Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация государственного




Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов

по оптовым закупкам и продаже товаров....................................... 215

8.1. Порядок установления хозяйственных связей и операции

по оптовым поставкам товаров................................................................... 215

8.2. Методы поставки товаров оптовым покупателям

и оказываемые им услуги............................................................................. 219

8.3. Поставка товаров для государственных нужд........................................... 224

Глава 9. Организация товародвижения и товароснабжения

розничной торговой сети..................................................................... 231

9.1..Взаимосвязь экономических категорий «товародвижение»

и «товароспабжение».................................................................................... 231

9.2. Факторы звенности товародвижения........................................................... 234

9.3. Организационно-экономические формы товародвижения

и товароснабжения........................................................................................ 2.48

9.4. Организация доставки товаров в.магазины............................................... 2*14

9.5. Экономико-математические методы управления процессами товародвижения и товароснабжения 252

Глава 10. Организация тарного хозяйства в торговле.................................. 261

10.1. Значение тарной индустрии для экономики страны................................... 261

10.2. Классификация и унификация тары............................................................ 267

10.3. Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых


и технологических процессов....................................................................... 271

10.4. Организация тарооборота.............................................................................. 275

Глава 11.Товарные склады в торговле........................................................... *..281

11.1. Роль, функции и классификация складов................................................... 281

11.2. Виды складских сооружений и оборудование складов............................. 287

11.3. Устройство и основы проектирования складов......................................... 291

11.4. Устройство специальных складов............................................................... 295

Глава 12. Организация работы на складах....................................................... 302

12.1. Работа складов общего пользования............................................................ 302

(

2.2. Расчет складских площадей и основные показатели работы
складов...................................................................................................................... 305
2.3. Организация технологического процесса на складах...................................... 310
■ i2.4. Оперативное управление работой складов.................................................. 318

Глава 13.Транспортно-экспедиционные операции.......................................... 323

13.1. Выбор транспортных средств для перевозки товаров............................... 323

13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом.... 326

13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом............... 329

 

13.4. Основные направления развития транспортно-экспедиционного
обслуживания товарных рынков........................................................................... 337
риложение............................................................................................................... 339


ение


ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, произошедшие в ро ссий ской экономике с нача­ла реформ, тесно связаны^ с развитием торговли. Именно в торговле России началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосударствление предпри­ятий, их приватизация.

Частный сектор в торговле занял главенствующее место, более 95% товарооборота в 2002 г. приходилось на негосударственные торговые, предприятия.

В торговле сегодня работает около 10,0 млн человек, это примерно 15 % от общего количе ства занятых в экономике страны; число пред­приятий в торговле на начало 2003 г. составило примерно 1 млн 200 тыс. единиц, т. е. почти 35% всех предприятий России. В валовом внутреннем продукте доля торговли превышает 22%.

Та ким об разом, торговля^— одна из важнейших сфер жизнеобеспе- чения нас еления. Пр и ее посредстве пр оизведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование то­варного предложени я и пок упательского спроса.

Торговля является источг шком поступления текущих денежных средств7"а7 следовательно, и финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость, акцизы — это элементы цены, ко­торые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напря­мую поступают в бюджет.

Исходя из большого экономического и социального значения тор­говли, в Российской Федерации разработана Концепция развития внутренней торговли, в которой сформулированы следующие основ­ные цели:

• определить роль торговли на нынешнем этапе развития реформ, особенно в деле содействия восстановлению позиций отечествен­ных товаропроизводителей на потребительском рынке, создания надежного партнерства между предприятиями торговли, промыш­ленности и сельского хозяйства;

• усовершенствовать организационную и технологическую струк­туру внутренней торговли, провести реформу торговых предпри-


ятий на основе перехода их на общепринятые в рыночной эконо­мике принципы функционирования;

• определить пути взаимодействия внутренней и внешней торгов­ли в интересах укрепления экономики страны и развития внут­реннего потребительского рынка;

• обосновать концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры внутренней торговли, включая оптовую торгов­лю, розничную торговлю и общественное питание;

• создать отраслевую информационную систему внутренней тор­говли и службу мониторинга торговых предприятий;

• ввести эффективную систему государственного регулирования торговли, контроля и защиты прав потребителей.

Достижение высокой степени либерализации экономики и финан­совой стабилизации в стране создало условия для перехода к реше­нию задачи реформирования предприятий. Речь идет об осуществле­нии комплекса мер по изменению законодательно-нормативной и ринансово-хозяйственной среды функционирования предприятий. В сфере внутренней торговли реформа предполагает:

• выбор оптимальной организационно-правовой формы торговых предприятий, способной оказывать влияние на формирование внутреннего рынка и активизацию деятельности отечественных товаропроизводителей;

• создание благоприятных условий для интегрирования хозяй­ственной деятельности различных торговых структур;

• определение концепции развития различных видов и типов тор­говых предприятий, включая создание современных розничных и оптово-розничных «цепей», основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средетв.осна­щения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания;

• улучшение управления па предприятиях, стимулирование повы­шения их эффективности и конкурентоспособности, снижение издержек обращения и создание условий для реализации това­ров поумеренным ценам;

• четкое разграничение ответственности и прав собственников,
управляющих, наемного персонала и потребителей, развитие
механизма корпоративного управления, защита прав акционе­
ров, обеспечение свободного перераспределения нрав участия



Введение


 


в капитале акционерных обществ и перехода таких прав к эффек­тивным собственникам;

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий.

Изменение принципов хозяйствования, усложнение процессов товарного обращения, ускорение научно-технического прогресса в тор­говле увеличивают потребность в высококвалифицированных спе­циалистах. Эти специалисты должны иметь не только глубокую тео­ретическую подготовку, но и обладать навыками практической организационной работы.

Цель данного учебника — формирование у будущих специалистов торговли знаний в области организации работы розничных и оптовых торговых предприятий, торговых и технологических процессов, уста­новления хозяйственных связей, организации товародвижения и товароснабжения, складского и тарного хозяйства, проведения транс-портно-экспедиционных операций.

В процессе изучения курса «Организация торговли» используются данные смежных экономических дисциплин — «Общеэкономическая теория», «Экономика торговли», «Маркетинг», «Менеджмент», «Ком­мерческая логистика».


Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

Г

1.1. Принципы и содержание организации

^

государственного регулирования торговли 'азвитие рыночных отношений в России показывает, что одна из на и-олее сдож1 ШХ проблем — это отн ошения государства и рынка. Рос-ийский опыт перехода к системе рыночных отношений и прак тика эко номически разв итых государств говорят о 1тео бходим1зети госу-йрственного регулирования рыночных отношений. Более сложный зопрос — это во прос о пределах государственного вмешательства в дея­тельность рынка. Зде сь существуют две конц епции. Первая п олучила название монитористской. Она исходит из минимального уровня го­сударственного регулирования рыночных отношений. Вторая называ­ется KeUHCuaHgcoujiojiueH и ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно о сновательно регулировать рыночные отношений. В настоящее время страны с раз­витой рыночной экономикой в большей мере руководствуются вто­рой концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел Государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не су­ществует. В каждой стране сте пень государственного рег улирования определяется исходя из о собенностей экономической системы.

В Российской Федсра1ли1 ^)еударств о дос таточно основате льно ре­
гулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это про- /
является в регламентации законом организационно-прав овых форм
к оммерческих орган изаций, необходимости государственной регпст-
рацин, лицензирования отдельных видов предпринимательской дея- А,
телыюсти, обяз ательной сертификации товаров п услуг и др..3

Государство регулирует договорно-обязлтельствеппые отноше­ния между предпринимателями. Эти отношения строятся не толь-


ё


П)______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

ко на принципе свободы договора, но и на принципе его законности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изме-7 ч нения договоров, устанавливается отв етственно сть за невыполне­ние договорных обязательств. Причем значительное внимание уде­ляется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, ком­мерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ.

Крупный блок отношений, регулируемых государством, представ­лен объектами предпринимательской деятельности на рынке. Дей-ству ющее законодательство определяет^пгзавовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета и оценки, приобретения и оттор­жения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к по­требителю регламентируется договорами купли-продажи и мены,

*>"* а также сопутствующими им договорами перевозки гр узов, хранения на товарном с кладе, страхования имущества и др.

Важной сферой госуд арственного регулирования является также

q система палогообложения пре дпринимательских структур. Налого­вым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определ ены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов при осуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.

Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государ­ства становится эко номичес кое _регул_иров_ание. Стратегической це­лью такого регулирования является соз дание необходимых услов ий, при которых можно своевременно"контролировать насыщение по­требительского рынка и его стратегическую безопасность. Основны- _ми _задачамп системы государственного рег улирования торговли

Д_ стали: форм ироваш шдостаточной конкурентной среды; защита внут- Д^ реннего рынка на основе поддержки отечественного товароироизво-дителя^ре гулирования иностранны х инвестиций в сферу торговли, J jj обосщншиичотраслевых особенностей палогообложения, лицензи­ рования, кредитования, квотирова пия^эфф сктивный контр оль за­щиты прав и соблюдения интересов потребтелей/сти мулиров ание обновления технологии торгового процесса п логистического обслу-жйвания^азвитие и укрупнение нормэтшзшэчгравовой базы торгов-лихподдержание тре буемых тчпзщщпотоков для обеспечения госу­дарственных нужд.


1.1. Принципы и содержание организации государственного регулирования.

Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные групп ы торговых организа­ций, являющихся объектами г осударственного регу лирования: / • торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по гене ральным соглаше ниям с органами исполнительной вл асти всех уровней и создающие своеобразную зону страт е гичес кого контроля "испол­нительной власти на потребительском рынке; торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования. Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосу­дарственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирован ия должен опираться на дгест ь ведущих принципов:

1. Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями "" и ориентация на управление процессами, протекающими на по­требительском рынке., 2. Сведение административного воздействия к нормативно-право-х вому регулированию.

3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независи-' мо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Признание необходимости централизации определенного комп-/-■ лекса организационно-экономических функций.

5. Четкое разграничение макро- и микроуровней в системе государ­
ственного регулирования.

6. Четкое разделение'функций между тремя уровнями системы
s государственного регулирования при сохранении на каждом

из них общего подхода к проблеме государственного регули­рования торговли в целом. Общее содержа!iне государстве)того регул и|)Онапня должно опирать-ря на понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять трсдусмотренные законодательством разрешительные, коптролыю-(зап ре тигельные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, фор-


 



V


Г


<f


^2_______________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли


1.2. Методы государственного регулирования товарного обращения



 


мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регули­рования торговли задачами федерального уровня становятся тамо­женное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и суб­сидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспе­чивать реализацию принципов совместного ведения торгового об­служивания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой по­литики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государ­ственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их примене­ния к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормати­вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эф­фективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие ре­гионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроиз­водителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за со­блюдением прав потребителей.

Непос редственным организатором, координатором и исполнителем функций государственно го регулирова ния торговли является муници­па льный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим си­туацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор-


гового оборота; рациональное размещение торговых объектов по терри­тории муниципального образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...