Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программность в музыке.




Когда мы слушаем инструментальную музыку, не имеющую слов, мы не только следим за её развитием, слушаем, как сменяют друг друга темы, мы ещё и представляем какие-то картины, образы, рождённые в нашем воображении музыкой. Одна и та же музыка может вызвать у разных людей и разные картины.

Инструментальное сочинение называется программным, если автор поясняет его содержание. Это пояснение может быть подробным или обобщённым.

Обобщенная программа выражается в заголовке или эпиграфе: «Ночь в Мадриде» Глинки, «Старый замок» Мусоргского, а иногда и в стихотворном эпиграфе к музыке.

Например, все 12 пьес из фортепианного цикла Чайковского «Времена года» имеют не только название месяца в заголовке, но и более точное определение предмета. Например, «Январь. У камелька», «Ноябрь. На тройке», «Апрель. Подснежник». Каждая пьеса имеет так же стихотворный эпиграф.

 

Программа в музыке может быть связана с литературой или живописными полотнами.   Литературные сюжеты часто лежат в основе театральных музыкальных сочинений (оперы или балета), а также симфонических жанров – увертюр («Ромео и Джульетта» Чайковского по трагедии Шекспира), симфоний («Фауст» Листа по роману Гёте, симфонии Берлиоза). Инструментальное сочинение называется программным, если автор поясняет его содержание. Это пояснение может быть подробным или обобщённым.

· Примером литературной программности может служить «Фантастическая симфония» Берлиоза по роману А. Мюссе «Исповедь сына века». Каждая из пяти частей симфонии имеет не только свой литературный заголовок («Мечтания. Страсти. », «Бал», «Сцена в полях», «Шествие на казнь», «Сон в ночь шабаша»), но и подробное описание событий каждой части. Послушаем фрагмент из 2 части, рисующей встречу героя со своей возлюбленной на балу под звуки вальса.

Программа в музыке может быть навеяна не только прочитанной книгой, но и подмеченным явлением природы, бытовой сценой, увиденной картиной художника. Впечатления от живописных работ художника Гартмана легли в основу фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки», а картины-пейзажи французских художников – импрессионистов стали толчком к созданию музыкальных шедевров Клода Дебюсси (прелюдий, «Детского уголка»).

Иногда инструментальная музыка может обобщать идею большого театрального сочинения, в то же время, рисуя конкретную картину. Музыка, в которой есть подражание звукам окружающего мира, называется изобразительной. Музыкальные приёмы, при помощи которых достигается такой эффект, получили название звукоподражание.

· Например, вступление к опере Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Слушая музыку, мы словно видим, как загорается на небе розовая полоска зари, как первые лучи солнца золотят сначала кресты колоколен и верхушки теремов старой Москвы. А потом радостный утренний свет заливает весь пробуждающийся город. Это достигнуто постепенным «просветлением» музыки, все более ясным и чистым звучанием песенной мелодии, переходящей от тихого пиано к мощному форте. Есть здесь и подражание «голосам утра»: пению птиц, крику петухов, звону колоколов. Однако эта звуковая картина пробуждающейся природы имеет и символическое значение – воссоздаёт картину пробуждающейся России.

 Музыкальное содержание часто избегает конкретности, в нём всегда есть обобщающий смысл. Музыка говорит своими мелодиями, ритмами, гармониями, она выражает настроение независимо от представляемой картины.

Связь музыки и изобразительного искусства.

    Музыка и поэзия - искусства временные, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса.

    Изобразительное искусство - явление пространственное, это цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, у которой своя художественная область. Встретиться они, конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другом музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.

    Изучая различные музыкальные произведения, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только оперы, навеянные литературными образами - такие, как, например, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

    В музыке давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстамп, музыкальные портреты. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы: «Лес» и «Море» А. Глазунова, «Облака» и «Туманы» К. Дебюсси, «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок» М. Мусоргского…

    Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания? Вскоре мы познакомимся с одним из сочинений, навеянных впечатлением от живописных работ художника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...