэтому тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контра­стом. Контраст может выражаться в форме, цвете, тоне. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.

Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. В архитектуре Древней Греции для этого сокращали, расстояние между крайними колоннами сторон перистиля или периптера. Такой прием помогал воспринимать громоздкое архитектурное сооружение более компактным, здание "не рас­ползалось". Для остановки ритма можно использовать необычное решение крайних элементов.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.