Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Современная архитектура и промышленный дизайн




 

Нагляднее всего экологические идеи воплощены в жилище человека. Многие создатели мебели и архитектурных сооружений используют новейшие разработки в области химии, физики и биологии для обеспечения потребителя максимальным комфортом. Ярким примером служат образцы удачных построек чудо-домов из разных частей света:

1) SIEEB, или «Китайско-итальянское экологически эффективное здание» архитектора М.Кучинелла, - это комплекс, построенный для Образовательного центра по защите окружающей среды университета Цинхуа в Пекине, пропагандирующего «разумное потребление». Создатель добился, чтобы здание круглый год потребляло как можно

меньше энергии и выбрасывало в атмосферу как можно меньше углекислого газа;

2) Micro compact home Р. Хордена, представляющий собой алюминиевый куб со стороной 2,6м, - это дом будущего, обладающий рекордными показателями по энергопотреблению;

3) Ring House неподалеку от Токио – это трехэтажняя башня, для постройки которой посреди густого лес спилили всего три дерева. Благодаря совершенно прозрачным стенам житель может ощутить настоящее единение с природой;

4) Торговый центр Selfriges в Бирмингеме воплощает стремление архитекторов к биологическим формам58. Кстати, биоморфизм – главная характеристика творений К.Рашида и А.Якобсена (дизайнеров современной мебели).

Для того, чтобы архитектурное пространство отвечало требованиям сегодняшнего дня, оно обязательно должно содержать в себе какой-либо атрибут живой природы. Например, французский ландшафтный дизайнер П.Блан создает многоэтажные цветочные композиции и целые стены из растений, используя причудливые сочетания, благоприятные для здоровья организма. На Всемирной выставке EXPO 2000 архитекторы Маас, Ван Рейс и Де Фрис для павильона Голландии сотворили лес на третьем этаже и поставили ветряные мельницы на крыше59.

Выдающийся представитель «экологической» архитектуры – это сэр Норман Фостер, который сформировал новый взгляд на архитектуру как среду обитания, придумал понятия “sustainability” и “сhesa futurа”, архитектор, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, новый Рейхстаг в Берлине и Commerzbank во Франкфурте (самый высокий дом Европы), стадион Wembley в Лондоне и знаменитую башню Hearst в Нью-Йорке. Поразительный проект Swiss Re – это первый небоскреб с энтазисом (скульптурным расширением ствола колонны, подчеркивающим действующие внутри нее тектонические силы), благодаря чему он не выглядит как агрессивное техногенное произведение. Двухслойные секционные стекла помещений позволяют воздуху согреваться между слоями и охлаждаться при открывании секций. Специальное серое матовое покрытие стекол задерживает 86% солнечного света, не допуская чрезмерного повышения температуры внутри помещений. В то же время аэродинамические формы здания увеличивают доступ естественного света и воздуха, что значительно уменьшает энергетические затраты. Свежий воздух проходит через спиральные колеса, обеспечивая естественную вентиляцию кабинетов и позволяя свести искусственное кондиционирование до минимума. А открывающиеся с рабочего места каждого сотрудника виды на Лондон способствуют улучшению рабочей атмосферы. Однажды в интервью мастер сказал: «Решение создать экологичное здание не есть следование модному стилю жизни, также это не является решением экономических вопросов. Ученые говорят нам о том, что здесь уже стоит вопрос выживания. В развитом мире здания потребляют половину производимой энергии, что приводит к увеличению всемирной эмиссии углекислого газа. Если мы хотим избежать климатической катастрофы, мы должны понизить уровень газовой эмиссии путем вложения капитала в возобновляемые источники энергии и использовать средства более ответственно60».

Многие дизайнеры мебели переходят на современные материалы, а некоторые создают предметы интерьера из использованного сырья (например, кресло A la lata из консервных

банок колумбийского дизайнера Карлоса Альберто Монтана Хойоса). Крупнейшая международная компания «Дюпон» с десятками институтов, сотнями лабораторий и испытательных полигонов – это пионер в активной утилизации новейших технологий: в концерне одними из первых начали использовать целлофан, упаковочную пленку, синтетический каучук, нейлон, тефлон, лайкру, кевлар, номекс и др. синтетические волокна. Сегодня наиболее популярен кориан - композит, состоящий из минерального наполнителя, цветовых пигментов и акриловой смолы, делающей его гладким и непористым. Он разрешен в контакте с едой, идеален для домашней кухни (в отличие от мрамора, в микротрещинках которого поселяются микробы). Если добавить в кориан антибактерицидные компоненты, то из него получается оборудование для операционных61.

Заключение

 

Природа не имеет органов речи, но создает языки и

сердца, при посредстве которых говорит и чувствует

В.Гете62

Посредством художественного языка мы узнаем об окружающем нас мире. Из примеров, приведенных выше, становится понятно, что в современном обществе без использования экологически чистых материалов и новейших технологий человеку нет места. Опыт мировой культуры доказывает, что только единение сердца творца и души природы может способствовать созданию истинного шедевра. Синтез методик и приемов, сопоставление различных видов искусства, абсолютная гармония – вот основные стратегии художественного процесса на сегодняшний день. Неразрывная связь звука, слова и изображения необходима для глубокого понимания функционирования человеческой психики. Перспективно использование теорий генной инженерии и биохимии в современном искусстве.

Тема данной курсовой работы настолько обширна, что на ее полное осознание требуется огромный временной пласт. К сожалению, мне удалось рассказать лишь о ключевых и (на мой взгляд) обязательных для понимания примерах, в которых сочетаются экология и культура, наука и искусство. Я попыталась разграничить области, вмещающие в себя массу информации, разделив рассмотрение общей проблемы на более специальные, каждую из которых хотелось бы изучить подробнее. Замечу, что каждый пункт моего исследования заслуживает отдельного внимания: например, эко-дизайн, которому в данной работе отведено менее половины страницы, является всеохватывающим полем деятельности (включающим фито-, аква-, эрго- и ландшафтный дизайн) и бездонным источником знаний.

Наиболее увлекательным мне показалось рассмотрение вопроса о экологии в кинематографе: поиск пересечений идей режиссера с актуальными конфликтами современности вызывает живой интерес. Именно в кино встречаются самые смелые проекты и отважные идеи по реконструированию среды обитания и устранению экологических проблем. Зачастую кинематографисты, художники, поэты и философы выступают в роли пророков, предлагающих свое видение идеального будущего. Каждый эколог является мечтателем, своеобразным художником, рисующим мир некой утопии, стараясь претворить в жизнь все свои фантазии и благородные устремления. Закончу словами великого русского писателя А.Платонова: «Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное – невеста человечества, и к невозможному летят наши души. Невозможное – граница нашего мира с другим63».

 

Источники:

1.«Умное слово», издательство «Московский рабочий», 1966г.

2.Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5.«Экологический энциклопедический словарь», И.И. Дедю, Кишинев, Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1990г.

6.Учебник «Экология» под ред. Г.В. Тягунова и Ю.Г. Ярошенко, Москва, «Логос», 2005г.

7.Статья «Экология как биологическая наука», сайт www.ecosystema.ru.

8. «Словарь иностранных слов», Гос. Издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1955г.

9. Лихачев Д. С., Русская культура, СПб., 2000г. С. 91–101.

10. См. п.5.

11. Там же.

12. Steward J. H., Theory of Culture Change. Urbane: University of Illinois Press, 1955, рр. 36 - 41.

13. См. п.5.

14. Статья В. Е. Борейко «Феликс Штильмарк как пионер гуманитарной экологии», Гуманитарный экологический журнал, т. 3, вып. 2, 2001г. С. 3-8.

15. См. п.1.

16. Статья Д.Ю. Доронина «Современная отечественная гуманитарная экология и этно-экологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы», интернет-портал Forest.ru.

17. Статья В. Успенского «Врубель рисует «Пана», журн. «Нева», 2004г, №4.

18. Статья М.В. Алпатова «Апокалипсис. 1498»; сайт, содержащий статьи об искусстве http://www.smirnova.net/articles/srednee/135/.

19. Статья Б. Козловского «Лава России», журнал «Русский репортер», №19, 2007г.

20.Статья Ю.И. Гренберга «Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи», Москва, «Искусство», 1976г.

21. Статья Д. Бабиченко «Злоключения экспертизы», журн. «Итоги», 20.11.06.

22. Статья «Подделками займется компьютер», журн. «Артхроника»,№10, 2006г.

23.Роман Гаса Ван Сента «В розовом», Москва, издательство «Транзиткнига», 2006г.

24. Выставка Вика Мюниса в Манеже и в Галерее Гари Татинцяна, Москва, 2007г.

25. Статья Е. Селезневой «Энциклопедия DADA», журн. «Третьяковская галерея», №1, 2006г.

26. Открытое письмо П.Пепперштейна В.В.Путину, 12 ноября 2007г., Санкт-Петербург.

27. Экспериментальная экспозиция абстрактных художественных течений, 1950-2000-е, Государственная Третьяковская Галерея, Крымский Вал.

28. «Манифест русского кинетизма», Л. Нусберг, 1966г., Москва.

29. Проект Г.Пузенкова «WHO IS AFRAID» в Московском музее современного искусства, 2007г.

30. Ретроспективная выставка Олега Кулика в Центральном Доме Художника, Москва, 2007г.

31.Интервью с Ж. Штошек для еженедельника клуба «Синефантом», Москва, 26.02-7.03 2007г.

32. 8 Медиа Форум 29 Московского Международного Кинофестиваля, Москва, 25-28июня 2007г.

33. Фестиваль Dutch Punch, Москва, сентябрь 2007г.

34.Специальный сеанс в клубе «Синефантом» из коллекции Нидерландского Института Медиа Искусства Montevideo/Time Based Arts, 13.11.07.

35. Выставка «VOOM. Портреты Роберта Вилсона», фонд культуры «Екатерина», 2007г.

36. А.Монастырский «Разговор с лампой (Я слышу звуки)» 1985г., видео основано на тексте 1975г.

37. Учебно-образовательный курс «Американское искусство ХХ-ХХI веков», Государственный Центр Современного Искусства.

38. См. п.27.

39. Проект «ЭКОlife» в Дарвиновском музее в рамках фестиваля XS FILM FESTIVAL «КРЕАТИВ: МОСКВА: КИНО», 2007г.

40. Выставка «Европа-Россия-Европа», Государственная Третьяковская Галерея, Крымский Вал, 2007г.

41. Статья Д. Булатова «Третья модернизация», «Художественный журнал» №61/62, постоянный адрес статьи: http://xz.gif.ru/numbers/61-62/tretiya-modernizatsiya/.

42.По материалам интервью Д.Булатова А.Сергееву при поддержке Art & Science Collaborations, Inc. (New York).

43. См. п.1.

44. Уникальный аудио-визуальный перформанс Баса ван Коолвяйка в клубе «Синефантом», Москва, 13.11.07. См. п.34.

45. Мультимедийная лекция Д. Ухова, Москва, ГЦСИ, 10.05.07.

46. Сайт http://prometheus.kai.ru.

47. Статья «Можно ли увидеть музыку», журн. «Вокруг света», №10, декабрь, 2007г.

48.Сайт телеканала «Культура».

49. Заметка «Корейские ученые и Бетховен», журн. «Русский Репортер», №14, 2007г.

50.Статья А.М.Гилярова «Мир барокко: музыка и экология», журн. «Природа», №7, 2007г.

51. Сборник статей В. И. Божович «Современные западные кинорежиссеры».

52. Интервью М. Антониони с Ж.-Л. Годаром (о фильме «Красная пустыня»).

53. Статья Ю.Идлис «Тайный смысл фильмов ужасов», журн. «Русский Репортер», №27, 2007г.

54. Лекция на тему Film, Creativity and Consciousness (Фильм, творчество и совесть) Д.Линча и известного квантового физика Д.Хагелина, Таллинн, 2007г. Источник: postimees.ee.

55. Интервью с режиссером К.Лопушанским, журн. DEI, №1, 2006г.

56. Статья М.Тарусина «Оставленные души», журн. «Смысл», №3, 2007г.

57. Документальный фильм «История французского кино».

58. Статья «Домашние здания», журн. «Большой город» от 7.11.07.

59. Статья Р. ван Тильборга «Помешанные на этажах», журн. WATCH, №5, осень 2007г.

60. Журнал "АРХИДОМ" #6/47 2004.

61. Русскоязычная версия сайта компании «Дюпон».

62. См. п.1.

63. Из письма А. Платонова к М.А. Платоновой, осень 1922г.

 

Приложение

1. «Пан». М.Врубель, 1899г.

2. Олень на стене пещеры и «Олень» Н.Пиросмани

3.Серия гравюр «Апокалипсис». А.Дюрер, 1498г.

4. «Последний день Помпеи». К.Брюллов, 1833г.

5. Работы В.Мюниса из нетрадиционных материалов

6. Проект группы «Симбиотика» и художник Стеларк. См. п.3.3.

7. Кадры из фильма «Метрополис», реж. Ф.Ланг.

8. Биоморфизм в архитектуре (здание торгового центра Selfredges в Бирмингеме) и в дизайне интерьера (автор – А.Якобсен)

9. Проекты архитектора Н.Фостера.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.