Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как выглядят изготовленные перфокарты?




Лысова С.Н.

Методическое пособие для учителей-дефектологов по работе с детьми с нарушением интеллекта «Перфокарты» г. Салават, 2012 г. Данное методическое пособие содержит методические рекомендации по работе с детьми с нарушением интеллекта с использованием тематических перфокарт.

Пособие может быть использовано воспитателями коррекционных групп VIII,VII,VI вида, учителями-дефектологами и родителями в работе с детьми дошкольного возраста, испытывающими проблемы в усвоении материала.

Данное пособие утверждено на методическом совете учителей-логопедов, учителей - дефектологов в МАДОУ№33 09.10.2012г.

Пояснительная записка к методическому пособию «Перфокарты»

Пособие адресовано воспитателям, учителям-дефектологам VIII,VII,VI вида, работающих в группах III и IV года обучения, родителям в работе с детьми дошкольного возраста, испытывающими проблемы в усвоении материала..

Пособие представляет собой:

1. 18 перфокарт по 14 лексическим темам:

1. Времена года (Карточка № 1)

2. Овощи (Карточки №№ 2, 3)

3. Фрукты (Карточка № 4)

4. Деревья (Карточка № 5)

5. Одежда (Карточка № 6)

6. Обувь (Карточка № 7)

7. Головные уборы (Карточка № 8)

8. Домашние животные (Карточки №№ 9, 10)

9. Домашние животные и птицы (Карточка № 11)

10. Дикие животные (Карточки №№ 12, 13)

11. Дикие животные наших лесов и жарких стран (Карточка № 14)

12. Зимующие птицы (Карточка № 15)

13. Профессии (Карточки №№ 16, 17)

14. Мебель (Карточка №18)

2. Цикл заданий.

3. Набор цветных карандашей.

Данное методическое пособие «перфокарты» предназначено для работы с детьми в образовательных областях «коммуникация» - (развитие речи) и «познание» - (ознакомление с окружающим миром) с нарушением интеллекта.

У детей с нарушениями интеллекта наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание – недостаточно устойчивое, дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания.

Память – дети не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений.

Мышление – дети затрудняются делать элементарные обобщения, они не самостоятельны в своих суждениях и механически повторяют то, что услышали.

Нарушение мышления непосредственно сказывается на овладении речью. Собственная речь у детей этой категории появляется поздно.

Движения у этих детей нескоординированы, их точность и темп нарушены.

Данные особенности развития детей с нарушением интеллекта и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении дошкольников этой категории.

Методическое пособие представляет собой перфокарты (двойной лист пластикового пакета форматом А 4, разграфлённый в верхнем и нижнем горизонтальном направлениях, по горизонтали вставляются карточки, посередине вставляется лист бумаги для графических действий ребенка), каждая из которых предлагает решить определенные коррекционно-развивающие задачи.

Цель данного методического пособия помочь специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителям, воспитывающих таких детей, в коррекции нарушений развития и подготовке к школьному обучению.

Перфокарты являются средством обучения, поэтому они могут быть использованы при усвоении любого программного материала в непосредственно образовательной деятельности (НОД) как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, может быть одним из занимательных элементов НОД в области познания, коммуникации и социализации, может представлять собой и особый вид деятельности. В использовании перфокарт создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Таким детям для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Перфокарты позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Использование данных методических рекомендаций позволяет:

- систематизировать знания детей об окружающей действительности;

- формировать предпосылки для дальнейшего развития умственных операций (обобщение, сравнение, анализ, классификация);

- совершенствовать речевые навыки и умения;

- развивать мелкую и общую моторику;

- повышать познавательную активность

Оригинальность и новизна пособия состоит в самом преподнесении материала в виде перфокарт, при работе с которыми детям с нарушением интеллекта предстоит проделать значительное количество мыслительных операция, испытать определенные тактильные ощущения, что немаловажно для развития мелкой моторики пальцев рук и согласованности движений рук с мыслительными действиями. А также данное пособие позволяет сочетать несколько образовательных областей таких, как познание, коммуникация, здоровье и социализация.

При работе с перфокартами используется беседа с ребенком, предполагаемые ответы детей даны в скобках.

Список литературы

1.Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей до­
школьного возраста и пути его активизации. [Текст] // Дефектология. — 2007. - № 4. – С. 5-7

2.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Н.Ф. Виноградова – М.:1978.- 98с.

3.Гаврилушкина, О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников. [Текст] – М.: Просвещение, 2005. – 110 с.

4.Дети с проблемами в развитии [Текст] / Комплексная диагностика и коррекция

5.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии – М.: 1992.

6.Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью// Дефектология. – 1991. - № 5. - С. 69-74

 

Как выглядят изготовленные перфокарты?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...