Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Смерть родителя и развод




Нет простой связи между какими-либо воздействия­ми, испытанными в детском возрасте, и последующими прояв­лениями симптомов или проблем. Hinde {цит. по: Rutter, 1980) суммирует причины следующим образом:

1) изначально существуют различия в чувствительности к фак­торам воздействия окружающей среды и их влиянию на развитие;

2) любой тип поведения находится под воздействием множе­ства факторов; следовательно, эффект изменений одного пара­метра меняется по мере того, как независимо от этого проявляют­ся изменения других параметров. Никакое единичное событие (как, например, смерть одного из родителей), а лишь комплекс изменений (как, например, смерть родителя, следствием кото­рой является снижение социоэкономического статуса) должен быть признан причиной проблемного развития;

3} влияния, которые в принципе играют важную роль в раз­витии, могут проявляться или не проявляться в зависимости от следующих моментов:

— данный индивидуум не пассивен и сам делает свой вы­бор в отношении внешних воздействий;

— большая часть влияний эффективна в случае превыше­ния определенной пороговой величины;

— чувствительность к определенным воздействиям зависит от возраста и стадии развития ребенка или подростка;

— отношения обладают саморегулирующими качествами, т.е. отклонения обычно находятся в определённых границах. Лишь при выраженном неблагоприятном сочетании неблагоприятных

влияний этот механизм может не сработать, и тогда могут раз­виться выраженные расстройства, психопатология и аномалии развития с долговременными последствиями.

Не следует торопиться с выводами, строя их на каких-то событиях. Можно ли говорить о специфичности воздействий се­мейных факторов на развитие ребенка?

Смерть родителя обычно вызывает мягкую и краткую реак­цию ребенка. Wolfenstein (1966) подчеркивал психоаналитичес­кую точку зрения, согласно которой процесс скорби, характер­ный для взрослых в данной ситуации, не проявляется таким же образом у детей. Van Eerdewegh et al. (1982) доказали в конт­рольном исследовании, что для детей после смерти родителя ха­рактерны мягкие депрессивные состояния, причем эти состоя­ния проходят через некоторое время.

Выраженные депрессивные состояния отмечались пример­но с той же частотой в контрольной группе, и, по-видимому, они имели другую этиологию. Конечно, вполне вероятно, что смерть стала своего рода пусковым механизмом. Приводятся ссылки на ряд работ, утв ер ждающих, что у мальчиков-подрост­ков, потерявших отца, велик риск развития депрессивного со­стояния. Авторам принадлежит также интересное наблюдение: у вдов — матерей детей и подростков с серьезными депрессив­ными расстройствами в подавляющем большинстве отмечался депрессивный синдром, наблюдавшийся еще до смерти супру­га. Реакции детей на смерть родителя могут быть самыми раз­нообразными. Среди этих детей по сравнению с контрольной группой значительно чаще встречаются легкие депрессивные синдромы, невротические реакции, иногда в соматических про­явлениях (например, ночной энурез), поведенческие или школь­ные проблемы (снижение школьной успеваемости). Но вместе с тем следует принимать во внимание и возможный «спящий эф­фект» («sleeper effecten»), т. е. определенные следствия проявятся позднее (например, депрессивные реакции или супружеские про­блемы во взрослом возрасте). Результаты исследований в дан­ной области противоречивы. С -одной стороны, не следует за­крывать глаза на позитивную реакцию на смерть родителя. Дети часто проявляют повышенный интерес, активность и чувство от­ветственности внутри семьи. Основной вывод, по мнению авто­ра, будет следующим: дети, у которых до смерти одного из ро­дителей уже были определенные проблемы (незначительные или серьезные), имеют повышенный риск значительного усугубле­ния проблем или симптомов после ситуации потери родителя, причем период риска представлен длительным временным от-

 

 

резком. Смерть сама по себе не является решающим фактором, но она влияет на другие факторы, которые повышают риск воз­никновения проблем развития.

Последствия развода были изучены многими авторами, в том числе Hetherington et al. (цит. по: W. W. Hartup, см. Rutter, 1980). Они провели контрольное исследование детей младшего детс­кого возраста (до 5 лет), которые после развода проживали со своими матерями. При сравнении с контрольной группой они выявили, что два месяца после развода дети чувствовали себя менее счастливыми, были менее ласковы и в меньшей степени ориентированы на выполнение задачи; с другой стороны, они были более депрессивны, тревожны, апатичны, с сознанием вины. Повторное исследование год спустя показало, что упомя­нутые симптомы у девочек совершенно отчетливо редуцирова­лись, а спустя два года полностью исчезли. Что касается маль­чиков, то через два года они оставались враждебными и несча­стливыми по сравнению с мальчиками контрольной группы. Другие исследователи также указывали на большую чувствитель­ность мальчиков к ситуации развода„родителей. В более ранних исследованиях упомянутых авторов уже было известно, что после развода отношения между матерью и сыном портятся значитель­но быстрее, чем отношения матери и дочери. Hetherington et al. пытаются объяснить полученные результаты меньшей послуш­ностью мальчиков по сравнению с девочками и тем, что они «слушают» больше отца, чем мать. Когда отец уходит из семьи, матери не хватает его материальной поддержки. Выпадение важ­ной фигуры идентификации для мальчика также представляет­ся одним из факторов, способствующих нарастанию проблем.

Кроме того, мать часто после развода испытывает амбива­лентные чувства, которые нередко направлены против сына, в котором она видит мужчину, главным образом мужа. В случае ухудшения отношений между матерью и сыном последствия вид­ны и вне семьи, особенно в школе, окружении, в контактах со сверстниками."

Jellinek & Slovik (1981) называют четыре фактора, влияю­щих на риск возникновения психической травмы:

— ранимость самого ребенка;

— качество жизни семьи до развода;

— степень возмущения после развода;

— эмоциональная стабильность матери, которая берет на себя ответственность за ребенка.

Ребенок может страдать от дисгармонии, озлобленности и неприязни между родителями. Если брак продолжается при

подобном отношении друг к другу или если развод не может покончить с этой дисгармонией, то данная ситуация вызывает у ребенка ощущение вины, гнев и чувство одиночества.

Предполагаемая реакция ребенка на развод зависит от его уровня развития и качества его отношений с родителем, с кото­рым он остается (обычно это мать). Младенцы и младшие дети (до 5 лет) обычно очень чувствительны к возможности матери поддержать нормальный уровень функционирования. Старшие дошкольники и дети, обучающиеся в начальных классах базо­вой школы, особенно чувствительны к разводу, так как для них важна вся семья целиком, а не только мать. Дети более старше­го возраста реагируют на развод с меньшим чувством вины и чаще не прямым, а косвенным образом. Последствия социаль­но-экономической ситуации разбитой семьи для развития ребенка также играют свою роль.

По мнению авторов, от 50 до 25% детей, родители которых развелись или разошлись, проявляют по меньшей мере легкую дисфункцию. В Нидерландах хорошо известно, что эта группа очень широко представлена в детской медицинской службе. Вме­сте с тем семейным врачам и педиатрам следует иметь в виду, что дети, направляемые на лечение с соматическими жалобами, могут таким образом реагировать на дисгармонию в семье или развод родителей.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...