Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы студентов




Задание 1

Подготовить сообщение на тему:

«Профессионального самосознание педагога»

Задание 2

Подготовить презентацию:

« Профессиональное самоопределение »

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

Тема 5: Личностный профессиональный план как результат профессионального самоопределения

Вопросы:
1.Жизненные цели, ценности, планы и перспективы. Их осмысление в ситуации профессионального самоопределения.

2.Ближайшие и отделённые жизненные и профессиональные перспективы.

3.Принцип «Хочу – могу – надо» при составлении профессионального плана.

4.Основные типы и уровни сформированности профессиональных планов. 5.Стратегии профориентационной помощи оптанту в зависимости от типа личного профессионального плана.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: Личностный профессиональный план.Жизненные цели. Жизненные ценности

Цель лекции: познакомить студентов с личностным профессиональным планом как результат профессионального самоопределения

Основное содержание лекции

Содержание теоретического материала данной темы позволит студентам осознать сущность и назначение личностного профессионального плана как результата профессионального самоопределения человека.

Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой работе, трудовой деятельности и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также – нахождение смыслов в самом процессе самоопределения.

Результатом профессионального самоопределения является выбор старшеклассником определенной профессии, соответствующей его личностным особенностям и интересам, готовность к выбранной профессии, обдумывание пути, а в идеале – личностный профессиональный жизненный план, профессиональный старт.

Для правильного профессионального выбора, оптант должен обладать способностями: анализировать, сравнивать; генерировать идеи, выдвигать гипотезы, переносить в новые ситуации знания и умения, независимость суждений и критичность мышления; высокая самоорганизация, самоконтроль.

Личностный смысл профессионального самоопределения обусловлен социальной позицией человека, его главными составляющими являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, смысловые установки: мотивы выбора профессии, ценностное отношение к труду, людям труда, приоритет общественных интересов над личными и др.

По мнению Е.А. Климова, выбор профессии – это отдельный выбор трудового, жизненного пути, состоящий из некой цепочки взаимосвязанных шагов.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств: позиция старших членов семьи; позиция сверстников; позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; сложившиеся к данному моменту личные, профессиональные планы (ЛПП) учащегося; способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности; уровень притязаний учащегося на общественное признание; информированность; склонности к тем или иным видам деятельности.

Таким образом, обстоятельство, влияющее на проектирование жизненного трудового пути, является сформировавшийся у учащихся личный профессиональный план (ЛПП).
Н.С. Пряжников предлагает модифицированный вариант построения личного профессионального плана (ЛПП) (по Е.А. Климову) дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения:

1. Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).

2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).

3. Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.

4. Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).

6. Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (макроинформационная основа самоопределения).

8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.

9. Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.

10. Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих подготовке намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).

11. Знание путей и способов преодоление внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору и будущей профессиональной деятельности.

12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

13. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу «обратной связи». Е.А. Климов выделяет три важных составляющих выбора профессии – «три кита»: «Хочу» - «Могу» - «Надо». Опираясь на эти составляющие, оптант может рассуждать о конкретных профессиональных и жизненных выборах. В связи с этим, Климов предлагает «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии.

Профессиональное самоопределение человека предполагает составление профессионального плана. Составление профплана позволяет человеку более подробно осуществить построение временной перспективы, долгосрочное целеполагание и корректировку долгосрочных и краткосрочных профессиональных целей.
Выделяют следующие типы профессиональных планов:

1.Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
2. Индивидуальные, личностные и групповые.

Литература:

1.Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип

развития в психологии. — М., 2003.

2.Низовских Н.А. Человек как автор жизни. — Киров, 2000.

3.Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы,

проекции, практики. — М., 2002.

4.Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. — М., 2003.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Жизненные цели, ценности, планы и перспективы. Их осмысление в ситуации профессионального самоопределения.

2. Приведите примеры ближайших и отделённых жизненных профессиональных перспектив.

3. Каково значение принципа «Хочу – могу – надо» при составлении профессионального плана?

4. Перечислите типы и уровни сформированности профессиональных планов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...