Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1: Возникновение и развитие профессиональной ориентации




Вопросы:

1. Возникновение первых идей и подходов к профессиональной ориентации за рубежом.

2. Современная профориентация, её цели и задачи

Форма занятия: обзорная лекция

Основные понятия: профессиональная ориентация

Цель лекции: способствовать формированию знаний о возникновение и развитии профессиональной ориентации

Основное содержание лекции:

Приступая к изучению данной темы, необходимо акцентировать внимание на том, что необходимость профориентации молодёжи возникла в глубокой древности. Первые упоминания о важности ознакомления молодое поколение с разнообразными профессиями встречается в трудах Платона, Пифагора.
В результате развития орудий труда, создания машин, общественного разделения труда, повышения интенсивности производственных процессов возросла роль специализации и профессионализации труда, возникла необходимость активизации профессиональной подготовки и профориентации молодёжи. Это определило практическую потребность в обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.
В 1849 году во Франции выходит книга «Руководство по выбору профессии». В 1897 профессор Петербургского университета Н.И. Кареев издаёт книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса».
В девяностые годы XIX века профессор Ф. Парсонс создаёт в Бостоне (США) службу оказания индивидуальной помощи безработным мальчикам.
В начале ХХ века в Германии, Англии и США организуются справочно-информационные бюро при посреднических конторах, школах, статистических бюро и различных общественных организациях: 1902 год – Страсбург (Германия) при бирже труда, 1907 год – в Галле при городском статистическом бюро; 1907 год – в Базеле при городском бюро. В 1904 году в Шотландии госпожа Гордон разработала проект оказания помощи оканчивающим школу. В 1908 году профессор Гарвардского университета Ф. Парсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации». Бюро начало активную работу по оказанию помощи школьникам в определении их жизненного пути, что послужило началом «профориентационного движения». В 1910 году открывается аналогичное бюро профессиональной ориентации в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение профессиональных требований, изучение способностей школьников для успешного их использования. Подобная работа развернулась в Бельгии, Испании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и других странах.
В начале ХХ века профконсультационные учреждения наряду с анкетным методом опроса учащихся начинают широко применять метод психологических исследований (метод тестов), предложенный Ф. Гальтоном.
Большой вклад в разработку методов профориентационных исследований в ХХ веке внесли М. Кеттел, А. Бине, Ф. Тейлор, Г Мюнстерберг и др.
В результате социально-экономических потребностей развивающегося капиталистического производства стала решаться проблема профессиональной

ориентации молодёжи. В каждой стране она решалась по-своему, применительно к условиям каждой из них. Но чёткого определения понятия «профориентация» долгое

время не было. Только XV Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1970 году в г. Братиславе (Словакия) унифицировала содержание понятия «профессиональная ориентация», считая, что «под профориентацией понимается помощь, оказываемая личности в использовании своих личностных особенностей, предоставление человеку возможности развивать их так, чтобы он был в состоянии выбирать для себя области обучения и трудовой деятельности в ходе меняющихся условий и, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой, - достичь личных стремлений».
Профориентация в России начала разрешаться в первые годы ХХ века (обследование учащихся различных типов школ по вопросам выбора профессии). Большую роль в разработке методологических основ профориентации сыграли такие советские педагоги деятели народного образования как: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Они способствовали созданию психолого-педагогических основ теории профессиональной ориентации школьников.
Наибольшее развитие профориентация молодёжи в нашей стране получила после Октябрьской революции: двадцатые годы – первые научные исследования отечественных авторов, посвящённые выяснению причин выбора профессий; первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. При Ленинградской бирже труда; в тридцатые годы Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разработку системы школьной профориентации, в 1932 году был создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации; в пятидесятые годы появились первые диссертации по проблемам школьной профориентации; в шестидесятые годы организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР – НИИ ТОиПО АПН СССР; в восьмидесятые годы профориентационная работа получила новое развитие: создаётся более 60 региональных Центров профориентации молодёжи, начинается активная подготовка пофконсультантов, в школах вводится курс «Основы производства. Выбор профессии», 1986 год создаётся реальная государственная служба профориентации молодёжи с перспективой дальнейшего совершенствования и др.
В настоящее время под профориентацией пронимается комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
Основной целью профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
Важнейшая задача профессиональной ориентации молодежи – способствовать своевременному и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, а также ее трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

2. Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1996. – 512 с.

4. Пряжникова, Е.Ю. Профориетация: учеб. пособие для студ.вузов /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 494 с.

5. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. Вузов по специальности «Психология» /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001. – 476 с.

Методические рекомендации

Для эффективного усвоения учебного материала по теме предлагается придерживаться следующей последовательности: 1) проработать основные понятия темы по глоссарию; 2) внимательно прочитать материал лекции и сделать пометки; 3) Изучить дополнительный материал по теме по указанной литературе и не только (ресурсы интернет, другие источники); 3) выполните задание на СРС

Вопросы контроля теоретических знаний студентов

  1. Когда возникла необходимость в профориентации молодежи?
  2. Когда и где профессор Ф. Парсонс создал службу оказания индивидуальной помощи безработным мальчикам?
  3. В настоящее время под профориентацией пронимается …
  4. В разработке методологических основ профориентации сыграли такие советские педагоги деятели народного образования как:
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...