Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивные особенности задней подвески




Задняя подвеска может быть как зависимой, так и не­зависимой. Однако в большинстве случаев задняя под­веска легковых автомобилей выполняется зависимой (рис. 5.10).

Рессоры задней подвески могут быть пружинными (см. рис. 5.10) либо листовыми (рис. 5.11). Гашение коле­баний задней подвески, как и передней, осуществляют амортизаторы.

АМОРТИЗАТОРЫ

Подробная конструкция переднего и заднего аморти­заторов легкового автомобиля показана на рис. 5.12. Назначение амортизаторов - гасить колебания пру­жин. Поэтому амортизаторы иногда называют демпфе­рами или гасителями колебаний пружин. Схема работы амортизатора показана на рис. 5.13. В поршне амортизатора выполнены маленькие отвер­стия, через которые жидкость амортизатора может проходить, когда поршень совершает возвратно-посту­пательное движение. Когда колесо наезжает на пре-

 

 


 

НЕСУЩАЯ СИСТЕМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬстр.59


 

 

 

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.60

 

 

Рис. 5.12. Амортизаторы передней и задней подвесок:

I - нижняя проушина; 2 - корпус клапана сжатия; 3 - дис­ки клапана сжатия; 4 - дроссельный диск клапана сжатия;5 - пружина клапана сжатия; 6 - обойма клапана сжатия;7 - тарелка клапана сжатия; 8 - гайка клапана отдачи;9 - пружина клапана отдачи; 10 - поршень амортизатора; II- тарелка клапана отдачи; 12 - диски клапана отдачи;13 - кольцо поршня; 14 - шайба гайки клапана отдачи; 15 - дроссельный диск клапана отдачи; 16 - тарелка перепускного клапана; 17 - пружина перепускного клапана;18 - ограничительная тарелка; 19 - резервуар; 20 - шток; 21 - цилиндр; 22 - кожух; 23 - направляющая втулка што­ка; 24 - уплотнительное кольцо резервуара; 25 - обойма сальника штока; 26 - сальник штока; 27 - прокладка за­щитного кольца штока; 28 - защитное кольцо штока; 29 - гайка резервуара; 30 - верхняя проушина амортиза­тора; 31 - гайка крепления верхнего конца амортизатора передней подвески; 32 - пружинная шайба; 33 - шайба подушки крепления амортизатора; 34 - подушки; 35 - распорная втулка; 36 - кожух амортизатора передней подвески; 37 - буфер штока; 38 - резинометаллический шарнир

НЕСУЩАЯ СИСТЕМА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬстр.61



Рис. 5.13. Схема работы амортизатора: а - внешний вид; б и в - принцип работы; 1 - проушина; 2 - рабочий ци­линдр; 3 - кожух; 4 - шток; 5 - поршень; 6 - калиброван­ное отверстие; А и Б - полости цилиндра

Амортизатор выполнен в виде цилиндра, заполненного специальной жидкостью, и поршня с металлическим што­ком. Некоторые амортизаторы дооборудуются резервуа­рами со сжатым газом (азотом), их называют газовыми.

Колеса и шины

Колеса находятся в непосредственном контакте с по­верхностью дороги, на них передается крутящий момент от двигателя, приводящий транспортное средство в дви­жение. Шины за счет сжатого воздуха и собственной уп­ругости поглощают толчки и смягчают удары при движе­нии по неровностям. Кроме того, колесо служит направ­ляющим устройством, с помощью которого транспортное средство движется по заданной траектории. Колесо состоит из диска с ободом и шины (рис. 5.14). Колесо автомобиля крепится к ступице с помощью спе­циальных болтов или гаек.

Внутри шины может находиться камера, в которую зака­чивают воздух. В этом случае шина называется камер­ной. В настоящее время широкое распространение по­лучили бескамерные шины. У бескамерной шины внут­ренняя поверхность должна быть герметично соединена с ободом. Для этого на ободе выполнен специальный бурт.

Шина состоит из каркаса (корда), протектора, боковин и бортов.

Корд - основа шины. Нити корда могут быть сделаны из проволоки, капрона, стекловолокна и т.п. Поверхность шины, непосредственно контактирующая с до­рогой, называется протектором.

В зависимости от рисунка протектора (конструктивного исполнения) шины легковых автомобилей, используе­мые автолюбителями повседневно, могут быть всесе-зонными, летними и зимними. В зависимости от расположения нитей корда шины под­разделяются на диагональные и радиальные. В диагональных шинах нити корда расположены пере­крестно под углом примерно 37° (рис. 5.15). В радиальных шинах нити корда проходят практически под углом 90° относительно боковин (рис. 5.16). Радиальные шины в настоящее время значительно по­теснили диагональные.

Преимуществом радиальных шин является их эластич­ность (что делает поездку более комфортной), увели­ченное пятно контакта с дорогой, низкое сопротивле­ние качению, а также больший срок службы по сравне­нию с диагональными шинами. Недостатком радиаль­ных шин является низкая прочность их боковин. При контакте боковины с бордюрным камнем такие шины

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.62



часто выходят из строя. Как говорят бывалые водители, на боковине образуется «грыжа». Маркировка шин

Автомобильные шины маркируют алфавитно-цифро­вым кодом, который наносят на борт шины. Для маркировки геометрических данных шины исполь­зуется сокращенная форма. Например: 195/55R16. Рас­шифруем эту кодировку:195 - ширина шины в миллиметрах, измеренная по са­мым отдаленным точкам;

55 - процентное отношение высоты борта к ширине. R -радиальная шина;

16 - посадочный диаметр шины в дюймах. Маркировка шин за последние годы усложнилась. По­мимо геометрических параметров и сведений о произ­водителе, на шину могут быть нанесены данные о тяге, протекторе, температурном сопротивлении, направле­нии вращения и т.п.


 

стр.63


ЧАСТЬ 6. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ


К системам управления транспортными средствами отно­сят систему рулевого управления и тормозные системы.

Система рулевого управления

Назначение рулевого управления - обеспечить водите­лю полный контроль над направлением движения транспортного средства.

Данная система включает в себя рулевой механизм и ру­левой привод. Мы уже привыкли к тому, что, поворачивая руль, водитель поворачивает передние колеса автомоби­ля. Рассмотрим несколько подробнее, что же происходит при вращении руля. Итак, с одного конца рулевого вала закреплен руль или, говоря научным техническим языком, рулевое колесо. Противоположный конец вала входит в рулевой механизм. На этом конце закреплена либо шес­терня (реечный рулевой механизм), либо червячный вал (червячный рулевой механизм). Рулевой механизм преобразует вращение руля в плос­костное перемещение рулевых тяг, поворачивающих управляемые колеса на необходимые углы. В связи с тем что рулевой механизм выполнен по схеме редук­тора (устройства, понижающего обороты и, как след­ствие, увеличивающего крутящий момент), он еще и увеличивает усилие водителя, приложенное к руле­вому колесу. Обычно усилие, прикладываемое водите­лем, увеличивается в 15-30 раз. Именно такое переда­точное отношение имеют рулевые механизмы. Вполне понятно, что чем больше передаточное отношение ру­левого редуктора, тем легче водителю поворачивать передние колеса. Однако увеличение передаточного числа сверх указанного ограничено ухудшением уп­равляемости автомобиля: при больших значениях пе­редаточного числа даже для незначительного поворо­та колес водителю придется поворачивать руль на большие углы.

Ряд легковых автомобилей оборудован усилителем ру­левого механизма, дополнительно снижающим усилие, необходимое для поворота руля. Устройство и принцип его работы мы рассмотрим чуть позже.

РЕЕЧНЫЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ В большинстве современных легковых автомобилей ис­пользуется система рулевого управления с реечным меха­низмом (рис. 6.1).

Как уже говорилось, в этом случае на конце рулевого ва­ла 1, связанного с рулевым механизмом, закреплена ше­стерня 2. Она находится в зацеплении с зубчатой рейкой 3. Данная зубчатая пара расположена внутри картера ру­левого механизма. Поворачивая руль, мы вращаем шес­терню, а она заставляет зубчатую рейку перемещаться внутри картера влево или вправо.*Концы рейки через ру­левые тяги соединены с поворотными кулаками перед­них колес, и при перемещении рейки происходит пово­рот управляемых колес.

ЧЕРВЯЧНЫЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ Стр.64

В данном механизме один из концов рулевого вала свя­зан не с зубчатой шестерней, а с червяком (рис. 6.2). Червяк находится в зацеплении с роликом, который, в свою очередь, соединен с рулевой сошкой. Сошка, пе­ремещаясь влево или вправо, через рулевые тяги и по­воротные кулаки обеспечивает перемещение передних колес на заданные углы (рис. 6.3).

РУЛЕВОЙ ПРИВОД

Рулевой привод передает усилие от рулевого механиз­ма к управляемым колесам. В случае использования червячного механизма он включает в себя рулевую сошку, рулевые тяги и поворотные рычаги (см. рис. 6.3).

Рулевой привод, в котором использован механизм типа «шестерня-рейка», представлен на рис. 6.4. С помощью рулевого привода обеспечивается поворот левых и правых передних колес автомобиля на разные по величине углы. Это необходимо для того, чтобы при движении в повороте передние колеса вращались без проскальзывания, поскольку в такой ситуации каждое колесо движется по своему радиусу (наружное -по большему, внутреннее - по меньшему). При этом у них общий центр поворота. Современные легковые автомобили оборудуют гидро­усилителем руля. Ранее таким устройством были обору­дованы в основном грузовики, автобусы, троллейбусы. Вы, наверное, догадались, что на этих массивных транс­портных средствах водителям тяжело вращать руль. По этому на них и устанавливается такой «помощник» для водителя. В настоящее время гидроусилителем обору­довано большинство иномарок, да и наш Волжский ав­тозавод стал устанавливать его на некоторые модели. Схема работы гидроусилителя рулевого управления представлена на рис. 6.5.

Основными элементами гидроусилителя являются на­сос, распределительное устройство и исполнительное устройство, выполненное в виде гидроцилиндра. Как же работает гидроусилитель? Он включается в ра­боту только по мере необходимости. Стоит водителю приложить к рулю усилие в определенном направле­нии, как распределительное устройство направляет жидкость, нагнетаемую насосом, в определенную по­лость гидроцилиндра. Жидкость давит на поршень, шток которого начинает перемещаться и помогает во­дителю поворачивать колеса. При прямолинейном дви­жении усилитель не работает.Помимо помощи водителю, поворачивающему управля­емые колеса, гидроусилитель повышает безопасность движения, так как позволяет сохранить управление ав­томобилем при разрыве шины переднего колеса, что особенно важно, когда автомобиль движется на вы­сокой скорости. Кроме того, усилитель смягчает удары, передаваемые на рулевое управление при движении по неровной дороге.

Обратите внимание, что насос гидроусилителя приво­дится в действие от двигателя. Следовательно, если двигатель не работает, то не работает и гидроусили­тель. Это надо учитывать при буксировке транспортно­го средства. Эксплуатировать автомобиль с неисправ­ным усилителем руля запрещено: разрешается только доехать до места ремонта или стоянки, соблюдая меры предосторожности. Об этом мы поговорим в части 8, по­священной подготовке к теоретическому экзамену в ГИБДД.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ стр.65

 

 

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.66



 

Стр.67



 


Тормозные системы

Тормозные системы предназначены для эффективного снижения скорости движения транспортных средств вплоть до их полной остановки, а также для предот­вращения несанкционированного перемещения стоя­щего транспортного средства. Современные автомобили оборудуют рабочей, запас­ной и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная система предназначена для сни­жения скорости и остановки транспортного средства (рис. 6.6). Она обладает наибольшей эффективнос­тью и срабатывает при нажатии на педаль тормоза. Рабочая тормозная система должна срабатывать при однократном нажатии на педаль и действовать на все колеса.

Стояночная тормозная система предназначена для удерживания остановленного транспортного средст­ва в неподвижном состоянии. Стояночная тормозная система действует на задние колеса легковых автомобилей (рис. 6.7). Она приво­дится в действие рукой водителя через рычаг, распо­ложенный в салоне. При перемещении рычага вверх водитель через тросы и рычаги раздвигает тормозные колодки и прижимает их к внутренней поверхности тормозных барабанов задних колес. Запасная тормозная система предназначена для сни­жения скорости и остановки автомобиля при отказе рабочей тормозной системы. Обычно она является частью рабочей тормозной системы, но обладает меньшей эффективностью.

Принцип действия рабочей тормозной системы лег­кового автомобиля заключается в следующем: при нажатии на педаль тормоза водитель перемещает поршень главного тормозного цилиндра, тормозная жидкость перемещает поршни рабочих цилиндров, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или барабанам, на которых закреплены коле­са. Из-за возникающего трения между последними транспортное средство снижает скорость и при необ­ходимости останавливается. Гидропривод рабочей тормозной системы имеет два независимых контура (см. рис. б.6). На современных легковых автомобилях в большинстве случаев конту­ры расположены по диагонали, т.е. один из них свя­зан с правым передним колесом и левым задним, а другой - с левым передним и правым задним. Если один из контуров разгерметизируется и перестанет затормаживать связанные с ним колеса, другой будет продолжать работать. При этом у водителя сохранит­ся возможность остановить транспортное средство

 

Стр.68



(с меньшей эффективностью торможения). Такую тормозную систему и называют запасной. Тормоза по конструктивному исполнению подразделя­ют на дисковые и барабанные. В дисковых тормозах вращающийся стальной диск, на котором закреплено колесо, при воздействии на пе­даль тормоза с двух сторон зажимается между колодка­ми (рис. 6.8).

В барабанных тормозах колодки находятся внутри тор­мозного барабана, на котором также закреплено коле­со (рис. 6.9). В этом случае торможение осуществляет­ся за счет прижатия колодок к внутренней поверхнос­ти барабана (колодки расходятся в стороны).

Для снижения усилия водителя, нажимающего на пе­даль тормоза, используется вакуумный усилитель тор­мозов (рис. 6.10).

Корпус усилителя разделен подвижной диафрагмой на две части: одна связана с выпускным коллектором двигателя, а другая - с атмосферой. Когда педаль тормоза отпущена, пружина прижимает диафрагму к отверстию или клапану атмосферной трубки, полностью перекрывая доступ атмо­сферного воздуха. При нажатии на педаль тормоза води­тель принудительно перемещает диафрагму, отверстие трубки (или клапан), выходящей в атмосферу, открывает­ся, а разрежение в полости, связанной с выпускным кол­лектором, создает дополнительную силу на штоке главного тормозного цилиндра, действующую в ту же сторону, куда перемещает шток нога водителя. В результате для дости­жения необходимой эффективности торможения нажимать на педаль тормоза можно с меньшим усилием.

Вакуумный усилитель рабочей тормозной системы действует только при работающем двигателе. Это необходимо учиты­вать при движении транспортного средства с неработающим двигателем (например, при буксировке неисправного транс­портного средства). В последнем случае, чтобы снизить ско­рость или остановить автомобиль, на педаль тормоза придет­ся нажимать с большим усилием, чем на транспортном сред­стве с работающим усилителем.


 

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Стр.70ЧАСТЬ 8.Неисправности транспортных средств, при которых запрещено движение

Правила дорожного движения обязывают водителя пе­ред выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соот­ветствии с Основными положениями по допуску транс­портных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности до­рожного движения* (п. 2.3.1 Правил). Пункт 2.3.1 Правил запрещает движение при неис­правности:

1) рабочей тормозной системы (рис. 8.3);

2) рулевого управления (см. рис. 8.3);

3) сцепного устройства (в составе автопоезда) (рис. 8.4);

4) негорящих (отсутствующих) фарах и задних габа­ритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (рис. 8.5);

5) не действующем со стороны водителя стеклоочи­стителе во время дождя или снегопада (рис. 8.6). Обратите внимание на указанные пять неисправностей. Они особо опасны. Если невозможно устранить их на месте,то при­водить транспортное средство в движение запрещается.

В этом случае при неисправности рабочей тормозной си­стемы или рулевого управления вызывайте техпомощь либо буксируйте (в соответствии с разделом 20 Правил) свое транспортное средство к месту ремонта или стоянки. Недействующими считаются такая рабочая тормозная сис­тема или такое рулевое управление, которые не дают воз­можности остановить транспортное средство или осущест­вить маневр при движении с минимальной скоростью. Если не удается устранить неисправность сцепного уст­ройства, откажитесь от буксировки прицепа.


 

ПОДГОТОВКА К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ стр.71


 

Если в темное время суток или в условиях недостаточ­ной видимости невозможно восстановить работоспо­собность фар и задних габаритных огней, ждите свет­лого времени суток или прояснения. При невозможности устранения неисправности стек­лоочистителя со стороны водителя во время дождя или снегопада дождитесь окончания выпадения атмо­сферных осадков.

Запомнив указанные неисправности, открывайте экза­менационные задачи или билеты и приступайте к отве­там на следующие вопросы:

Ну как, получилось? Ошибок не допустили? Если воз­никли ошибки, вновь прочитайте этот раздел и выясни­те их причины. Если все в порядке, продолжаем. При возникновении в пути прочих неисправнос­тей, с которыми Приложением к Основным поло­жениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходи­мых мер предосторожности. Под соблюдением необходимых мер предосторожнос­ти при следовании к месту ремонта или стоянки подра­зумевается движение на пониженной скорости


 

Стр.72

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ



 

по крайней правой полосе с включенной аварийной сигнализацией. По возможности используйте дороги без интенсивного движения.

Схема проверки технического состояния транспортного средства приведена на рис. 8.7. Теперь самое главное. Вы должны были обратить вни­мание на то, что все неисправности транспортных средств разделены на две большие группы. В первую группу включены те, при возникновении кото­рых запрещается дальнейшее движение. Их пять, и к данному моменту, ответив правильно на указанные выше экзаменационные вопросы, вы их запомнили. Ко второй группе относятся неисправности, при воз­никновении которых движение не запрещено. Но дви­гаться можно только в одном направлении - к месту ре­монта или стоянки. Правда есть еще вариант - устра­нить обнаруженную неисправность на месте. Если это удалось, то можно без помех продолжать свой путь. В противном случае еще раз отметим: ехать можно только к месту ремонта или стоянки, не забывая соблю­дать необходимые меры предосторожности. Неисправности второй группы приведены в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Подробно изучим его и одновременно ответим на экзаменационные во­просы. Будьте внимательны, читая вопросы. Их авторы не скупятся на уловки, чтобы вас «подловить», а точнее, проверить не только ваши знания, но и внимательность, так как это одно из главных качеств надежного водите­ля. В вопросах то и дело будут встречаться слова «раз­решается», «допускается», «запрещается». И все это об эксплуатации транспортного средства. Итак, до отве­та на вопрос подумайте, что же именно хотят от вас уз­нать, и только поле этого выбирайте правильный ответ.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

 

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоход­ных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Тре­бования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

1. НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ

Все современные автомобили оборудуют рабочей, за­пасной и стояночной тормозными системами. Рабочая тормозная система предназначена для сниже­ния скорости и остановки транспортного средства (см. рис. б.б). Она обладает наибольшей эффективностью и срабатывает при нажатии на педаль тормоза. Рабочая тормозная система должна срабатывать при однократ­ном нажатии на педаль и действовать на все колеса. Стояночная тормозная система предназначена для удерживания остановленного транспортного средства в неподвижном состоянии. Она приводится в действие рукой водителя через рычаг (см. рис. 6.7). Запасная тормозная система предназначена для сниже­ния скорости и остановки автомобиля при отказе рабо­чей тормозной системы. Обычно она является частью рабочей тормозной системы, но обладает меньшей эф­фективностью.

1.1. Нормы эффективности торможения не соответ­ствуют ГОСТ Р 51709-2001.

Эффективность торможения оценивается тормозным путем и установившимся замедлением транспортного средства.

В соответствии с действующими стандартами тормоз­ной путь — это расстояние, которое проходит автомо­биль с момента нажатия на педаль тормоза до его пол­ной остановки (рис. 8.8). Тормозной путь является час­тью остановочного пути.

Иногда понятие «тормозной путь» путают с понятием «путь замедления или торможения». Путь замедления (реального торможения) меньше тормозного пути на расстояние, которое проходит автомобиль за время срабатывания тормозного привода. Тормозной путь зависит от скорости, эффективности работы тормозной системы, состояния проезжей части и шин, а также массы движущегося транспорта. Тормоз­ная система превращает кинетическую энергию движу­щегося транспортного средства в тепло между тормоз­ными колодками и тормозными барабанами или диска­ми. При движении одного и того же автомобиля с при­цепом, не имеющим собственной тормозной системы, длина тормозного пути увеличивается по сравнению с длиной тормозного пути этого же автомобиля без при­цепа. Это происходит из-за увеличения массы движу­щихся транспортных средств, а следовательно, и кине­тической энергии, которая превращается тормозной системой в тепло с прежней эффективностью (рис. 8.9).


ПОДГОТОВКА К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ стр.73


 


 

 

Стр.74

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ



 


 


Замедление (величина, противоположная ускорению) характеризует быстроту снижения автомобилем скоро­сти движения.

Эффективность рабочей тормозной системы определя­ют на специальных стендах, например, при прохожде­нии так называемого «инструментального контроля» и при ходовых испытаниях. Измерение тормозного пу­ти и установившегося замедления без специальных приборов дает весьма приблизительные результаты. Однако водитель, привыкший к исправному функцио­нированию рабочей тормозной системы, сразу заметит снижение эффективности торможения. Неисправности рабочей тормозной системы оказывают непосредственное влияние на безопасность движения. Поэтому перед каждой поездкой осмотрите автомо­биль, проверьте, нет ли под ним следов подтекания тор­мозной жидкости (для автомобилей с гидравлическим приводом тормозов), а сразу после начала движения проверьте эффективность рабочей тормозной системы (рис. 8.10).

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тор­мозного привода.

Указанную неисправность, как уже отмечалось, легко определить по следам тормозной жидкости под авто­мобилем, а также на внутренней поверхности дисков колес и шин. Кроме того, на нарушение герметичнос­ти укажет снижение уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра (см. рис. б.б). На большинстве современных автомобилей об этом просигнализирует красная лампа, расположенная в комбинации приборов.

Подтекание жидкости из гидропривода тормозов устра­няют подтяжкой резьбовых соединений в магистрали привода, а также заменой пришедших в негодность шлан­гов, трубопроводов, манжет и других вышедших из строя деталей. После этого доливают недостающую жидкость и удаляют воздух из рабочей тормозной системы.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вы­зывает падение давления воздуха при неработаю­щем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 мин после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер. Пневматические и пневмогидравлические тормозные приводы чаще всего используют на грузовых автомоби­лях и автобусах. Утечку воздуха можно обнаружить по характерному шипению. Для информирования води­теля о давлении воздуха в системе используется мано­метр, о котором пойдет речь в следующем пункте.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

При указанной неисправности водитель не узнает, до­стигнуто ли в приводе тормозной системы необходимое для торможения давление. Водителям транспортных средств с таким тормозным приводом запрещено начи­нать движение до тех пор, пока насос не накачает необ­ходимое количество воздуха в ресиверы (баллоны).

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечиваетнеподвижное состояние:

транспортных средств с полной нагрузкой - на укло­не до 16 процентов включительно (рис. 8.11); легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 процентов включитель­но (рис. 8.12);

грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 процента включительно. Здесь речь идет о так называемом «ручном» (стояноч­ном) тормозе. На легковых автомобилях он затормажи­вает задние колеса. Запоминаем цифры и отвечаем на вопросы.


ПОДГОТОВКА К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЭКЗАМЕНУ стр.75


 


 


Билет 12-18

Билет 33-18 Задача 25.10

2. НЕИСПРАВНОСТИ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Признаками неисправностей рулевого управления явля­ются «плавание» автомобиля при движении, увеличен­ный свободный ход руля или его затрудненное вращение.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении пре­вышает следующие значения:

Люфт (от немецкого Luft - воздух) - зазор между со­пряженными поверхностями частей машины. Именно такие зазоры в рулевом механизме обусловливают свободный ход руля до начала поворота колес (люфт). Свободный ход руля определяют специальным прибо­ром - люфтомером (рис. 8.13).

Билет 5-18 Задача 25.12

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соеди­нения не затянуты или не зафиксированы уста­новленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

В указанных случаях автомобиль в любую секунду мо­жет стать неуправляемым. Последствия этого очевидны.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный кон­струкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Если на вашем автомобиле не установлен гидроусилитель рулевого управления, то этот пункт пригодится только для ответа на экзаменационный вопрос. Если гидроусилитель установлен, то снять его и ездить без него вряд ли кому придет в голову. А вот его отказ водитель сразу почувст­вует. Усилие на руле резко возрастет. И конечно, на высо­ких скоростях ездить станет опасно. Да и при движении с малой скоростью для изменения траектории транспорт­ного средства придется потрудиться. Остается одно -на малой скорости двигаться к месту ремонта.

3. НЕИСПРАВНОСТИ ВНЕШНИХ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим ра­боты внешних световых приборов не оответствуютиппавртребованиям конструкции транспортного средства.


соответствует требованиям конструкции транспортного средства


Стр.76

УЧЕБНИК ПО УСТРОЙСТВУ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ


 

Примечание . На транспортных средствах, снятых с производства, допу­скается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

Светотехнические устройства, относящиеся к внешним световым приборам, рассмотрены ранее в разделе «При­боры освещения, световой и звуковой сигнализации» (см. часть 3 «Электрооборудование»). Внешние световые приборы легкового автомобиля показаны на рис. 8.14:

1 - габаритные огни, позволяющие в темное время су­ток и в условиях недостаточной видимости различать контуры автомобиля;

2- фары ближнего света;

3- фары дальнего света;

4- указатели поворота;

5- сигналы торможения (стоп-сигналы);

6- светоотражатели;

7- фонари заднего хода;

8- освещение номерного знака;

9 - противотуманные фары (на автомобилях и автобу­сах - две);

10- задние противотуманные фонари (не более двух);

11- дополнительный сигнал торможения (один).

В одной фаре могут быть совмещены лампы дальнегои ближнего света.

Противотуманные фары излучают широкий, но плоский световой пучок, освещающий проезжую часть перед ав­томобилем примерно на то же расстояние, что и ближ­ний свет обычной фары.

На мопедах и мотоциклах может быть установлена одна противотуманная фара.

На автомобилях разрешено устанавливать только две противотуманные фары.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТ Р51709-2001. Правильная регулировка фар позволит избежать ослеп­ления водителей встречного транспорта, а вам обеспе­чат хорошую видимость дороги. Проверять правиль­ность установки фар следует регулярно, особенно после замены фар, ламп, а также ремонта передней подвески. Удобнее это делать на станциях технического обслужи­вания, имеющих специальное оборудование. Можно провести регулировку фар самостоятельно с помощью экрана. Описание и параметры такой регулировки обыч­но приводятся в руководстве по эксплуатации конкрет­ного автомобиля. Многие современные автомобили оборудованы гидрокорректором фар, позволяющим в зависимости от загрузки транспортного средства, т.е. от высоты фар над дорогой, менять расположение све­тового потока. Не забывайте при изменении загрузки автомобиля с ручным управлением гидрокорректором переводить ручку его управления в нужное положение. Дальний свет фар должен освещать дорогу минимум на 100 м, ближний - на 30-40 м. Срок службы ламп на­каливания около 200 ч, после чего их светосила умень­шается на 20%, в дальнейшем светосила уменьшается еще вполовину. Своевременно заменяйте лампы внеш­них световых приборов.

3.3. Не работают в установленном режиме или за­грязнены внешние световые приборы и световоз­вращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеивате-ли либо используются рассеиватели и лампы, не со­ответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не со­ответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены: спере­ди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световоз-вращающие приспособления любого цвета, кроме белого;

сзади - фонари заднего хода и освещения государ­ственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие при­способления любого цвета, кроме красного.

Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознаватель­ные знаки, установленные на транспортных средствах.

4. НЕИСПРАВНОСТИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛЕЙ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

4.1. Не работают в установленном режиме стекло­очистители.

Постоянно следите за состоянием щеток стеклоочисти­телей («дворников»). Даже в ясную погоду не начи­найте движение без них: движение без «дворников» сделает вас беспомощным при внезапном дожде, брызгах воды из уборочной машины, неожиданно по­павшей на ветровое стекло грязи. Как только рабочая поверхность «дворников» пере­станет выполнять свои функции, немедленно устано­вите новые щетки стеклоочистителя. Напомним, что во время дождя или снегопада запреща­ется движение транспортного средства с неисправным стеклоочистителем со стороны водителя.

4.2. Не работают предусмотренные конструкциейтранспортного средства стеклоомыватели.
Стеклоомыватели подают моющую жидкость на вет­ровое стекло. Причем количество жидкости должнобыть таким, чтобы щетки стеклоочистителя смогли удалить загрязнение на стекле автомобиля за пять двойных ходов. Летом в качестве омывающей жидкости можно использовать обычную воду. Осенью,до наступления заморозков, не забудьте заменить воду на специальную жидкость с низкой температуройзамерзания.

5. НЕИСПРАВНОСТИ КОЛЕС И ШИН

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм (рис. 8.15), грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мо­тоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы оста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...