Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размещение розничной торговой сети в городах




Важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети является рациональное размещение магазинов на тер­ритории города.

При размещении магазинов в городах следует учитывать ряд фак­торов:

градостроительные величина города, форма плана (компакт­
ная, расчлененная н др.), функциональное зонирование его тер­
ритории (селитебная, промышленная, коммунально-складская,
транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение
административных и культурных центров, спортивных комплек­
сов, мест приложения труда;

2 Зак. 298


ншм

Таблица 2.1 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли


 

 

 

 

 

Предприятие розничной торговли Торговая площадь, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
вид тип
Универсальный магазин Гипермаркет   Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
  Универмаг 3500 — городская торговля Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
650 — сельская торговля
  Универмаг «Детский мир»   Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
  Магазин-склад   Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
  Универсам (супермаркет)   Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание
  Гастроном   Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии Индивидуальное обслуживание через прилавок

-о о


 



 


 


  Товары   Продовольственные Преимущественно
  повседневного спроса   и непродовольственные товары частого спроса самообслуживание
Специализи- Рыба, мясо,   В соответствии со специализацией Самообслуживание,
рованный колбасы,   магазина индивидуальное обслуживание
продовольствен- минеральные     через прилавок
ный магазин воды и т. п.      
Специализи- Мебель,   В соответствии со специализацией Самообслуживание,
рованный хозяйственные   магазина по образцам, по каталогам,
непродоволь- товары,     индивидуальное обслуживание
ственный электротовары,     через прилавок
магазин одежда, обувь, ткани и т. п.      
Магазины Природа,   В соответствии со специализацией Самообслуживание,
прочей товарной семена,   магазина по образцам, по каталогам,
специализации зоомагазин, книги и т. п.     индивидуальное обслуживание через прилавок
Неспециализи- Продукты   Узкий ассортимент Индивидуальное обслуживание
рованный (минимаркет)   продовольственных товаров, через прилавок
продовольствен- и т. п.   основные из которых хлеб,  
ный магазин     кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки  
Неспециализи- Дом торговли   Товарные комплексы предметов Самообслуживание,
рованный     туалета и гардероба для мужчин по образцам, по каталогам,
непродоволь-     и женщин (одежда, обувь, ткани, индивидуальное обслуживание
ственный     галантерея, парфюмерия) через прилавок
магазин        

ы сп


"шя^^га^^йя


Окончание табл. 2.1


 


 


 

 

 

Предприятие розничной торговли Торговая площадь, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
вид тип
  Все для дома,   Товарные комплексы Самообслуживание,
  товары для детей, товары для женщин и др. магазины с комбиниро­ванным ассортиментом товаров   соответствующей специализации по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Промтовары   Узкий ассортимент Индивидуальное обслуживание
      непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия через прилавок
Комиссионный   Узкий ассортимент Самообслуживание,
  магазин   непродовольственных товаров индивидуальное обслуживание через прилавок
Магазины   Узкий ассортимент Индивидуальное обслуживание
со смешанным     продовольственных и через прилавок
ассортиментом     непродовольственных товаров.  
товаров     не связанных общностью спроса  

с?


 



 


Таблица 2.2 Перечень требований к оформлению магазинов различных типов


 

 

 

 

 

Вид Тип Вывеска световая или с подсветкой, с элементами оформления Применение фирменных буклетов и (или) упаковочных материалов Наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия Использование декоративных элементов в оформлении экспозицион­ных витрин Современное выставочное оборудование, изготовленное в едином стиле
Универсаль­ный магазин Гипермаркет . + + + + +
Универмаг + + + + +
Универмаг «Детский мир» + + + + +
Магазин-склад - - - - -
Универсам (Супермаркет) + ~ + + +
Универсаль­ный магазин Гастроном + - + + +
Товары повседневного спроса          
Специализи-. рованный продоволь­ственный магазин Рыба, мясо, колбасы, минерачьные воды и т. п. +   + + +
Специализи­рованный непродоволь­ственный магазин Мебель, хозяйственные товары, электротовары, одежда, обувь, ткани и т. п. +   + + +

о

J3



Окончание табл. 2.2


ы с»


 





Примечание. Знак «+» означает, что выполнение требовании предусмотрев; ЗНаК «-» — НИ ПредУшАТрйнО.


со со


               
   
     
 
 
 
 
   

 

Глава 2. Розничная торговая сеть

транспортные — направление и интенсивность основных пото­ков движения, развитие средств общественного и индивидуаль­ного транспорта, размещение трамвайных, автобусных остано­вок, станций метро;

социальные — необходимость снижения совокупных затрат вре­мени на посещение магазинов, достижения высокого уровня об­служивания;

экономические — обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня до­ходности магазинов.

Вопросы размещения каждого конкретного магазина нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.

Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равно­мерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое.

Равномерное размещение магазинов означает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотип­ным магазинам, и, прежде всего, к магазинам по продаже товаров повседневного и частого спроса, к которым относится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение, магазинов вытекает из необходимости тер­риториального сближения магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спро­са или взаимозаменяемых. Такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлеба, молока, мяса, рыбы, овощей при отсут­ствии универсального продовольственного магазина или универсама позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

Ступенчатое размещение магазинов основано на особенностях формирования ассортимента товаров в магазинах, предусматриваю­щих концентрацию широкого ассортимента товаров или только това­ров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значе­ния и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей. Например, широкий ассорти­мент кондитерских изделий обеспечивается в кондитерском магази-


2,$. Размещение розничной торговой сети в городах ____________________ 41

не, размещенном на центральной магистрали города, а карамель и кон­феты наиболее частого спроса — в универсамах. Таким образом созда­ются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгу­ющие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.

На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная си­стема размещения торговой сети. В соответствии с этой системой тор­говая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы ма­газинов: местного и городского значения.

Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значе­ния, заключается в обеспечении населения основными продовольствен­ными и непродовольственными товарами повседневного и частого спро­са с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков, и обслуживают они насе­ление в пределах пешеходной доступности.

Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удов­летворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.

К предприятиям городского значения относятся: универмаг, мага­зин типа «Гастроном» и специализированные магазины. Их разме­щают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности.

'-«К предприятиям городского значения относятся также и магазины-вклады. Они могут быть размещены в коммунально-складской зоне, |$а границе промышленной и жилой зон или в селитебной зоне города..' Перспективным направлением в организации розничной торговой Сети является размещение магазинов в составе торговых центров.

Торговый центр — это совокупность торговых предприятий и пред приятии но оказанию услуг, реализующих универсальный ассорти­мент товаров и услуг. Торговый центр расположен па определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое i^i предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.


                 
   
 
 
   
 
 
   
     
 
 
   

 

Глава 2. Розничная торговая сеть

Для комплексного обслуживания населения и усиления архитек­турно-композиционной выразительности городской застройки торго­вые центры целесообразно объединять с культурно-зрелищными и другими учреждениями.

Размещение магазинов в составе торговых центров имеет большое социально-экономическое значение. Торговые центры дают возмож­ность населению приобретать товары и пользоваться разнообразными бытовыми и коммунальными услугами с наименьшими затратами вре­мени, кроме того, повышается эффективность строительства и эксп­луатации предприятий, входящих в его состав. Как показала практика, концентрация предприятий торговли в таких центрах по сравнению с предприятиями, размещенными в отдельно стоящих зданиях, обеспе­чивает экономию удельных капитальных вложений и сокращение эксплуатационных расходов.

Торговые центры могут быть двух типов: местного и городского значения.

Торговый центр местного значения включает в качестве самостоя­тельных объектов универсам, столовую, магазин полуфабрикатов, ку­линарных и кондитерских изделий, комплексные приемные пункты бытового обслуживания.

Торговый центр городского значения включает универмаг, магазин типа «Гастроном», ресторан, кафе, бар, Дом быта и другие специали­зированные предприятия обслуживания и размещается в обществен­ном центре города.

При этом в малых и средних городах с компактной планировочной структурой создается один общегородской центр. В средних городах с расчлененной планировочной структурой в дополнение к общегород­скому торговому центру может быть создан подцентр. В больших и крупных городах наряду с общегородским создается система торговых центров планировочных районов. Общегородской торговый центр и торговые центры планировочных районов должны быть удобно связа­ны маршрутами общественного транспорта. В центральных районах сложившихся городов торговые центры целесообразно формировать в виде пешеходных торговых зон с размещением на них разнообраз­ных предприятий торговли и общественного питания.

В настоящее время развитие материально-технической базы роз­ничной торговли осуществляется при участии финансовых и мате­риальных ресурсов как государства, так и частных лиц, причем с упразднением отраслевых централизованных фондов, дефицитом городских (местных) бюджетов в структуре источников инвести-


2.3. Размещение розничной торговой сети в городах ____________________ 43

ций наибольший удельный вес занимают инициативно привлекае­мые средства.

В результате сокращения инвестиций в розничную торговлю каче­ственный состав сети изменился. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма огра­ниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети: киосков, палаток и т. п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание.

С одной стороны, увеличение пунктов реализации товаров способ­ствует сокращению времени покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды.

С другой стороны, опережающие темпы роста объектов мелкороз­ничной сети отрицательно характеризуют развитие процессов форми­рования торговой сети в целом:

• мелкорозничная сеть не способствует развитию производства,
о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализуемой
импортной продукции;

~ • многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов;

• отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение сани­тарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здоровье потребителей;

• мелкорозничная сеть часто предлагает услуги низкого качества, что выражается в нарушении правил продажи товаров и прав по­требителей;

• значительная часть денежных средств от предприятий мелкороз­ничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты; контроль за их деятельностью ввиду специфики организации затруднен;

• развертывание мелкорозничной торговой сети резко снижает темпы строительства магазинов как основного элемента инфра­структуры рынка.

Очевидно, что население нуждается в мелкорозничной торговле, поскольку еще какое-то время она будет решать социальные задачи по приобретению необходимых товаров непосредственно по месту жительства граждан, по решению проблем занятости населения региона, сезонной торговли. Но необходимо предпринимать определенные меры, чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизованные формы:


'ПК*


                 
   
 
 
   
 
 
   
     
 

 

Глава 2. Розничная торговая сеть

• во-первых, должна быть проработана стратегия размещения объектов мелкорозничной сети, исходя из того, что они должны размещаться, в первую очередь, в районах нового жилищного строительства, в которых ввод объектов торговой инфраструк­туры отстает от ввода жилья;

• во-вторых, следует упорядочить размещение объектов мелко­розничной сети в торговых зонах, поскольку зачастую они уста­новлены вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебны­ми, лечебными учреждениями, что создает неудобства как для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно и пожи­лых людей, нестабильную обстановку для детей, так и для нор­мального функционирования этих учреждений. Кроме того, непродуманность размещения создает сложности для движе­ния пешеходов и пассажиров (около и внутри станций метропо­литена, вокзалов), а также создаются предпосылки для аварий­ных ситуаций и возникновения опасности для жизни граждан, особенно детей (около транспортных развязок или остановок транспорта).

Поэтому наиболее целесообразным является функционирование самостоятельных объектов мелкорозничной сети в составе торговых комплексов. Торговый комплекс — это совокупность торговых пред­приятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказы­вающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хо­зяйственного обслуживания торговой деятельности.

В центральной части города, которая представляет интерес для тури­стов и гостей, где располагаются различные учреждения и которая по сути является транзитной для горожан, приоритеты должны быть отданы торговле сувенирами, товарами подарочного назначения, цве­тами, мороженым, прохладительными напитками.

Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети должны сда­ваться в аренду только на конкурсной основе, с условием благоустрой­ства территории и поддержания архитектурно-планировочного вида па соответствующем уровне, с проведением последующих реконструкций и модернизаций объектов торговли.

В последние годы в городах стала усиленно развиваться другая ветвь внемагазипиой формы продажи — городские рынки.

Рынок — это организация, создающая условия для ведения тЬргов на основе договоров купли-продажи.

Рынки подразделяют на сельскохозяйственные (бывшие колхоз­ные), продовольственные, вещевые и смешанные.


2.4. Современные направления развития розничной торговой сети _______ 45

Как правило, рынкам предоставляются определенные льготы в на­логообложении — их относят к льготной категории налогоплатель­щиков с соответствующим понижающим коэффициентом. Со своей стороны, они обязаны определенный процент торговых мест предостав­лять бесплатно льготным категориям торгующих — пенсионерам, инвалидам и Др.

Правильное размещение торговой сети должно обеспечить: * • оптимальное соотношение различных видов розничной торговой i сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные "*1 формы продажи товаров;

^ • рациональное использование торговых площадей за счет вне- V" дрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых, объектов;

\j • рационализацию товарного ассортимента за счет организации крупных торговых объектов;

• рационализацию торговых процессов за счет внедрения совре­
менных форм торгового обслуживания, а также организации до­
полнительных торговых услуг населению.
> '

ЪА. Современные направления

" развития розничной торговой сети

Развитие розничн ой торговой сети идет в направлении создания эф­фективной конкурентной среды на рынке торговы х услуг/ Основопола­гающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Широкое видовое ра знообразие предприятий розничной торговли предполагает использование всего спектра как магазинных, так и вне-магазинных форм продажи товаров: посылочная торговля, торговля по каталогам, сетевой маркетинг, внемагазинная торговля с использо­ванием электронных технических средств, торговля па рынках и дру­гие формы продажи товаров.

М ногообразие типо в розничных торговых предприятий классифи­цируется по масшта бу деятельности, размер у тор говой площади, то­варной специализации, методу обслуживания населения, обслужива­емому сегменту рынка товаров народного потребления, во многом определяемому значительной дифференциацией доходов населения. Причем последний принцип классификации торговых предприятий


                 
 
   
     
 
 
 
   
 
   

 

Глава 2, Розничная торговая сеть

появился недавно, но занял твердые позиции. Идет процесс становле­ния и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам дохо­дов. Это, с одной с тороны, предприятия, обслуживающие покупате­лей с большими доходамиТГГсбответственно, с большими возможно­стями приобретения товаров. Такие магазины имеют ассортимент высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высо­кий уровень торгового обслуживания. С другой стороны, это рознич­ные торговые предприятия, ориентированные на торТбвое обслужива­ние населения со средними и низкими доходами, а также социально незащищенных слоев населения.

Как показывает^опыт развитых стран и наметившиеся тенденции
в организации отечественной торговли, имеющееся типовое разнообра­
зие торговых предприятий можно подразделить в зависимо сти от кон­
тингента обслуживаемого населения на несколько групп: ~"

• магазины относительно невысоких цен типа «магазин-дискаунт»,
,-^~" «магазин-склад», торговля на вещевых, продовольственных и сме­
шанных рынках — для покупателей, среднедушевой доход кото­
рых ниже прожиточного уровня;

• универмаги, расположенные не в центре торговых зон, магазины
^ «Продукты», «Минимаркеты», «Непродовольственныетовары» —

для покупателей, среднедушевой доход которых равен или превы­шает прожиточный уровень;

• специализированные магазины, крупные универмаги, супермар-
кеты и гипермаркеты, находящиеся, главным образом, в централь-

' ных торговых зонах, торгующие высококачественными дорогими
товарами — для покупателей, среднедушевой доход которых зна­
чительно превосходит прожиточный минимум. '

В каждой группр торговых предприятий проводится различная ас­сортиментная и ценовая политика, предоставляется различный набор и уровень торговых услуг, разный уровень технического оснащения и оформления интерьера.

Одноврем енно с этим обострение конкуренции на рынке привело к н еобходимости определения новых подход ов к развитию розничных предприятий. Утвердилась практика разработки концеп ций, основан­ных на общих идеях формирования ассортимента и обслуживания населения. При этом предусматривается создание единообразного внешнего облика магазинов, использование схожего оборудования и внутреннего оформления, применение единых принципов ассорти­ментной политики и методов продажи товаров.


Я Л. Современные направления развития розничной торговой сети _____ 47

В такие конце пции обычно включают разделы: ассортиментные пе­речни" товаров; схемы размещения оборудования и товароТвГуказания по организации расчетных узлов, определению зон самообслужива­ния и продажи некоторых товаров через прилавок; перечни дополни­тельных услуг; порядок формирования цен, предоставления скидок на отдельные товары; требования к качеству товаров; эскизы современ­ного оформления продуктов питания и фирменной одежды персона­ла; образцы ценников и др.

Наибольшие возмож ности для реализации концепций развития розничной торговой сети предоставляют различного рода «торговые цепи». В зарубежной практике преобладающее место в их составе зани -мают продовольственные магазины самообслуживания с сопутст ву­ющи ми непродовольственными товарами, рассчитанные на кажд однев-ные покупки (супермаркеты ^ крупные универсальные магазины, располо женные преимущественно в приго родах и на трассах, с башни-ми площадя ми для стоянок автомобилей и рассчи танные в д^щ рлщуцш закупки товаров н а неделю или более длительныйТ1ериод (Ггипермарк&? ^ть1^?1С1агазинь1-диск^тъ}) торгующие товарами по ценам более низким ПО сравнению с другими торговыми предприятиями. ■;-; По}шбные тенденции в формировании торговой сети получили уже Некоторое развитие в России, но не стали пока определяющими.

Раз работку кон кретных концепций развития розничной торговой сети*должны брать на себя региональные и муниципальные органы управления торговлей, торговые корпорации.

Кор[юр^гшо£4ац1авлеиие представляет собой организационную модель ведения бизнеса, нацеленную на наиболее эффективное выра­жение интересов собственников, органон управления (советов дирек­торов и др.), управляющих и наемного персонала.

Особенность торговых корпоративных организаций состоит в том, что они стремятся вовлечь и корпоративные интересы также и потре­бителей, сформировать постоянные группы «лояльных клиентов», приверженных покупкам товаров в торговых предприятиях данной корпорации.

В этих целях предусматривается введение для постоянных контин­гентом покупателей корпоративных пластиковых карточек, служащих удобной формой расчетов, предоставления различного рода скидок и бонусов.

Примером подобного подхода может служить осуществление в Москве эксперимента по созданию «народных магазином». Потенци­альные покупатели вносят денежные вклады на создание подобных



Глава 2, Розничная торговая сеть


it


 


магазинов, а после их ввода в действие получают право приобретения товаров с 5% скидкой.

Важным звеном корпоративного управления является хорошо на­лаженная работа торгового менеджмента, включая функции коорди­нации, маркетинга, эффективной организации труда, экономии из­держек обращения и образцового обслуживания населения. В центре внимания при этом находятся вопросы защиты прав потребителей. Необходимо также постоянно заботиться об инвестиционной при­влекательности торговых предприятий с целью повышения их эф­фективности.


Глава 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...