Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обычаи дикшитаров. Танец Шивы




Обычаи дикшитаров

Испокон веков ритуальные обряды в этом храме вершат представители касты браминов-дикшитаров. Они живут здесь уже много веков, с тех пор как предки их прибыли сюда по повелению кашмирского царя, и никогда не покидают территории храмового комплекса. Браки заключают только между собой.

Дикшитары не похожи обликом на местных жителей – дравидийцев. У большинства из них узкие лица, тонкий нос и губы, светлые глаза. По-тамильски они говорят с чуть заметным акцентом. Их можно узнать по характерной прическе – пучку волос, собранному на голове спереди.

В XVIII в. на Чидамбарам совершил набег майсурский раджа Хайдар Али. Дикшитары забрали из храма все самое ценное и укрылись в лесу. Впоследствии в Чидамбарам вернулись только 400 семей. Остальные расселились по разным местам и потеряли право считаться членами касты… Сейчас здесь живут 250 семей дикшитаров. Все жрецы подчиняются храмовому совету, во главе которого стоит секретарь, исполняющий в то же время обязанности главы общины.

Людей, получивших образование по современным меркам, среди дикшитаров очень мало. В общине из поколения в поколение передаются древние знания. Кстати, у них нет никаких древних манускриптов: все знания они держат в голове! Кроме того, эти храмовые жрецы владеют искусством танца, во время которого имитируют движения Шивы.

Некоторые исследователи считают, что дикшитары – потомки некоей исчезнувшей цивилизации, а сами они называют себя пришельцами с другой планеты… Недавно индийское правительство поручило ученым заняться поисками древних рукописей, которые расскажут об истории храма и прольют свет на происхождение касты дикшитаров. Однако поиски пока безуспешны.

Танец Шивы

Каждую пятницу вечером Шиву «выносят на прогулку». Из храма выходит процессия, несущая паланкин со статуей божества. В руках жрецов факелы и трезубцы – непременные атрибуты Шивы.

В мае-июне и декабре-январе в храме проходят фестивали, которые длятся по десять дней. На девятый день совершается абхишека – ритуальное омовение божеств Натараджа и Шивакамасундари в тысячеколонной зале Раджа Сабха. Туда изваяния доставляют на деревянной колеснице тхер, или ратх, украшенной богатой резьбой. Колесницу везут тысячи верующих.

На десятый день осуществляется процедура даршана (аудиенции, или благословения): из зала тысячи колонн появляется статуя танцующего Шивы во всем великолепии. На следующие 6 месяцев ее переносят в санктум санторум.

Главное религиозное и культурное событие года в Чидамбараме – ежегодный Фестиваль танца Натьянджали. Начало его приходится на праздник Маха Шиваратри, в феврале. На пять дней сюда съезжаются артисты со всего мира.

Вот как описывает одно из таких шоу известный ученый-востоковед Л. В. Шапошникова (1926–2015) в книге «Годы и дни Мадраса» (1971):

«Наступившую тишину внезапно разорвал резкий звон медного колокола, зазвонили маленькие колокольчики, и два полуобнаженных брахмана со священными шнурами дважды рожденных ударили в медные тарелки. Храмовой зал, над которым трепетало красное полотно закатного неба, наполнился до краев звонким шумом. Сотни рук, изогнутых в каком-то порыве, потянулись к танцующему Шиве, на золотых ногах которого играли отблески масляных светильников. Но руки не могли дотянуться до бога, потому что между ними и Шивой стояли со странными полуулыбками двадцать жрецов, чьи волосы, стянутые в узлы сбоку, повторяли прическу танцующего бога. Из-за их спин неверным и лукавым блеском светилась бриллиантовая диадема Шивы. Протянутые руки остановились на полдороге, и по толпе пронесся вздох, который не смогли заглушить храмовые колокола. Но их звон с минуты на минуту нарастал, забили барабаны, и все это слилось в чудовищном танцевальном ритме. Ритме таинственного космического танца. Из-за спин стоявших жрецов поднялось оранжевое пламя и поплыло вместе с подносом к богу с золотыми танцующими ногами. Теперь сверкал не только бриллиантовый полумесяц в бронзовых волосах Шивы, но вспыхнули и заиграли его рубиновые и изумрудные украшения. Жрец стал быстрее вращать огненный поднос, и, наконец, все слилось в единый огненный круг, в котором плясали как будто ожившие золотые ноги бога-человека, пришедшего сюда много веков тому назад.

Люди снова простирали руки к пламенному кругу, что-то кричали и пели, их полуобнаженные тела, разрисованные белыми полосами, раскачивались в каком-то известном только им ритме. Внезапно все смолкло, и только голос жреца, читавшего мантры-заклинания, нарушал странную тишину. Через несколько мгновений вновь ударили колокола, забили барабаны, поплыло колеблющееся пламя, поднялись трепещущие руки к багровому закатному небу, на фоне которого высились пирамиды гопурамов, окрашенные последними лучами заходящего солнца в нестерпимо оранжевый цвет. Звон колоколов и звуки барабанов неслись туда, к красному небу и оранжевым пирамидам, а над простертыми руками, сверкая драгоценными камнями, безумный бог танцевал свой вечный космический танец…»

За стенами храмового комплекса, кажется, кипит вполне современная жизнь: в городе есть кинотеатр, отели, банки, кафе, рестораны… Здесь же расположен Аннаималайский университет – один из крупнейших в Южной Индии, с прекрасно оборудованными лабораториями, студенческими общежитиями, обширной библиотекой, парком… Но в то же время многие учреждения носят имя Натараджи-Шивы, на стенах лавок встречаются изображения танцующего четырехрукого божества. Ведь это его город…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...