Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Легенды и история. Как выглядит храм?




Легенды и история

Согласно легендам, когда-то на месте Чидамбарама стоял лес под названием Тиллай, где владычествовала богиня Кали. В лесу жили два святых мудреца – Патанджали (наполовину человек, наполовину змея) и Вьяграпада, имевший человеческое тело и тигриные лапы, поклонявшиеся самопроявленному лингаму (изображению божества Шивы).

Как-то раз Шива явился туда, чтобы станцевать для них в награду за преданность свой космический танец – лалитатилак. Но богине Кали не понравилось, что кто-то вторгся в ее лесные владения, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Проигравшему предстояло покинуть Тиллай.

По другой версии, жена Шивы Ума являлась одной из ипостасей богини Кали. Между мужем и женой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Было организовано танцевальное состязание, судьей в котором стал сам бог Вишну.

Танцорам аккомпанировал божественный оркестр: богиня Сарасвати играла на лютне, бог Индра – на флейте, Брахма – на цимбалах, Вишну – на барабане, а Лакшми пела песни.

Сначала ни один из участников состязания не уступал другому. Но потом Шива проделал свое знаменитое «па» – задрал одну ногу вверх, так, что пальцы коснулись его лба, поставив на него знак тилака… Он одержал бесспорную победу, и Кали вынуждена была удалиться. А Шиву после этого стали называть Натараджа.

На том месте, где Шива исполнял свой танец, царем Хираньяварманом из династии Паллавов был построен храм Натараджа (по-тамильски – койл). Вначале здание было совсем небольшим, позднее к нему пристроили золотой зал Канакасабха. Танцевальный зал, стены которого были покрыты золотом, получил название Поннамбалам (Золотой храм).

В середине VI в. сюда прибыл кашмирский царь Симхаварман II, чтобы искупаться в целебном водоеме рядом с древним храмом: царя поразила страшная болезнь – проказа.

Купание исцелило Симхавармана, и он решил возвысить статус храма, пригласив сюда из Кашмира 3000 браминов для ритуального служения.

Нынешнее здание храма Сабханаяка Натараджа было построено раджой Вира Чола в Х в. Тогда же Чидамбарам превратился в столицу царства династии Чола и оставался ею на протяжении четырех столетий. Строительство храма продолжалось в течение пяти веков. Сегодня это один из самых колоссальных сакральных комплексов в Южной Индии, занимающее площадь в 40 акров.

Как выглядит храм?

К храму ведут четыре прямые, как стрела, улицы, вдоль которых тянутся лавки, где можно купить все необходимое для ритуальных церемоний. Во двор можно попасть через ворота, увенчанные гопурамами (башнями), которые имеют округленную форму и поднимаются на высоту более 40, 5 м. В каждом из них 7 этажей. На западном и восточном гопурамах размещены рельефные изображения Шивы в 108 классических танцевальных позах. Ведь танец Шивы имеет для индусов особое сакральное значение: в его символических движениях заключается информация о космических законах бытия!

Храмовый комплекс Чидамбарам посвящен стихии Акаша, пронизывающей Вселенную. Как утверждают Веды, в Акаше заключена энергия Творения всего на свете. В деталях храма содержится суть природы всех вещей. Девять золотых каласов (горшков), образующие шпиль крыши, символизируют составные части Вселенной: трех актеров – время, пространство и причину; трех гун – саттву, раджас и тамас; и три функции – созидание, сохранение и разрушение. Крышу поддерживают 64 деревянные балки, символизирующие 64 вида искусства, или кала. Сама кровля состоит из 21 600 черепиц, количество которых соответствует числу вдохов, которые человек делает в течение дня. Черепицы удерживаются 72 000 гвоздей, это количество соотносится с ритмом человеческого сердца (72 удара в минуту).

На северной стороне храмового комплекса лежит огромный водный резервуар Шиваганга – тот самый, в котором купался кашмирский властитель… По поверью, вода в нем обладает целительными свойствами. На стенах окружающих водоем коридоров начертаны гимны, воспевающие космический танец Шивы.

С восточной стороны лестница, состоящая из 21 ступеньки, ведет в санктум санкторум («святую комнату»), или Канакасабху, где стоит образ Шивы в позе ананда тхандавам (танец блаженства), вырезанный из единого куска сиреневого рубина.

В храме много ценностей. Крыша главного святилища украшена листовым золотом, а статуи богов – драгоценными камнями: жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами.

Здесь же можно увидеть и самопроявленный Шива-лингам, который находился в этом месте с древних времен. Он изготовлен из сплава пяти металлов и в двух руках из четырех держит барабан сотворения и пламя разрушения. Слева от него за покрывалом скрыт Акаша линга – лингам Эфира, откуда, по индийским верованиям, возникли четыре другие стихии. Его нельзя видеть, и он известен под именем Рахасья – тайный. Справа – закрытая занавесом ниша, где находится гирлянда золотых листьев – вилва. Здесь Шива представлен как не имеющий формы.

Помимо этого, в храме можно увидеть и святилища других богов: Субраманьи, Парвати, Нанди, Ганеши и Вишну (последний изображен возлежащим на многоглавом змее – Ананта Шеша).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...