Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ходе занятия студент должен




знать:

· Факторы риска, неблагоприятно воздействующие на рост и развитие ребенка.

· Современную классификацию факторов, определяющих здоровье (по Ю.Е.Вельтищеву).

· Генеалогические факторы риска и способы их оценки.

· Биологические факторы риска и способы их оценки.

· Социально-средовые факторы риска и способы их оценки.

понимать:

· Роль генеалогических факторов риска, обуславливающие состояние здоровья детей различных возрастов.

· Роль биологических факторов риска, обуславливающие состояние здоровья детей различных возрастов.

· Роль социально-средовых факторов риска, обуславливающие состояние здоровья детей различных возрастов.

· Возможность влияния на управляемые факторы риска с целью оптимизации уровня здоровья ребенка.

уметь:

· Проводить оценку генеалогических факторов риска.

· Составлять родословную ребенка.

· Рассчитывать индекс генеалогической отягощенности.

· Проводить оценку биологических факторов риска.

· Проводить оценку социально-средовых факторов риска.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

· Перечислить группы факторов риска, неблагоприятно воздействующие на рост и развитие ребенка.

· Дать современную классификацию факторов, определяющих здоровье (по Ю.Е.Вельтищеву).

· Какие вы знаете генеалогические факторы риска и способы их оценки?

· Какие вы знаете биологические факторы риска и способы их оценки?

· Какие вы знаете социально-средовые факторы риска и способы их оценки?

· В чем заключается роль генеалогических факторов риска, обуславливающие состояние здоровья детей различных возрастов?

· В чем заключается роль биологических факторов риска, обуславливающие состояние здоровья детей различных возрастов?

· В чем заключается роль социально-средовых факторов риска, обуславливающие состояние здоровья детей различных возрастов?

· Что такое управляемые факторы риска?

Содержание:

К факторам, обусловливающим здоровье, относят:

1) особенности онтогенеза (биологический анамнез),

2) условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез),

3) наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).

Факторы, обуславливающие здоровье, устанавливаются методом сбора анамнеза у родителей, составления родословной семьи, не менее 3-х поколений, выкопировки сведений из истории развития, выписок, справок. После чего проводят их оценку. Первоначально проводят оценкугенеалогического анамнеза.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Для количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используется индекс отягощенности генеалогического анамнеза (ИГО) или генеалогический индекс (Макарова 3.С.), определяемый по формуле:

суммарное количество заболеваний у кровных родственников пробанда

ИГО = общее число кровных родственников пробанда

(о которых есть сведения о состоянии здоровья)

Оценка результата: при генеалогическом индексе:

· от 0 до 0,2 - отягощенность низкая,

· от 0,3 до 0,5 - умеренная,

· от 0,6 до 0,8 - выраженная,

· от 0,9 и выше - высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощенностью относятся к группе риска по генеалогическому анамнезу.

Методика составление родословной

• Диагноз клинический (пробанда).

• Ф. И. О. пробанда. Дата рождения и место рождения.

• Национальность.

• Являются ли родители родственниками, может быть дальними?

• Сведения о сибсах пробанда (родные братья и сестры); возраст (располагать с учетом последовательности беременностей у матери и их исходов); состояние здоровья.

• Сведения о матери: дата рождения, место рождения, национальность, профессия, какими заболеваниями страдает или страдала, если умерла, то в каком возрасте, и по какой причине? Были ли другие браки? Сведения о детях другого брака.

• Сведения о сибсах матери, родителях и потомстве (сбор по тому же плану).

• Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сибсы родителей и их потомство.

• Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения.

 

A, B, C – поколения родственников, темным цветом отмечены лица, имеющие изучаемое заболевание,? – нет сведений, квадрат – мужчина, круг – женщина (точкой отмечается пробанд), треугольник – выкидыш, маленький кружок – мед. аборт.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

• расстояние между поколениями должно быть одинаковым;

• каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

• линии пересечения должны обозначаться четко.

При употреблении различных символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда).

После составления родословной анализ генеалогического анамнеза проводится в 3-х основных направлениях:

• Выявление моногенных и хромосомных заболеваний.

• Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза.

• Качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:

· • антенатальный (I и II половина беременности),

· • интранатальный,

· • ранний неонатальный,

· • поздний неонатальный,

· • постнатальный ранний,

· • постнатальный поздний.

Оценка результата:

 

Оценка биологического анамнеза..

Наличие факторов риска Отягощенность по биологическому анамнезу Группа риска по биологическому анамнезу
В 5-6-ти периодах онтогенеза   Высокая отягощенность   Диспансерные  
В 3-4-х периодах онтогенеза Выраженная отягощенность Группа высокого риска
В двух периодах онтогенеза   Умеренная отягощенность   Группа риска  
В одном периоде онтогенеза   Низкая отягощенность   Группа внимания  

 

Основными параметрами социально-средового анамнеза являются:

 

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи   Семья полная, т. е. есть отец или близкие (ближайшие) родственники матери (2 и более взрослых человека)   Семья неполная (мать живет одна с ребенком)  
2. Образовательный уровень членов семьи   Высшее или среднеспециальное   Нет специального образования  
3. Психологический микроклимат семьи: отношение к ребенку,. Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье бытуют вредные привычки  
4.Вредные привычки родителей Нет Есть
5. Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность.   Отдельная благоустроенная квартира (на 1 члена семьи не менее 12 м2.) Заработок на 1 члена семьи больше прожиточного минимума. Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума.  

Оценка результатов: каждый благоприятный параметр социального анамнеза оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный параметр оценивается в 0 баллов. При общей оценке в 5 баллов - социальный анамнез считается благополучным. При общей оценке в 4 балла - социальный анамнез с факторами риска. При общей оценке в 3 балла и менее -социальный анамнез считается неблагоприятным и ребенок относится к «группе риска» по социальному анамнезу. В 80,0% случаев отмечается совпадение неблагоприятного социального и биологического анамнеза и тогда оценка формулируется следующим образом - неблагоприятный социально-биологический анамнез.

Оценка генеалогического анамнеза проводится однократно в процессе роста ребенка, а биологического и социального анамнезов уточняется по мере необходимости. Все результаты вносятся в форму 112/у, 026/у, 025/у.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1) Работа в кабинете участкового педиатра: правила оформления медицинской документации при постановке ребенка на учет в детскую поликлинику, составление родословной.

2).Оценка ИГО по академической истории развития ребенка.

Задание к самостоятельной работе:

1. Составить родословную и оценить генеологичесакий, биологический и социально-средовой анамнез ребенка по академической истории развития.

2. Оценить медико-экологические риски у ребенка с учетом данных «Медико-экологического атласа Тверской области»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

Основная литература:

1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.

Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с. [Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.

Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с. [Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

 

Дополнительная литература:

1) Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

2) Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004.

3) Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.

4) Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред. Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.

5) Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.

6) Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.

7) [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD –ROM).

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.

каталог медицинских ресурсов INTERNET

2.«Медлайн»,

3.e-library,

4.Каталог «Корбис»,

5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru

6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)

 

Знание студентом основных положений темы занятия:

Примеры тестов исходного уровня:

 

1. Какой из критериев относится к определяющим состояние здоровья?

* а. Биологические, генеалогические и социальные факторы онтогненеза.

б. Физическое развитие.

в. Нервно-психическое развитие.

г. Функциональное состояние.

д. Уровень резистентности.

 

2. Какое из значений индекса отягощенности генеалогического анамнеза следует считать неблагоприятным?

а. 0.6

б. 0.4

* в. 0.7

г. менее 0.7

д. более 0.5

3. К какой группе здоровья следует отнести ребенка имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен генеалогический,

индекс = 1.6.

Физическое развитие: выше среднего.

НПР: 3 группа, задержка 1 степени.

Резистентность: средняя.

Функ.состояние: ухудшенное.

Хронических заболеваний нет.

а. 1 группа.

б. 2А группа.

* в. 2 группа.

г. 3 группа.

д. 4 группа.

е. 5 группа.

4. К какой группе здоровья относится ребенок 7 лет, имеющий следующие критерии здоровья: индекс отягощенности генеалогического анамнеза 0,4, социальный анамнез неотягощен, масса тела при рождении 4,100 кг. Нормальная длина тела, избыток массы 1 степени. Нервно-психическое развитие с отклонениями. За год перенес 3 острых заболевания. Функциональное состояние хорошее. Страдает компенсированным хроническим тонзиллитом.

ОТВЕТ: III группа здоровья.

5. К какой группе здоровья относится ребенок 2 лет, имеющий следующие критерии здоровья: индекс отягощенности генеалоги­ческого анамнеза 0,9 по сердечно-сосудистой патологии. Социальный и биологический анамнез не отягощены. Нормальная масса тела при нормальной длине. 2 группа НПР, негармоничное развитие. За год перенес 5 острых заболеваний. Частота сердечных сокращений - 105 в минуту, частота дыхательных движений - 26 в минуту, Нв - 111 г/л, поведение с незначительными отклонениями. Хроническими заболеваниями не страдает.

ОТВЕТ: II группа здоровья.

Вопросы и типовые задачи заключительного уровня:

Задание 1:

Мальчик, 1 год. При комплексной диагностике здоровья ребенка получены следующие данные: выраженная отягощенность генеалогического анамнеза (ИГО=0,8), неотягощенные биологический и социальный анамнез; нормальная длина при нормальной массе тела; 3 группа НПР 1 степень; низкая резистентность; нормальное функциональное состояние.

Определите ИГО и группу здоровья ребенка.

Ответ:

1. Генеалогический анамнез – отягощен, группа здоровья 2 (3 группа НПР, низкая резистентность).

Задание 2:

Оцените факторы, определяющие и критерии, характеризующие здоровье и определите группу здоровья девочки, 7 лет, если из анамнеза известно, что индекс генеалогической отягощенности 1,0. Ребенок от первой, нормально протекавшей беременности, срочных благополучных родов. Масса тела при рождении 3600 г, длина тела 53 см. Родители девочки имеют высшее образование, живут в отдельной благоустроенной квартире, отец курит. В течение последнего года девочка болела ОРВИ 3 раза, перенесла краснуху. Наблюдается у ортопеда по поводу нарушения осанки. Осмотр стоматолога – кариес зубов средней активности. Для девочки характерно неустойчивое эмоциональное состояние, плаксивость и раздражительность, сон неспокойный, неустойчивый аппетит. ЧСС 22 в мин., ЧСС 85 в мин., АД 100/70 мм.рт.ст., гемоглобин - 124 г/л. Масса тела - 16,3 кг. Длина тела - 112 см. Окружность грудной клетки - 54 см.

Ответ:

Группа здоровья – II (физическое развитие, низкая резистентность, функциональное состояние – плохое, т.к. поведение с отклонениями; нарушение осанки, кариес).

Высокая отягощенность генеалогического анамнеза, биологический анамнез не отягощен. Социально - средовой – отягощён (курение отца).

Группа внимания по физическому развитию (диспансерная). Масса, длина, окружность грудной клетки – 2 коридор. Низкая масса при низкой длине. Уровень физического развития – низкий. Гармоничное развитие. Микросоматотип.

Низкая резистентность. Функциональное состояние – плохое. Поведение с отклонениями (в эмоциональном и вегетативном статусе).

Патологические отклонения: Нарушение осанки. Кариес средней активности.

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...