Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаги по проведению исследовательского проекта




Шаги по проведению исследовательского проекта

Шаг первый: Поиск и выбор темы

Руководство по выбору темы:

1 Это мне пригодится в профессиональной деятельности.

2 Это мне пригодится в жизни.

3 Мне это интересно.

4 Я знаком с этой темой

5 Мне нравится учебный предмет.

6 Мне нравится преподаватель.

 

Почти любой учебный вопрос может инвертировать в тему исследования.

· «А что будет, если…? »;

· Некто делал так-то, а мы сделаем так-то;

· Искусственное изменение каких-либо параметров (качеств) системы и анализ последствий;

· Воспроизводимость результатов;

· Побочные результаты при основном исследовании;

· «А не «фейк» ли это? »;

· Ценностно – смысловые оценки.

Шаг второй: Установите временную шкалу

Определите даты: сбора и анализа информации, составления плана, проведения исследования, составление тезисов, углубления исследования, изложения итогового документа, составления статьи, редактирования и публикации статьи. Работайте в обратном направлении с даты завершения, чтобы установить реалистичные временные рамки для каждого из этих шагов.

Шаг третий: Разработка плана исследования

План может содержать следующие этапы:

1. постановка цели исследования, с последующей формулировкой конкретных задач, решение которых и есть исследование;

2. выдвижение гипотезы;

3. сбор информации, анализ имеющейся литературы;

4. подбор или создание экспериментально оборудования;

5. проведение эксперимента (построение и анализ зависимостей, конструирование);

6. анализ полученных результатов;

7. формулировка выводов;

8. оформление работы (согласно положению о конкурсе либо на основе общепринятого оформления научных работ);

9. устранение недостатков в работе (проверка учителем, исправление ошибок, соответствие результатов теме и поставленной цели исследования).

 

Шаг четвертый: Проведение исследований

После того, как вы закончите свой календарный график, вы готовы начать с фактического исследования.

1. Доказать актуальность выбранной темы: обосновать необходимость проведения исследования.

2. Выбрать объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.

3. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

4. Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т. д.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.

5. Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования.

Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.

6. Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

7. Выбор конкретных методик и методов исследования и их применение для достижения поставленной цели определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами, методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.

Методы научного исследования:

Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например, на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов. Любое исследование базируется на каких-то уже известных результатах, и вы обязаны не просто с ними ознакомиться, а внимательно их проработать, постаравшись понять в них всё. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент. Если у вас есть гипотеза, но вы не знаете, как её доказать, попробуйте сначала убедиться экспериментально, что она верна. Уверенность исследователя в справедливости результата придаёт силы при поиске строгих доказательств. Подумайте над тем, какие промежуточные результаты, и в какой форме было бы интересно вывести на графиках. Глядя на них, часто удается заметить нечто такое, о чём раньше вы даже и не думали. Изобретайте различные способы визуализации одних и тех же данных, «покрутите» вашу задачу с разных сторон. Случается, что именно эти, казалось бы, бесполезные, упражнения, как раз и приводят к наиболее важным открытиям.

8. Формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение. Стадия осмысления результатов — самое важное в работе. Задавайте себе больше вопросов. Верны ли исходные гипотезы? Если не верны, то, может быть, верны какие-то похожие? Что произойдёт, если я поменяю этот или другой параметр? Чем объясняется это странное скопление точек на графике? Нет ли на графике аномалий, не имеющих очевидных объяснений? Все ли интересные частные случаи проверены? Как насчёт крайних случаев и «пограничных» ситуаций (там всегда скапливаются сюрпризы)?

9. Подведение итогов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...