Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ходе занятия студент должен




знать:

· Методы и способы оценки уровня резистентности детей различного возраста.

· Методы и способы оценки уровня функционального состояния детей различного возраста.

· Методы и способы выявления хронических заболеваний или пороков развития детей различного возраста.

· Показатели ЧСС детей различного возраста.

· Показатели ЧДД детей различного возраста.

· Показатели АД детей различного возраста.

· Показатели гемоглобина у детей различного возраста.

· Показатели поведенческих реакций у детей различного возраста.

понимать:

· Роль резистентности, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.

· Роль функционального состояния, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.

· Роль хронических заболеваний и пороков развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.

· Основные причины снижения резистентности и показателей функционального состояния у современных детей.

· Проблему «часто болеющих детей».

уметь:

· Проводить оценку уровня резистентности детей до года.

· Проводить оценку уровня резистентности детей старше года.

· Проводить оценку уровня функционального состояния детей.

· Проводить оценку уровня компенсированности хронических заболеваний или пороков развития.

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

· Современные методы и способы оценки уровня резистентности детей различного возраста.

· Современные методы и способы оценки уровня функционального состояния детей различного возраста.

· Современные методы и способы выявления хронических заболеваний или пороков развития детей различного возраста.

· Знать показатели ЧСС детей различного возраста.

· Знать показатели ЧДД детей различного возраста.

· Знать показатели АД детей различного возраста.

· Знать показатели гемоглобина у детей различного возраста.

· Перечислить показатели поведенческих реакций у детей различного возраста.

· Какова роль резистентности, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?

· Перечислить основные причины снижения резистентности и показателей функционального состояния у современных детей.

· Понятие о группе «часто болеющих детей».

 

Содержание:

Резистентность считается:

1 ) высокой (0 заболеваний в год, Иоз - 0);

2 ) средней (1–3 заболевания в год, Иоз < 0.33);

3) низкой (4–7 заболеваний в год, Иоз – 0.33-0.6);

4) очень низкой (8 и более раз в год, Иоз > 0.65).

В случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (Иоз). Он равен отношению количества перенесенных острых заболеваний к числу месяцев наблюдения:

 

Количество острых заболеваний

Иоз = ----------------------------------------------

Число месяцев наблюдения

 

Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний и индекс частоты острых заболеваний 0,33 и выше.

 

Критерии включения детей в группу часто болеющих (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986)

 

Возраст ребенка Частота эпизодов ОРЗ в год
До 1 года 1-3 года 4-5 лет Старше 5 лет 4 и более 6 и более 5 и более 4 и более  

Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований, на основании анализа поведения и адаптационных возможностей организма, при проведении функциональных проб, а так же путем сравнения показателей основных функциональных систем с нормативными параметрами (частота сердечных сокращений, частота дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина крови и др.).

При комплексной оценке состояния здоровья этот критерий в обязательном порядке включает определение следующих функциональных параметров:

1. ЧСС,

2. ЧДД,

3. уровень АД,

4. уровень Нb в периферической крови,

5. описание поведенческих реакций в раннем возрасте (до 7 лет).

Функциональное состояние оценивается как:

· нормальное, когда показатели соответствует возрастной норме, а поведение без отклонений;

· ухудшенное, когда показатели на границах возрастной нормы и/или имеются незначительные отклонения в поведении;

· плохое, когда показатели за пределами возрастной нормы и/или имеются выраженные отклонения в поведении.

 

Частота сердечных сокращений у здоровых детей.

 

Возраст Средняя частота ударов в норме (в мин.) Возраст Средняя частота ударов в норме (в мин.)
0-30 дней   120-145   8 лет   80-85  
1-3 мес   124-190   9 лет   80-85  
6 мес   130-135   10лет   78-85  
12 мес   120-125   11 лет   78-84  
2 года   110-115   12 лет   75-82  
3 года   105-110 13 лет 72-80
4 года   100-105 14 лет 72-78
5 лет   98-100 15 лет 70-76
6 лет 90-95 16 лет 70-75
7 лет   85-90 17-18 лет 68-75

 

Показатели внешнего дыхания в состоянии относительного покоя у детей.

 

Возраст Частота дыхания в 1 мин Возраст Частота дыхания в 1 мин
Новорожденный   45-60   7 лет    
1 мес.     10 лет  
6 мес.   13 лет   18-20  
1 год     16 лет   16-18  
3 года     Взрослые   16-18  
5 лет      

 

Нормальные показатели гемоглобина у здоровых детей разных возрастов.

 

Возраст (дни) Гемоглобин (г/л) Возраст (дни) Гемоглобин (г/л)
1 час 208 ± 23   195 ± 17
  212 ± 20   197 ± 22
  204 ± 19   195 ± 21
  208 ± 22   188 ± 20
  204 ± 20   188 ± 20
  194 ± 19 11-15 188 ± 20
Возраст (мес) Гемоглобин (г/л) Возраст (лет) Гемоглобин (г/л)
1-2   142,8   3-4   129,2  
2-3   132,6   4-5   136,0  
3-4   129,2   5-6   139,4  
4-5   129,2   6-7   136,0  
5-6   132,6   7-8   132,6  
6-7   129,2   8-9   137,7  
7-8   130,9   9-10   136,0  
8-9   127,5   10-11   144,5  
9-10   134,3   11-12   141,1  
10-11   125,8   12-13   132,4  
11-12   129,2   13-14   144,5  
1-2 года   127,5     130-145
2-3 года   132,2   16-18 128-140

 

Величина АД у здоровых детей.

 

Возраст Систолическое (мм.рт.ст.) Диастолическое (мм.рт.ст.)
мальчики девочки мальчики девочки
1 год   89+15,2   95 ±11,9   66 ±12,3   65± 15  
2 года   99+12,4   92 ±12,2   34 ±12,3   60±11,7  
3 года   100+12,4   100 ±12,4   67 ±11,7   64 ±8,3  
4 года   99+10,1   99± 10,6   65±5,1   36± 9,8  
5 лет   92 +6,0   92± 6,5   62± 7,5   67± 7,5  
6 лет   94 +6,5   94 ±7,0   64 ±7,5   64 ±7,0  
7 лет   97 ±6,5   97 ±7,0   65 ±7,5   65 ±7,0  
8 лет   100+6,5   100 ±7,0   67 ±7,0   67 ±7,5  
9 лет   101+6,5   101 ±7,0   68 ±6,5   69 ±7,0  
10 лет   103 +6,5   103 ±7,0   69 ±6,0   70 ±6,5  
11 лет   104+6,5   104 ±7,0   70 ±5,5   71 ±6,5  
12 лет   106+6,5   106 ±7,0   71 ±5,0   72 ±7,0  
13 лет   108+6,5   108 ±6,5   72 ±5,0   73 ±7,5  
14 лет   110+6,5   110 ±6,5   73 ±5,0   74 ±7,5  
15 лет   112 +7,0   112 ±7,0   73 ±10,0   72 ±9,6  
16 лет   118+12,0   116 ±12,0   73 ±10,0   72 ±9,6  

Оценка поведения и группы риска:

· Без отклонений. Если все параметры поведения имеют положительную характеристику, ставится оценка «поведение без отклонений»

· Незначительные отклонения (группа внимания) – отклонения в поведении по 1 показателю.

· Умеренные отклонения (группа риска) – отклонения в поведении по 2-3 показателям.

· Выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения в поведении по 4-5 показателям.

· Значительные отклонения (диспансерная группа) – отклонения по 6 и более показателям.

Параметры поведения детей 1-го года жизни:

1. Преобладающее эмоциональное состояние:

· • положительное;

· • отрицательное;

· • неустойчивое;

· • малоэмоциональное.

2. Сон:

· • засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями);

· • характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый);

· • длительность сна (укороченный сон, чрезмерно длительный сон, соответствующий возрасту).

3. Аппетит:

· хороший;

· неустойчивый;

· плохой;

· повышенный;

· избирательное отношение к пище;

· отказ от пищи.

4. Бодрствование:

· • характер бодрствования (активное бодрствование, пассивное, малоактивное);

· • характер взаимоотношений с взрослыми и детьми (положительные взаимоотношения, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные).

5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и др.)

6. Индивидуальные особенности:

· • застенчив, обидчив, контактен, навязчив, инициативен, ласков, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вял, утомляем;

· • другие особенности (вписать).

Параметры поведения детей 2-3 лет

1. Настроение:

· • бодрое;

· • спокойное;

· • раздражительное;

· • подавленное;

· • неустойчивое.

2. Сон;

· • засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

· • характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

· • длительность сна (укороченный сон, длительный, соответствующий возрасту).

3. Аппетит:

· • хороший;

· • неустойчивый;

· • плохой;

· • повышенный;

· • избирательное отношение к пище;

· • отказ от пищи.

4. Характер бодрствования:

· • активное бодрствование;

· • пассивное.

5. Индивидуальные особенности:

· • социальные связи (контактен, доброжелателен, агрессивен);

· • познавательные потребности (любознателен и пр.);

· • индивидуальные проявления (застенчив, обидчив, ласков).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

 

Содержание:

1. Работа в кабинете участкового педиатра: оценка резистентности и функционального состояния детям и подросткам.

2. Экскурсия в научно-исследовательскую лабораторию подростковой медицины. Мастер-класс по углубленному обследованию подростков.

 

Задание к самостоятельной работе:

 

1.Оценить резистентность, функциональное состояние и поведение ребенка (до 3-х лет):

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

Основная литература:

1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.

Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с. [Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.

Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с. [Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

 

Дополнительная литература:

1. Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

2. Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004.

3. Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.

4. Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред. Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.

5. Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.

6. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.

7. [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD –ROM).

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.

каталог медицинских ресурсов INTERNET

2.«Медлайн»,

3.e-library,

4.Каталог «Корбис»,

5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru

6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)

 

Знание студентом основных положений темы занятия:

Примеры тестов исходного уровня:

 

1. Какой уровень резистентности имеется у ребенка в возрасте 3 лет, перенесшего за последний год 4 острых заболевания?

а. Высокий

б. Средний

* в. Низкий.

г. Очень низкий

2. Какой уровень резистентности имеется у ребенка в возрасте 3 лет, перенесшего за последний год 9 острых заболевания?

а. Низкий.

* б. Очень низкий.

в. Высокий

г. Средний

3. Какой уровень резистентности имеется у ребенка в возрасте 8 лет, перенесшего за последний год 1 острое заболевание?

а. Низкий.

б. Высокий

* в. Средний.

г. Очень низкий

4. Как следует оценить функциональное состояние ребенка если показатели данного критерия находятся на верхней границе возрастной нормы и имеются незначительные отклонения в поведении?

а. Хорошее

* б. Ухудшенное.

в. Плохое

5. Как следует оценить функциональное состояние ребенка если показатели данного критерия находятся на в пределах средних возрастных норм, но имеются выраженные признаки невротизации личности ребенка?

а. Ухудшенное.

б. Хорошее

* в. Плохое

Вопросы и типовые задачи заключительного уровня:

1. К какой группе здоровья Вы отнесете ребенка 3-х лет имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: неотягощен. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет.

ОТВЕТ: I группа.

2. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2-х лет, имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен биологический. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Гипертрофия миндалин 2 степени.

ОТВЕТ: II группа.

3. К какой группе здоровья следует отнести ребенка в возрасте 1-го года имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен генеалогический, индекс = 1.6. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 3 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет.

ОТВЕТ: II группа.

4. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2 лет 6 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: не отягощен. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: хорошее. Имеется искривление носовой перегородки без нарушения внешнего дыхания.

ОТВЕТ: I группа.

5. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 1 года 3 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен социальный. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: низкая. Функциональное состояние: хорошее. Сколиоз 1 степени.

ОТВЕТ: III группа.

 

 


Тема 7.СУММАРНАЯ ОЦЕНКА КРИТЕРИЕВ ЗДОРОВЬЯ. ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.

 

Практическое занятие по диагностике уровня здоровья ребенка с использованием карты индивидуального развития (ф 112/у), на приеме здорового ребенка. Составление индивидуального меню детям с различными заболеваниями. Составление индивидуального режима дня детям разных групп здоровья.

Цель занятия - комплексная оценка состояния здоровья позволяет провести более полное обследование ребёнка для выяснения и устранения причин, приводящих к изменениям в его развитии. Для сохранения здоровья и гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень здоровья и выставить группу здоровья.

Студент должен:

знать:

· Факторы оределяющие уровень здоровья

· Критерии характеризующие уровень здоровья

· Группы здоровья.

понимать:

· Основные теории формирования здоровья детей

· Методику отбора детей в группы здоровья с учетом комплексной оценки состояния здоровья и возраста ребёнка.

уметь:

· На основании проведения комплексной оценки состояния здоровья и возраста ребёнка оценить группу здоровья.

 

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

 

Вопросы для самоподготовки:

· История учения о здоровье.

· Современные теории формирования здоровья.

· Факторы, определяющие уровень здоровья.

· Оценка физического развития детей различных возрастов.

· Количественно-качественная оценка нервно-психического развития детей до 6-летнего возраста с определением групп развития.

· Критерии, характеризующие состояние здоровья детей. Комплексная оценка состояния здоровья.

· Распределение детей по группам здоровья.

 

Содержание:

 

Схема исследования и оценки критериев здоровья.

Критерии Способы определения Оценка
Отклонения в антенатальном, интранатальном и раннем постнатальном онтогенезе.   Выкопировка сведений из истории развития. Сбор анамнеза из беседы с родителями. При первичном осмотре сбор биологического, генеалогического, социального анамнеза; при повторном осмотре сведения о ребенке за период, предшествующий осмотру.   Неотягощенный анамнез. Отягощенный биологический анамнез. Отягощенный социальный анамнез. Отягощенный социальный и биологический анамнез. Отягощенный генеалогический анамнез.  
Физическое развитие и степень его гармоничности   Антропометрические измерения с оценкой по си-мальным отклонениям или центильным рядам.   Нормальное физическое развитие или с отклонениями. Нормальный уровень -1 группа здоровья. Начальные отклонения -II группа здоровья. Выраженные отклонения - III, IV,V группа здоровья.  
Нервно-психическое развитие   Диагностика с определением уровня по группам развития.   Нормальный уровень - I группа развития. Начальные отклонения (на 1 эпикризный срок) -II группа развития. Выраженные отклонения (на 2, 3 эпикризных срока) - III, IV группы развития.  
Резистентность организма   Кратность острых заболеваний по обращаемости за прошедший год.   Высокая - нет острых заболеваний. Средняя – 1-3 о.заболевания. Низкая - 4-7 острых заболеваний. Очень низкая - 8 раз и более острых заболеваний в год.  
Функциональное состояние организма   Определение ЧСС и дыхания, АД, содержания НЬ, описание поведенческих реакций и др.   Нормальное - показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений. Ухудшение - уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы (зависит от показателя), есть незначительные отклонения в поведении. Плохое - уровень показателей за пределами возрастных норм; выраженные отклонения в поведении.  
Хронические заболевания или врожденные пороки развития   Осмотр педиатром, врачом-специалистом, лабораторные исследования   Выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития (болен). Не выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития (здоров).  
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...