Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экология и современное искусство




 

Экологические проблемы глобального масштаба исследуются современными художниками очень часто. Как было сказано ранее, сегодняшний творец действует иначе, нежели традиционный мастер, связанный догмами определенного стиля и общепринятыми в государстве нормами. В наши дни художнику требуется не только изображать окружающую действительность и документировать происходящее, но и быть философом, мыслителем, теоретиком и проницательным критиком происходящего. Тогда он будет не просто современником, каких много, а по-настоящему актуальным персонажем. К счастью, пространство творческой среды сегодня намного более расширено, чем в прошлые исторические периоды. В мире постмодернизма перед мастером открывается масса возможностей.

Поп-арт во главе с Энди Уорхолом предложил идею механического воспроизведения объекта. Внимание уделялось рекламным образам, этикеткам, упаковкам, повторению и имитации созданных ранее работ. Одновременно авторы делали акцент на проблемах в социальной жизни, наглядно демонстрируя, что человек живет в обществе тотального потребления, не может насытить свои потребности, а где-то в отсталых районах дети умирают от голода и эксплуатации. Это противоречивое искусство, использующее эстетику комиксов и глянцевых журналов, настолько прочно укоренилось в сознании людей, что до сих пор популярно. Американский независимый режиссер Гас Ван Сент пишет: «…товары серийного производства в конце концов становятся более редкими, чем штучные, потому что их используют и сразу выбрасывают23». Теории поп-арта пришлись по душе и бельгийскому художнику Вику Мюнису, который в своих огромных работах цитирует классическую живопись (шедевры Гойи, Караваджо, Матисса, Малевича, Верещагина), сотворяя сюжеты из хлама, гвоздей, коробок, красной и черной икры, солдатиков и бриллиантов. Например, на фотографиях из серии «Сахарные дети» (из сахарного песка) представлены портреты бразильских детей с трагическими судьбами. Многообразие техник говорит о том, что истинное художественное произведение может быть создано из макаронных объедков или шоколада, не нарушая гармонии окружающей среды24. Этот принцип использовали еще в первой половине прошлого века избежавшие «военной мясорубки» дадаисты (Х.Арп, М. Янко, М. Эрнст, Р. Хауссман), составлявшие

коллажи, фотомонтажи, рельефы и ассамбляжи из самых примитивных материалов25.

Вопросы окружающей среды глубоко затрагивают и творчество российских

художников. Фотомонтажи А. Родченко представляли собой визуальное оружие, воздействовавшее на население. Сегодня некоторые представители артсообществ принимают живое участие в социально-политической жизни страны. Павел Пепперштейн, сформировавший свое мировоззрение под влиянием московского концептуализма, пишет открытое письмо президенту с предложением строительства новой столицы в слабоурбанизированном ландшафте между Москвой и Санкт-Петербургом. Этот утопичный проект предусматривает прекращение бесконечной застройки Москвы, неблагоприятно отражающейся на экологии города26.

Русское неофициальное искусство (с 60-х гг.) нередко акцентировало внимание публики на пересечениях советского быта и природы, человеческого подсознания и государственной политики. Например, «застывшие» картины Д. Краснопевцева воскрешают vanitas (память о бренном): черепки, мертвенность, сухость, черный траур, безвоздушное пространство и другие метафизические мотивы являются метафорой общественной жизни 70-х годов. На полотнах Э. Булатова девственные пейзажи соседствуют со зловещими символами и лозунгами.

С начала 20-х гг. ХХв. многие художники интересуются пространственными композициями, сочетающими элементы геометрии, физики, архитектуры, философии и живописи. Идеи Татлина, Родченко и западноевропейских конструктивистов послужили толчком к возникновению кинетизма. В движущемся объекте «Шар» (1965г.) В.Ф. Колейчука имитирован способ сцепления атомов в молекуле, а в своих эскизах Дорохов, используя характерный сине-зеленый колорит, пытается выявить новую космическую структуру27. Идея русского космизма выражена в «Манифесте русских кинетов», в котором чувствуется забота о современном обществе: «Человек сегодня разорван, болен. «Человек, ты не устал от разрушений?28».

Постоянно развивающаяся цивилизация и научно-техническая революция оказывают разрушительное воздействие на сознание человека. Модернизированные компьютеры и виртуальные программы заменяют реальную жизнь. Поэтому возникает совсем иной изобразительный язык, основанный на достижениях новых технологий. Актуальный художник Г.Пузенков, чья работа «Single Mona Lisa 1:1» побывала в космосе, на холсте имитирует монитор компьютера, отчего его картины становятся ближе современному зрителю29.

Известный во всем мире художник из Украины, «человек-собака» Олег Кулик неоднократно привлекал интерес общественности и арткритиков использованием зоологических мотивов в своем неординарном творчестве. Его ранние акции и перформансы при всей кажущейся нелепости полны глубочайшего смысла: Кулик говорит об экологии как окружающей среды, так и человеческой психики. Например, на его гигантских фотографиях, выставленных в одном зале как инсталляция, запечатлены люди в зоопарке, взгляды которых, как и яркий свет музейных ламп, устремлены к зрителю. Таким образом, посетитель экспозиции ощущает неловкость, чувствуя, что за ним

пристально следят. В такой атмосфере человек начинает рефлектировать по поводу угнетения животных, находящихся в подопытном состоянии и жестоко заключенных в клетки30.

Видеоарт

«Видеоарт – это сфера, где поднимаются самые актуальные проблемы31», - сказала Ж.Штошек, куратор программы «40 лет немецкого видеоарта». На мой взгляд, самым эффективным средством воздействия на посетителя музея или галереи современного искусства является видеоарт: в небольшом по продолжительности и недорогом видеоролике художник может выразить больше, чем на фотографии или в кинофильме. Видеоарт и медиаарт стал настолько популярен, что ежегодно проводятся многочисленные фестивали молодого искусства, на которых непременно демонстрируются актуальные работы, затрагивающие самые наболевшие проблемы

сегодняшнего дня. Например, ставший уже традиционным Медиа Форум знакомит

публику с авангардными направлениями, ежегодно представляет видео, касающееся человека и его места в мире. Этим летом московская публика была вовлечена в рассуждения экспериментаторов о нервной системе и чувствительности человека (программы «Психо-быт» и «Техно-аларм»), о физических и психических травмах (видео С. Яхода «Воображение не лжет»), о попытках постижения и преодоления своего тела (Д.А.Родс «Зеркало/Бабочка»)32.

Программа этого года международного фестиваля инновационного медиаарта IMPAKT была практически испещрена мыслями об экологии человека: в работе «Вторая природа» сопоставляются люди и животные, имеющие много общего, разделяющие одно пространство; сюрреалистические «Начала» возвращают к истокам цивилизации; видео «Кто я и что мне надо» говорит о человеческой индивидуальности33.

В короткой работе «Предостерегая нефтяной трубопровод» голландец Ян ван Нейнен акцентирует внимание на загрязнении окружающей среды, используя технику анимации. Пульсирующие на экране черные пятна будто предостерегают человечество об опасности34.

Р. Уилсон в своих видеопортретах старается глубже проникнуть в подсознание героя, представляя его alter ego35. О невозможности физического бытия в прежней форме размышляет лидер группы «Коллективные действия» А.Монастырский в своей ранней работе 1985г., положившей начало российскому видеоарту36.

Группа «АЕС+Ф» в каждом ролике выражает самые актуальные проблемы настоящего периода. Например, в трех фильмах из цикла «Лесной царь» показаны одинокие дети массовой культуры, не понимающие, что их ждет завтра. Особенно сильное впечатление производит видео, снятое в центре мегаполиса, в котором дети ходят из стороны в сторону и не могут найти свое место.

Шуточные и легкомысленные на первый взгляд скетчи группы «Синие носы» говорят о глобализации и переменах в социуме. Актуальность художников из Сибири заключается в том, что несмотря на серьезную проблематику им удается оставаться доступными для

понимания широкому зрителю.

Инсталляция

Термин «тотальная инсталляция» предложил российский концептуалист Илья Кабаков, который создал «Полет в космос» из подручных материалов, превратив свою мастерскую в очаг неземной цивилизации. Впоследствии такой способ самовыражения распространился по всему миру и породил огромное количество разновидностей. Лэнд-арт предусматривает создание произведений в рамках природного ландшафта. Сегодня никого не удивишь выставленной в музейном пространстве вспаханной землей или огромными спиралями из почвы в открытой местности. Инсталляции Дж. Пеноне и де Марии образно говорят о разъединении человека и природы, о стремлении жителей планеты вовсе забыть о своем долге перед биосферой. Паблик-арт рассчитан на городское население. «Мемориальные плиты» Мунтадаса, развешенные в местах, представляющих

угрозу социальной экологии мегаполиса, напоминают людям о насущных конфликтах. Немецкая художница Хессе создает свои инсталляции из антиконсумеристских материалов, что актуально для «общества потребления»37.

В советском нонконформистском искусстве под влиянием абстрактного экспрессионизма возникает течение хлам-арт. «Ящик с мусором» И. Кабакова, инсталляция Г.Виноградова, объекты М.Рогинского, Б.Турецкого и С.Волкова критикуют советский быт 50-60-х гг. и апеллируют к тотальному загрязнению окружающей среды38.

Давать новую жизнь старым, выброшенным вещам, менять их предназначение – любопытно, полезно и практично. Проект «ЭКОlife»39 обращает внимание людей на то, что из мусора можно сделать и нечто эстетическое, а не только помойку.

Инсталляция «Универсальная среда обитания» художника из Словении Стано Фиско40в очередной раз свидетельствует о том, насколько восприимчивы представители артсообщества к серьезным проблемам, с которыми сегодня сталкивается каждый индивид.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.