Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 3.6.Нормализация внутрисемейной атмосферы, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих), в кризисной семье.




Работая в рамках данного направления, мы выявляем  родителей, имеющих намерение передать ребёнка на воспитание в стационарное учреждение здравоохранения или социальной защиты населения; замещающих родителей, намеревающихся вернуть приёмного (усыновлённого) ребёнка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохранение семейной среды для ребёнка.

Задачами являются:

коррекция неконструктивных форм поведения матери (родителей) и формирование продуктивных форм взаимоотношений в социуме;

формирование понимания матерью (родителями, законными представителями) проблем ее ребенка и пе­реход в позицию взаимодействия;

постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представле­ния о бесперспективности развития ребенка;

постепенное исключение ожидания чуда, переориентировка матери с позиции без­действия и ожидания чуда на позицию деятельности с ребенком;

коррекция взаимоотношений с ребенком;

коррекция внутреннего психологического состояния матери (родителей, законных представителей);

переконструирование иерархии жизненных ценностей матери (родителей, законных представителей) больного ребенка;

осуществление личностного роста матери (родителей, законных представителей) в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания ею с помощью психолога;

повышение самооценки матери (родителей, законных представителей) в связи с возможностью уви­деть результаты своего труда в успехах ребенка;

трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемо­го матерью (родителями, законными представителями) по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой.

Цикл мероприятий «Внимание! Не торопись! Остановись! Задумайся! Мэри Поппинс предупреждает! » является частью Комплексной программы «Академия «Мэри Поппинс» и направлен на разработку и реализацию специализированных программ активной поддержки семей, имеющих намерение передать ребенка в детский дом-интернат.

Целевой аудиторией в данном случае являются:

1. Родители узнавшие, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья (в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество) и выразившие желание отказаться от ребёнка;

2. Родители, узнавшие об ограниченных возможностях здоровья ребёнка в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии, а также  выразившие желание устроить ребёнка в стационарное учреждение здравоохранения или социальной защиты населения;

3. Специалисты, осуществляющие работу с вышеуказанными категориями семей.

Формы работы.

1. Психологическое консультирование.    

Для родителей с низким уровнем мотивации на первоначальном этапе сотрудничества целесообразным является индивидуальное консультирование, проводимое в несколько этапов:

а) Индивидуальные беседы, цель которых – создать доверительные, откровенные отношения с ро­дителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. «В ходе краткой первичной беседы исключаются прямая или косвенная крити­ка действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. Это уме­стно лишь после анализа всей совокупности сведений о ребенке, включая резуль­таты его обследования, но и тогда требует облечения в особую форму. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоци­ровать у них сильные защитные реакции и закроет путь для откровенного обсуж­дения всех сторон проблемы их ребенка».

б) По итогам всестороннего обследования ребенка – подробное обсуждение общего состояния психического развития ребен­ка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, услов­но-вариативного прогноза; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его де­фекта и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздей­ствия.

2. Организация сопровождения семьи (экстренного) согласно индивидуальной программе сопровождения.

Для примера можно предложить историю тридцатилетней Ирины С., воспитывающей   сына Игоря, 2018 года рождения.  У мальчика дефицит массы тела, снижение моторных функций, недостаточное развитие внимания, наглядно-действенного мышления.

При первой же встрече психолог заметил признаки тревожного состояния мамы. Была проведена беседа о том, что на развитие ребенка влияет эмоциональное состояние значимого взрослого. После диагностического обследования мамы и ребёнка были выявлены  внутрисемейные факторы, как способствующие, так и препятствующие гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье. Обозначили следующие направления работы с мамой:

- Снижение тревожности, формированию адекватного восприятия трудностей и стрессоустойчивости.

- Формирование взглядов, соответствующих реальной обстановке жизни и способствующих стабилизации эмоционально-психологического состояния личности.

- Систематизации знаний возрастных особенностей детей раннего возраста и конструктивных способах коррекции психических процессов.

    Ребёнок был включен в бэби-группу.   

На первом этапе работы с тревожной мамой важно было сформировать у неё осознание наличия проблемы в оценке своего психического состояния, так как неосознанное поведение приводит к накоплению сигналов нарастания проблемы. Наметив пути решения, специалист и родитель, действуя совместно, стали переводить проблему в разряд решаемых задач.

На втором этапе работы использовались практические упражнения и технологии:

 1. Применение приемов арт-терапии для реализации положительных сторон. Арт-терапия как творческое занятие предполагает общение в рамках установления контакта с материалом, звуком, движениями и другими объектами. Тканевая терапия, музыкальная, танцевальная, изобразительная – различные виды арт-терапии способствуют пополнению эмоционального резервуара – главное, выбрать подходящую терапию по интересам и возможностям.

 2. Упражнение «Мои ожидания».

У каждого родителя есть свои ожидания относительно своего ребёнка. Чего родитель хочет получить от ребенка? Что чувствует по отношению к нему? Что родителя беспокоит и как он видит возможность стабилизировать состояние?

«У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, во всём и во всех есть что – то хорошее и плохое, доброе и злое. Ваш ребёнок – это частица вас, отражение вас. Все мы родители, родители своих детей…»

Маме было предложено нарисовать рисунок на тему «Я как родитель». Рисуя, она отслеживала свои чувства. Психолог помогал ей, задавая вопросы, заостряя внимание на некоторых моментах.

Анализ рисунка.

«Посмотрите на свой рисунок. Какие чувства у вас возникают, глядя на ваш рисунок? Какие чувства вы испытывали в процессе рисования? С каким чувством, у вас ассоциируются цвета, которые вы использовали в рисунке, как это связано с вашей реальной жизнью? Что хочется изменить? Есть возможность дорисовать рисунок».

Резюмирование: Работая над той или иной ситуацией, важно поверить в саму возможность её улучшения. Любую проблему при взаимодействии с ребёнком необходимо решать в спокойном, расслабленном  состоянии, потому что когда    родитель чувствует себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего,    ведёт себя импульсивно и делает прямо противоположное тому, чего действительно хотел бы. У каждого родителя могут быть свои способы достижения состояния комфорта, расслабления и спокойствия. Используйте свой опыт и свои знания.

  Маме были даны практические советы, рекомендации:

«Настрой на позитив невозможен без любви к самому себе. Главное - не акцентировать внимание на своих недостатках. Сказать самой себе, что вы достойны лучшего и отныне направляете свою энергию на достижение поставленных целей. Побалуйте себя чем-нибудь. Начните с малого: послушайте любимую музыку, посмотрите фильм, организуйте встречу с подругой. Минуты радости и исполнения маленьких желаний привлекают позитивный настрой. Конечно, это не значит, что следует прекратить обсуждать с людьми возникшие трудности или делиться переживаниями с друзьями, специалистами. Каждому человеку необходимо общение для поиска решения своих проблем и эмоциональной поддержки. Давно доказано, что человек привлекает к себе ту энергетику, которую сам отдает миру, по принципу зеркального отражения».

Через несколько месяцев мама стала спокойно относиться к вопросам, которые раньше очень тревожили её. «Из каждой сложной ситуации можно найти выход – не стоит беспокоиться по пустякам, » - как-то сказала она.

Её сын, после консультации врача-педиатра, врача-невролога, занятий с психологом, дефектологом, занятий в бэби-группах показал улучшение моторных функций, зачатки формирования произвольного внимания. После того, как ушла тревога у его мамы, стал спокойнее и ребёнок, что способствовало развитию его мышления.

 

3. В случае необходимости привлечение к работе священника. Многие из родителей детей-инвалидов выражают желание встречаться со священниками регулярно. Помимо простого человеческого участия они ищут ответы на волнующие их вопросы: почему это случилось с ними, как могу помочь своему ребёнку? Многие православные приходы ставят своей задачей проведение специальной психологической работы для профилактики отказа от ребёнка-инвалида; в случае развода родителей – оказание всемерной поддержки (моральной и материальной) родителям: как матери, так и отцу в воспитании ребёнка-инвалида. При некоторых храмах создаются клубы, объединяющие семьи, при деятельном участии священников; организуют программы ранней помощи, добровольческую помощь прихожан по сопровождению такой семьи, паломнические поездки; совместно с организациями родителей создаются центры дневного пребывания детей-инвалидов.

4. Родительский клуб или группа поддержки опытных родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

5. Консультации юриста о социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ, если решение отказаться от ребёнка приходит из-за финансовых проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...