Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия перешла на СНС с 1988г, а до этого использ бал нац хоз-ва.




Принципы:

1) в подсчет ВВП,ВНП вкл-тся произ-ный продукт как в сфере материального, так и в сфере услуг и т.о. сферу произв. деят-сти, по СНС, вкл-тся след. деят-сть:

1) д-сть компаний и предприятий производящих товары и услуги;

2) частных некорпорированных пр-тий;

3) д-сть подсобных хоз-ств;

4) д-сть лиц свободных профессий;

5) д-сть работников в сфере упр-ния;

6) д-сть фин-во-коммерч-ких орг-ций;

7) некоммерч-ких орг-ций;

8) армии;

9) наемной прислуги;

10) Влад-цев жилья, сдаваемого в аренду.

2)2-й принци СНС заключ в Признание того, что в создании стоимости тов-в и услуг наряду с трудом участвуют земля, капитал, предпр-ая деят-сть, т.е. факторы пр-ва и созданная прибыль рассматривается как результат совокупного использования этих факторов.

Сектора эк-ки:

- нефинансовые корпоративные и фазикорпор-ные предприятия;

- фин. учреждения;

-органы гос. упр-ния;

- частные некоммерч. Орг-ции обслуживающие домохоз-ва;

- домохоз-ва как потребители и предпр-ли;

- остальной мир, включая ВЭС.

 

№23(2) Использование показателей СНС в макроэкономическом анализе и прогнозиро­вании

Одним из наиболее важных направлений макроэкономического анализа на ос­нове данных СНС является изучение темпов роста и колебаний экономической конъюнктуры. Для обеспечения сопоставимости данных за разные годы необходимо пересчитать ВВП в постоянные цены с помощью:

A) индексов потребительских цен; Б) индексов оптовых цен; B) индексов-дефляторов ВВП.

Темпы экономического роста, как правило, зависят от изменений экономиче­ского потенциала страны вследствие наращивания инвестиций. Колебания экономи­ческой конъюнктуры обычно рассматриваются как изменение объема ВВП в кратко­срочной перспективе вследствие изменения уровня использования существующих основных фондов.

Показатели темпов экономического роста используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за определенный период и оценки эф­фективности проводимой экономической политики.

Анализ зависимости темпов экономического роста от других переменных по­казывает, что высокие темпы роста экономики обеспечиваются при низких темпах инфляции, высокой доле в объеме ВВП сбережений и инвестиций, относительно низкой доле в объеме ВВП расходов госуправления, а также при открытом характере экономики. Это позволяет привлекать иностранные инвестиции, внедрять современ­ные технологии и стимулирует конкуренцию отечественных производителей с зару­бежными.

Другим важным направлением макроэкономического анализа является изуче­ние отраслевой структуры экономики, а также ее динамики за тот или иной период.

Следующим направлением анализа СНС для формирования макроэкономиче­ской политики страны является изучение структуры использования ВВП на конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт, доля ВВП, расходуемого на обо­рону, управление, здравоохранение, образование и НИР.

Наиболее общими показателями уровня жизни, разрабатываемыми в рамках СНС, являются показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств и скорректированного располагаемого дохода, которые включают социальные трансферты в натуральной форме. О масштабах перераспределительных процессов посредством государственно­го вмешательства свидетельствует показатель, характеризующий отношение доход­ной части госбюджета к ВВП.

Одной из важных характеристик эффективности госуправления является мас­штабы дефицита госбюджета, определяемые как соотношение размера дефицита и ВВП.

Соотношение темпов роста денежной массы и инфляции по сравнению с ди­намикой физического объема производства характеризуют скорость обращения де­нежной массы.

Интенсивность инфляции измеряется посредством индексов-дефляторов ВВП и отдельных его составляющих.

Валовой национальный располагаемый доход (ВНДР) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного рас­пределения доходов.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домаш­них хозяйств; госуправления; некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата, картин и т.д.).

Национальное сбережение показатель может быть получен путем вычитания из ВНДР величины конечного потребления.

Чистое кредитование/Чистое заимствование характеризуют объем финансо­вых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или вре­менно полученных от них.

Национально богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хо­зяйствующих субъектов страны. Рассчитывается как сумма финансовых и нефинан­совых активов страны за вычетом финансовых обязательств. Все показатели СНС взаимосвязаны и используются в сочетании друг с другом. Они дополняют друг дру­га, раскрывая различные аспекты экономического процесса. Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС следующая:

А. ВВП - Потребление основного капитала = Чистый внутренний продукт;

Б. ВВП + Сальдо первичных доходов, = Валовой национальный доход Полученных из-за границы (ВНД);

В. ВНД - Потребление основного капитала = Чистый национальный доход;

Г. ВНД + Сальдо текущих трансфертов, = Валовой национальный полученных из-за границы располагаемый доход

Д. ВНРД - Конечное потребление = Национальное сбережение

Е. Национальное + Сальдо кап.трансфертов = Источники финансирования Сбережение инвестиций полученных из-за границы

Ж. Источники Валовое Приобретение Чистое кредитование финансирования -накопление- непроизведенных = (чистое заимствован.) инвестиций нематериальных нефинансовых активов

№24(2). Функциональные и экономические взаимосвязи различных сфер бизнеса. Потоки движения ден. ср-в в системе СНС

Внутреннюю структуру эк-ки и ее соотносительность с мировой эк-кой можно проанализировать, опираясь на методический подход, связанный с определением ключевых секторов экон. деятельности и установлением взаимосвязей м/ду ними ч/з систему нац. счетов. В этих целях макроэк-ка обычно разделяется на 4 сектора: Реальный сектор (домохозяйства и негосуд-ные нефин-вые предприятия). Реальн сектор как сфера биз-н обеспечивает пр-во тов-в в стране и предложение их на внутреннем и внешнем рынках и спрос на товары личного и производственного потребления.

Бюджетный сектор. Важнейшая составляющая сектора гос.бюджет, а главная функция- перераспределение доходов. Денежный сектор представлен денежными потоками, проходящими ч/з центральный и комм. банки. Внешний сектор, включающий операции с зарубежными странами каждого из названных секторов, отражающиеся в платежном балансе.Любая хоз. операция фиксируется на счетах продавца и покупателя, что позволяет получить сводные данные о доходах, расходах, потреблении, капиталовложениях, финансах и др. сторонах экон. и соц. деят-сти хоз. с-тов, регионов, субрегионов и мировой эк-ки.

СНС отражает на микро- и макроуровнях результаты эк. деят-сти, условия, стр-ры и важнейшие взаимосвязи воспр-ва нац. эк-ки. Наиболее важные фунц-ные взаимосвязи в мировой эк-ке проявляются ч/з: -макроэкон. счета СНС; -м/н экон. операции; - определение объемов нац. пр-ва; -м/н элементы секторов эк. деят-сти; -дв-ние ден. ср-в по секторам эк-ки.

Классификация эк. единиц по секторам эк-ки – одна из центральных в СНС. Существуют 2 типа эк. ед-ц: юр. лица и физ. лица, представляющие домохоз-ва. Хоз. ед-цы группируются в секторы эк-ки (инститецион. секторы). Секторы предст. собой совокупности эк. ед-ц, однородных, с точки зрения выполняемых ими функций в экон. процессе и способа фин-ния затрат. Основные секторы эк-кой деят-сти:- нефинансовые корпорации, или инстиуц. ед-цы, занимающиеся прои-вом тов-в для рынка и оказанием нефин-вых услуг; -домашние хоз-ва, или действующие в эк-ке физ. лица, кот. продают свою раб. силу, производят и потребляют рын-ные товары и услуги; -неприбыльные институты, или юр. лица, занимающиеся предоставлением нерыночных услуг домашним хоз-вам, основанные на добровольном участии физ. лиц;-правительственные учреждения, или инстит. ед-цы, кот. помимо выполнения своих политических функций и ф-ций регулирования эк-ки занимаются пр-вом нерын-ных тов-в и услуг для индив-ого и коллективного потребления и перераспределением доходов; - фин. корпорации, или инстиуц. ед-цы, осуществляющие фин. посредничество и вспомогательные фин. услуги.

Первые 3 вида инст. ед-ц образуют реальный сектор эк-ки. Правит-ные учреждения представляют собой основную институц. ед-цу госсектора. Фин корпорация - основная институц. ед-ца ден. сектора.

В составе счетов, отраж-щих взаимосвязь ключевых секторов эк-ки, выделяют счета, фиксир-щие потоки ден. и мат. рес-сов, и ден. Счета.

К 1-ой группе счетов отн-тся счета нац. дохода, ВНП, госбюджета и плат. баланса. Макроэк-кие счета условно можно также разделить на 3 группы: - текущие счета, отражающие стоимость объемов пр-ва тов-в и услуг, создание дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережение; - накопительные счета, отр-щие приобретение и продажу фин. и нефин. активов и пассивов инст-ыми ед-ми; - балансовые счета, показывающие стоимость активов и пассивов на начало и конец отчетного периода. В итоге все макроэк-кие счета объединяются во взаимосвязанную структуру потоков ден. ср-тв, кот. с известной степенью условности и отражает состояние и развитие эк-ки страны в целом.

Инс. ед-цы осущ-ют м/ду собой экон. операции, в ходе кот. передается право собственности на материальные и фин. активы или оказываются услуги. В рамках СНС эк. операции м.б. нефин-ми (реальными), относящимися к операциям по пр-ву и приобретению тов-в и услуг, и фин-ми, подразумевающими изменения в активах и пассивах, включая обмен одних фин. активов на другие. СНС охватывает эк. операции всех нах-хся в данной стране инст. ед-ц как м/ду собой, так и с инст. ед-ми других стран. Связь реального и внешнего секторов нац. эк-ки. Модель общего равновесия: Y+IM=C+I+X Y- объем выпуска или уровень доходов,IM-импорт тов-в и нефакторных услуг,C-потребление(домохоз.,предпр-тий и прав-ва),I- внутр. инвестиции,X- экспорт тов-в и нефакторных услуг.

Показатели функ-ния эк-ки, связанные м/ду собой ч/з СНС:

1 .НД -совок-ный доход в эк-ке, полученный резидентами от использования факторов пр-ва (труда, капитала, рабочей силы).

2. ВВП -добавленная стоимость, произведенная резидентами внутри страны. GDP=(C+I)+(X-IM) Чтобы перейти от ВВП к ВНП, необходимо учесть факторные доходы, выплачиваемые за рубеж и получаемые из-за рубежа. Т.о., ВНП - это сумма добавленной ст-сти, произведенной внутри страны, и чистого факторного дохода из-за рубежа: GNP= GDP+NY=(C+I)+(X-IM+NY) NY-чистый факторный доход.

3. ЧФД - разность доходов от использования нах-хся за рубежом в собственности резидентов факторов пр-ва и выплат нерезидентам за использование принадлежащих им факторов пр-ва в данной стране. ЧФД из-за рубежа включаются:-разность доходов от инвест-ной деят-сти и расходов на выплату прибыли нерезидентам на вложенный в данной стране иностр-й капитал и процентов по вкладам нерезидентов в местных банках;-разность переводов в страну и из страны рабочих-мигрантов, кот. считаются резидентами своей, а не зарубежной страны-разность сумм ренты, полученной за сданную в аренду недвижимость за рубежом, принадлежащую резидентам данной страны, авторские гонорары из-за границы и т.д., и ренты, выплаченной нерезидентам за их недвижимость, принадлежащую нерезидентам, но находящуюся в данной стране, авторских гонораров нерезидентам и т.д.

Чтобы определить валовой нац. располагаемый доход, используемый на накопление и потребление(CDI), к ВНП добавляют данные о чистых трансфертах(NT) из-за рубежа

CAB=S-I Т.е. любой дисбаланс м/ду сбережениями и инвестициями внутри страны отражается на состоянии текущего плат. баланса с зарубежными странами.

Данные о ден. секторе обобщаются на 4 различных уровнях: 1) счета руководящих ден. органов, предст-щих собой баланс центр. банка; 2) счета активов и пассивов комм. банков, составляемые как их консолидированный баланс; 3) обзор состояния ден. сферы, обобщающий данные баланса центр. банка и консолид. б-са комм. банков; 4) обзор состояния фин. сферы, включающий также данные о денежно-кредитных операциях прочих фин-вых инстит-ных ед-ц.

Бюджетный сектор также связан с внешним сектором эк-ки. Модель равновесия: REV+F=EXP REV-доходы бюджета;F-финансирование;EXP-расходы бюджета. Сальдо бюджета – разность м/ду поступлений в бюджет и общей суммой его расходов. Фин-ние б-та подразделяется на фин-ние за счет внутренних и внешних источников: F=Fd+Fe Внешнее фин-ние(Fe)-предоставление данной стране другими странами новых займов за вычетом сумм погашения основной задолженности. Внутренне фин-ние(Fd)- предоставление банковских и небанковских займов.

Поток ден ср-в, 1)представл собой деньги поступающ в компаниею от продаж и др источ, а так же деньги затратив компанией на закупки, оплату труда и т д. 2) любое движ ден ср-в между участниками ден обращения

Потоки движения денежных средств. Взаимосвязи всех секторов эк.во взаимосвязи деят-сти с внешним сектором и м/ду собой м.б. объединены с помощью матрицы потоков ден. средств.Если учесть, что и сбережения, и инвестиции м. осуществляться различными инстит. ед-ми, то сальдо текущих операций платеж баланса (current account balans) CAB= (Sh-Ih)+(Se-Ie)+(Sg-Ig)Sh-сбережения домохоз-в; Ih- инвестиции домохоз-в; Se- сбережения предприятий; Ie-инвестиции предприятий; Sg-сбережения правительства; Ig-инвестиции правительства. Потоками движения ден. ср-в понимается схема функциональной и статистической взаимозависимости основных секторов эк-ки и источников их финансирования.

 

№25(2) Информационное обеспечение СНС

На первом этапе внедрения СНС использовалась информационная база, которая была создана для составления баланса народного хозяйства. В настоящее время информационная база адекватна организации статистики в условиях рыночной экономики. Она опирается на следующую информацию: 1) отчетность предприятий; 2) административную статистику - статистику Минфина РФ, Центробанка, налоговую статистику и таможенную статистику; 3) выборочные и другие виды несплошного статистического наблюдения.

Отчетность предприятий состоит из бухгалтерской и статистической отчетности. Первая ориентирована на обеспечение нужд предприятия в информации для анализа процесса производства и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Вторая разрабатывалась для обеспечения информацией различных отраслей статистики и удовлетворения потребностей органов управления и планирования.

Главная проблема использования бухгалтерской отчетности в СПС - в несоответствии требований СПС правилам бухучета, применяемым в РФ. Цели бухучета в основном связаны с налогообложением и отличаются от задач статистики. Поэтому сами подходы к определению некоторых показателей различны. Россия пока не перешла в полной мере на м/д стандарты бухучета, поэтому статистика не может напрямую запрашивать у предприятий величину промежуточного потребления например, а вынуждена рассчитывать этот показатель на основе других показателей.

Унифицированная финансовая отчетность до последнего времени не охватывала бюджетные организации, банки и малые предприятия. Для отражения институциональных изменений в экономике, формирования показателей финансовых потоков, счетов накопления в целом и по секторам финансовых корпораций и общего госуправления были введены формы стат. отчетности о деятельности бирж, страховых организаций, инвестиционных фондов, о расходовании средств государственных внебюджетных фондов.

Под административной статистикой понимают статистику госфинансов, банковскую статистику, налоговую статистику и таможенную статистику. Информация статистики госбюджета с 1995 г значительно улучшилась в связи с приближением бюджетной классификации, системы показателей федерального и консолидированного бюджетов РФ к рекомендациям МВФ. Поэтому повысилась достоверность исчисления таких показателей СНС как выпуск в основных ценах, ВВП в ценах покупателей, располагаемые доходы и конечное потребление.

Центральный банк РФ является источником важнейшей статистической информации о денежных агрегатах, деятельности банковского сектора, о платежном балансе.

Данные налоговой статистики используются для расчета добавленной стоимости по отдельным видам услуг.

Таможенная статистика - важная информационная база для расчетов показателей экспорта и импорта в СНС.

Выборочные и другие виды несплошного стат.наблюдения наиболее эффективны с периодически проводимыми экономическими переписями и ежегодными цензами. Одна из крупных статистических работ, выполняемых на основе выборочного метода, - бюджетные обследования домашних хозяйств. Они служат источниками данных для исчисления показателя расходов на конечное потребление домашних хозяйств, построение счетов сектора «Домашние хозяйства» в текущих ценах.

СНС - это одна из немногих статистических моделей, где используется информация от некоммерческих организаций, таких как профсоюзы, религиозные конфессии и политические партии.

 

№26(2). Глобализация мировой экономики: глобальная финансовая среда, глобальные и глобализованные кризисы, миграция ресурсов в условиях глобализации.

Наиболее распространенным является определение глобализации как объективного процесса сближения, интернационализации, взаимозависимости во всех сферах жизни стран и народов нашей планеты.

Глоболиз мир экон- это 1) процесс усиления взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экон сис-м разных стран мира; 2) интернац производства и капитала, ведущая к установлению идетичных норм и условий ведения хоз деят-ти в странах, кот различ ур-нем развития, видом общественно политической и соц-экон сис-мы.

Глобализация мировой экономики – это процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.

Процесс глоболизации мир экон можно рассматривать как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.

Факторы глобализации: В основе предпосылок и движущих сил глобализации мировой экономики лежит ряд факторов, относящихся к ведущим сферам современной жизни:

Экономический фактор. Огромная концентрация и централизация капитала, рост крупных корпораций, в том числе компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство.

Политический фактор. Государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов.

Международный фактор. Динамика глобализации связывается с датами крупных международных событий. Так, называют три вехи, стимулировавшие процессы глобализации. Это, прежде всего, конференция Европейских сообществ в Люксембурге в 1985г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987г.), провозгласивший свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала.

Далее, это конференция Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в Пунта дель Эсте в 1986г., открывшая Уругвайский раунд переговоров (главным образом о снижении тарифов и других ограничений в торговле), который продолжался восемь лет.

И, наконец, это воссоединение Германии, ликвидация СЭВ и Варшавского пакта.

Технический фактор. Средства транспорта и связи создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов.

Общественный фактор. Ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать, кот можно хар-ать как катализатор экон процессов:

1. углублению специализации и международного разделения труда. При этом более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

2. экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. появление выигрыша от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

4. стимулирование дальнейшего развития новых технологий и распространения их среди стран

Причины множесива глобализ кризисов:

-обострению международной конкуренции..

-к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

-мобилизация значительного объема финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...