Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Под знаком Змия?




В старину Киев называли «городом Змиевым». Как известно, древние славяне представляли мир в форме гигантской змеи, кусающей себя за хвост. Если верить этому представлению, то «хвост змеи» располагается точно над Киевом… Не зря покровителем украинской столицы является Архангел Михаил, согласно Библии, победивший дьявола в обличье семиглавого Змея…

Есть в Киеве район Гончары-Кожемяки. Название его связано с именем мифического героя Никиты Кожемяки, якобы победившего Змия, регулярно уносившего к себе в логово красивых девушек. Говорят, Никита Кожемяка был реальным человеком и жил именно здесь, в урочище, где тогда располагалось что-то вроде ремесленной слободки… По другим данным, победителя киевского змия звали Кириллом. Возможно, это было его второе, христианское имя, принятое при крещении. В честь Кирилла Кожемяки была выстроена и Кирилловская церковь, близ которой находится Змиева пещера.

А что если и сам Змий реально существовал? Недаром под Киевом до сих пор сохранились Змиевы валы – как гласит миф, это та самая борозда, которую пропахал Никита 300-пудовой сохой, куда запряг сраженного Змия. Кстати, изображение самого легендарного Змия можно увидеть на фасаде старинного здания на Рейтарской улице.

Уж не является ли народная легенда о Никите (Кирилле) Кожемяке одной из интерпретаций библейского предания о победе Архангела Михаила над Змеем?

Так или иначе, в архитектуре многих киевских зданий присутствуют мифологические мотивы, подтверждая «мистическую» и «магическую» репутацию города.

К примеру, в самом начале улицы Ярославов вал (Большая Подвальная) находится готический замок со шпилем, фронтон которого украшен крылатыми львами со злобными ликами (а кое-кто из киевлян считает, что это не львы, а самые настоящие бесы). По одной версии, в позапрошлом столетии особняк принадлежал семье баронов Штейнгелей. По другой, его построил для своей любовницы табачный магнат Сальве. Львы же должны были служить ей защитой от злых духов.

Проект разработал харьковский архитектор Николай Добачевский (1860–1906). Рассказывают, что некогда тут размещался Чешский клуб, который посещал знаменитый писатель Ярослав Гашек (1883–1923). Однажды он подвыпил и по какой-то причине начал посылать проклятия и дому, и его прошлым и будущим обитателям. В послереволюционную эпоху в здании устроили коммунальные квартиры, а через какое-то время оно начало разрушаться, да и сейчас находится в полуразрушенном состоянии.

Дом № 14 А по той же улице в начале XX в. построил купец Леонид Родзянко, двоюродный брат председателя Государственной думы Михаила Родзянко (1859–1924). У входа – две каменные статуи, изображающие неких мифических длинноволосых существ женского пола. По мнению исследователя Дмитрия Лаврова, подобные мотивы в оформлении зданий были в начале прошлого столетия весьма популярны в Киеве. С одной стороны, обнаженные каменные красавицы могли быть персонажами из греческой мифологии, с другой – изображениями конкретных ведьм, которые таким образом охраняли хозяев дома от неприятностей.

Есть предание, что был у скульптур реальный прототип: известная киевская ведьма и гадалка Мотря Варналий. Как-то она напророчила Леониду Родзянко, что Российскую империю ждет война и неисчислимые беды. Поверив ей, миллионер еще в 1913 г. эмигрировал в Америку и тем самым, возможно, даже спас себе жизнь.

Здание зеленого цвета на улице Гоголевской, 23, называют «Домом с котами» или «Домом Ягимовского», а то и «Замком Кощея». Оно выстроено в стиле модерн с элементами готики по проекту архитектора Владимира Бессмертного (1861–1940). Говорят, владелец дома, генерал Фердинанд Ягимовский, увлекался оккультизмом и, по слухам, знался с самим дьяволом. Видимо, отсюда и «экзотическое» оформление здания. На первом этаже возле готического окна – два барельефа в виде котов, на втором – маскароны в виде довольно безобразных человеческих ликов, в центре они перемежаются изображениями сов. А на венце крыши и вовсе сидит фигурка черта, правда небольшая.

О доме № 7 по улице Костёльная (особняке Александра Козеровского) рассказывают, что там располагался бордель для гомосексуалистов. Возможно, это связано с наличием лепнины в виде силуэтов обнаженных мужчин.

Пятиэтажное здание в стиле модерн было выстроено архитектором Игнатием Ледоховским в 1913 г. по заказу владельца, Александра Козеровского, которому приписывали нетрадиционную половую ориентацию. Скульптуры для фасада изготовил Федор Соколов. Так появилась прославившаяся на весь Киев Медуза Горгона с ядовитыми змеями на голове вместо волос.

Дом по адресу Большая Житомирская, 8 А, называют «Домом с горгульей». На углу здания действительно изображена горгулья.

Сейчас уже не установить, почему был выбран такой «дизайн». Возможно, владелец хотел таким образом отпугнуть злых духов от своего жилища (клин клином вышибают! ), а может, восхваляя темные силы, пытался заручиться их покровительством… Хотя есть гипотеза, что хозяин дома просто скопировал чудище с Собора Парижской Богоматери – ведь в те времена было модно подражать всему французскому…

Существует версия, что некогда здесь проживал чернокнижник Иосиф Роговский, проводивший в доме спиритические сеансы. Он-то, мол, и заказал горгулью архитектору Михаилу Бобрусову (1878–1955). Но согласно официальным источникам, владелицей усадьбы являлась помещица Ипполита-Цезарина Роговская, которая действительно содержала спиритический салон, и горгулью установили напротив залы, где собирались участники кружка, как символ их оккультной деятельности.

По адресу Большая Житомирская, 32, стоит четырехэтажный «Дом со Змеями», построенный в 1911 г. уже упомянутым Игнатием Ледоховским. Бывший доходный дом украшает лепнина в виде густого каштана, в ветвях которого резвятся змеи. Некоторые считают, что он символизирует собой Мировое древо. Здесь же и фигуры ангелов… Сейчас здание на реставрации.

Но самый знаменитый «мифологический» дом в Киеве расположен в Печерском районе на улице Банковой, 10, напротив Администрации Президента Украины. Он известен как «Дом с Химерами».

Здание в форме куба, названное тогдашней прессой «образцом архитектуры нового стиля», было выстроено в начале 1900-х по проекту Владислава Городецкого (1863–1930), известного тем, что он строил Николаевский костел, Национальный художественный музей, мебельную фабрику Кимаера и другие приметные объекты. Архитектор приобрел участок земли на склоне Печерского плато, близ осушенного Козьего болота, и собрался строить там жилой доходный дом. Между тем коллеги предупредили его о том, что это сложно: плывун, склон слишком крутой… И тогда Городецкий заключил пари с двумя друзьями-архитекторами – Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем. Он обещал им, что за два года построит на проблемном участке здание из цемента и бетона, которые по тем временам были для строителей еще в новинку. И построил, призвав на помощь инженера Антона Страуса. Да еще нанял итальянских братьев скульпторов – Элио и Эудженио Саля – украсить крыши и фасады статуями. И те соорудили из простого цемента фигуры реальных и фантастических существ – слонов, носорогов, львов, пантер, жирафов, антилоп, орлов, крокодилов, ящериц, лягушек, драконов, жаб, морских чудовищ, нереид, наяд… Внутри дома – тот же декор, включая мешанину из голов и даже черепов животных. В книге А. Маслюкова и М. Ганцевой «Киев в стиле модерн» (2014) высказывается предположение, что «животные мотивы» были использованы Городецким, так как тот был страстным охотником и любителем африканских сафари. Вот и решил воссоздать в своем проекте африканский вельд.

Увы, счастья своему создателю «Дом с Химерами» не принес: начались финансовые неурядицы, здание пришлось сначала заложить, потом продать. Как гласит еще одна легенда, покидая особняк, где у его семьи тоже была квартира, архитектор наложил на него проклятие – мол, всех обитателей дома станут преследовать несчастья, и только потомки самого Городецкого смогут уживаться с «химерами».

Может, это простое совпадение, но после революции в «Доме с Химерами» никогда больше не жили люди, там размещались различные организации. Да и те надолго не задерживались – быстро съезжали или расформировывались. То же происходило и после распада СССР. Конторы, арендовавшие площади в особняке, повально банкротились. Между прочим, писатель Михаил Булгаков (1891–1940) утверждал, что именно «Дом с Химерами» вдохновил его на создание образов Воланда и его свиты в романе «Мастер и Маргарита» (1940).

С 2005 г. в «Доме с Химерами» располагается резиденция Президента Украины. Постройка объявлена объектом культурного наследия. Любопытная деталь: в романах Владимира Васильева «Лик Черной Пальмиры» (2003) и «Время инверсий» (2014) именно здесь находится штаб-квартира Дневного дозора города Киева.

Говорят, что если соединить воображаемыми линиями между собой «Дом с Котами», «Дом с горгульей» и «Дом с Химерами», то получится треугольник, в центре которого будет находиться Собор Святой Софии. А это что-то да означает!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...