Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гибельная «Незнакомка». Роковые портреты Ильи Репина




Гибельная «Незнакомка»

Оригинальное название «Незнакомки» Ивана Крамского (1837–1887) – «Неизвестная». Это полотно, написанное в 1883 г., – один из самых загадочных шедевров русской живописи. На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске.

Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное, отороченное мехом и синими атласными лентами бархатное пальто и модная шляпка-беретка вкупе с насурьмленными бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках выдают в ней даму тогдашнего полусвета… Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека… Однако, когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами… Во всяком случае, оригинала никто не встречал…

Есть версия, что портрет писался с курской крестьянки Матрены Саввишны, ставшей женой одного из дворян рода Бестужевых. Мол, Крамской увидел ее где-то в Санкт-Петербурге, и ее красота так пленила живописца, что он предложил женщине позировать. Но прототип решили держать в тайне.

Еще одна гипотеза утверждает, что изначально Крамской изобразил княгиню Юрьевскую, морганатическую супругу императора Александра II. Однако полотно было написано два года спустя после гибели императора, когда Юрьевская была уже выслана Александром III за границу. Как же она могла позировать художнику? Да и вряд ли Крамской стал бы изображать на портрете опальную персону…

Павел Михайлович Третьяков почему-то отказался приобрести портрет для своей галереи – может, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей. «Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился… Все эти несчастья приписывали «роковой» картине.

Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» у него один за другим умерли два сына…

«Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Говорят, и там она чинила всяческие беды своим обладателям. В 1925 г. «Незнакомка», однако, вернулась в Россию и все-таки заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор, рассказывают, никаких эксцессов больше не происходило. Может, все дело было в том, что с самого начала портрет должен был занять подобающее ему место?

Роковые портреты Ильи Репина

Еще в XV столетии Корнелий Агриппа Неттесхеймский писал: «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал». Вряд ли кто-то будет спорить, что Илья Ефимович Репин (1844–1930) – один из величайших русских живописцев. Но – странное обстоятельство: многие, кому выпало честь стать его натурщиками, вскоре умирали…

Среди «жертв» художника оказались такие знаменитости, как Мусоргский, Писемский, Пирогов, наконец, его собственная возлюбленная Луиза де Аржанто. Едва художник взялся за портрет поэта Федора Тютчева, тот тоже скончался… Правда, во всех случаях для смерти имелись какие-то объективные причины, но вот совпадение… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге» (1873), говорят, преждевременно отдали Богу душу…

Самая же жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком уж реалистично была написана сцена убийства, слишком много было на холсте крови, которая казалась настоящей…

Когда полотно было выставлено в Третьяковской галерее, оно стало производить странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 г. порезал холст ножом… Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. К счастью, Илья Репин в то время был еще жив и смог отреставрировать картину, фактически заново написав лица обоих Иванов.

Рассказывают, что когда тогдашний хранитель Третьяковки Хруслов узнал об акте вандализме, его психика не выдержала и он бросился под поезд…

25 мая 2018 г. безработный из Воронежской области Игорь Подпорин нанес несколько ударов, повредив раму и само полотно. Свои действия он объяснил тем, что картина оскорбляет чувства верующих. Вандала приговорили к тюремному заключению, а полотно до сих пор находится на реставрации.

Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…

Кстати, сама история о том, что Иван Грозный является сыноубийцей, всего лишь миф. Считается, что царь убил сына в припадке гнева посохом в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений. Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом!

Так, в «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича». Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе…» Причина смерти не называется.

В 60-е гг. прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?! Но откуда тогда взялась легенда о нем?

Есть версия, что ее автором является монах-иезуит, ректор Падуанской академии Антонио Поссевино. Последний был отправлен в Москву послом от папы Римского. Тот предложил Православной церкви перейти под власть Ватикана, однако не встретил у русского царя поддержки. Поссевино, меж тем, стал очевидцем семейного скандала. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре… Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него, и Иоанн-младший боялся, что потеряет и третью, так как отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок…

Кстати, при эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ядов, что может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что в те времена было не редкостью), а вовсе не от удара твердым предметом!

Тем не менее, на картине Репина изложена именно версия сыноубийства. И изложена с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь в то, что все происходило на самом деле. Отсюда, видимо, и «убийственная» энергетика.

Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Картина была завершена к концу 1903 г. А в 1905 г. грянула первая русская революция, в ходе которой полетели головы изображенных на полотне госчиновников. Одни лишились постов и званий, а другие и вовсе поплатились жизнью. Так, министр В. К. Плеве и великий князь Сергей Александрович, бывший генерал-губернатором Москвы, были убиты террористами.

В 1909 г. художник по заказу Саратовской городской Думы нарисовал портрет премьер-министра Столыпина. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве.

Надо сказать, что проклятие, похоже, действовало и на самого художника. Например, известно, что после завершения работы над картиной об Иване Грозном у него отнялась правая рука. Правда, потом он научился писать левой.

Другой случай. В 1877 г. Илья Ефимович побывал в своем родном городе Чугуеве и решил написать портрет одного своего дальнего родственника, Ивана Федоровича Радова. Тот был по профессии мастером золотых дел, то есть ювелиром, но среди горожан слыл колдуном. Репин назвал картину «Мужик с дурным глазом». Сразу же после того как она была написана, он внезапно заболел лихорадкой. Впоследствии живописец жаловался друзьям, что это случилось именно из-за колдуна и что якобы он сам испытал на себе его силу…

Кто знает – быть может, не будь Илья Репин так талантлив, таких трагических последствий могло и не случиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...