Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование производственной мощности




 

Наиболее распространенным методом экономического обоснования мощности является анализ критической точки. Этот метод успешно применяется для обоснования выбора вариантов инженерных решений и организационно-технических мероприятий как при проектировании, так и планировании производственных процессов.

Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора и идентификации объема выпуска с наименьшими общими затратами. Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу; эта точка является критической точкой (точкой безубыточности). Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат, переменных затрат и дохода. Постоянные затраты— это затраты, которы&существуют, даже если ничего не производится. Переменные затраты — это затраты, которые варьируются с изменением объема производства. Главная компонента в переменных затратах — это затраты труда или материалов. Важным элементом анализа критической точки является функция дохода (рис. 7.1).

 

 

Рис. 7.1. Базовая критическая точка

Когда функция дохода пересекает линию общих затрат, это и есть критическая точка, от которой область прибыли лежит вправо, а область убытков - влево.

Затраты и доход показаны как прямые линии; они представлены линейно возрастающими, т. е. находящимися в прямой зависимости от количества произведенных единиц товара. Но на практике ни постоянные, ни переменные затраты (и функция дохода) не будут прямыми линиями. Например, постоянные затраты изменяются в зависимости от стоимости оборудования или используемой производственной площади; затраты труда изменяются при сверхурочных работах или при изменении квалификации наемных рабочих; функция дохода может измениться при действии таких факторов, как скидки в зависимости от объема, и т. д.

Формулы для анализа критической точки ВЕР (в денежных единицах или единицах продукции):

где TR — общий доход;

ТС — общие затраты;

BEP(x) — критическая точка в единицах продукции;

ВЕР($) — критическая точка в денежных единицах (д. е.);

Р цена единицы продукции; х— количество произведенных единиц;

F постоянные затраты;

V переменные затраты на единицу продукции.

 

Когда общий доход эквивалентен общим затратам, получаем:

Или

Решая относительно х, имеем:

Прибыль составит:

Используя эти соотношения, можно непосредственно определить критическую точку и прибыль. Критическая точка может также показывать, например, область наибольшей прибыли. Имеется возможность из ряда альтернативных вариантов выбрать процесс с наименьшими затратами и наибольшим значением прибыли, как показано на рис. 7.2. Такой график обычно называют картой пересечений. Различные процессы могут быть представлены различными значениями затрат; из различных выпусков только один будет иметь наименьшие затраты.

Рис. 7.2. Карты пересечений

 

Для однопродуктового случая критическая точка в денежных единицах рассчитывается следующим образом:

Критическая точка в единицах продукции определяется как

 

Пример 7.3. Анализ критической точки (однопродуктовый случай)

Фирма имеет постоянные затраты $10 000 в данном периоде, затраты на заработную плату составляют $ 1,5 и на материалы - $0,75 на единицу продукции. Продажная цена равна $4 за единицу. Критическая точка в денежных единицах рассчитывается следующим образом:

Критическая точка в единицах продукции равна:

Отметим, что в данном примере должны использоваться общие переменные затраты (т. е. затраты на заработную плату и материалы).

Анализ критической точки для однопродуктового случая не является типичным для фирм с вариантами предлагаемых товаров. Каждый вариант может иметь различную продажную цену и переменные затраты. Модифицируем исходное уравнение, отразив соотношение продаж для разных товаров путем оценки вклада каждого товара пропорциональноего продажам (многопродуктовый случай):

где V— переменные затраты на единицу продукции;

Р — цена за единицу;

F— постоянные затраты;

W— процент каждого товара в общем объеме продаж в денежных единицах;

i — индекс товара.

 

 

Пример 7.4. Анализ критической точки (многопродуктовый случай)

Цены на продукцию компании приведены в табл. 7.4. Постоянные затраты составляют $3500 в месяц.

Таблица 7.4

 

№ изделия Цена, долл. Затраты, долл. Прогноз продаж, единиц продукции
  2,95 1,25  
  0,80 0,30  
  0,59 0,18  
  1,55 0,47  
5 0,75 0,25  
  2,95 1,20  
  1,75 0,55  
  1,75 0,80  
  2,85 1,00  

 

По вариантам предложения проведем анализ критической точки также, как и в однопродуктовом случае, используя затем вес каждого товара пропорционально их доле в общем объеме продаж (табл. 7.5). Например, объем продаж для изделий I составляет $20 650, т. е. 34,0% от общего объема продаж $60 665. Следовательно, вклад для изделий 1 устанавливается с весом 0,340; их взвешенный вклад составляет 0,340 х 0,58 = 0,197. Используя этот подход для каждого товара, находим, что общий взвешенный вклад составляет 0,622 на каждый доллар продаж, и критическая точка в долларах равна $67 524:

Это означает, что общий ежедневный объем продаж (52 недели по 6 дней в каждой) составляет $67 524/ 312 дней = $216,42.

 

 

Таблица 7.5

№ изделия, i Цена (Р), долл. Переменные затраты (V), долл. V/P 1-(V7P) Прогноз продаж, долл. Доля продаж Взвешенный вклад
  2,95 1,25 0,42 0,58   0,340 0,197
  0,80 0,30 0,38 0,62   0,092 0,057
  0,59 0,18 0,31 0,69   0,010 0,007
  1,55 0,47 0,30 0,70   0,128 0,090
  0,75 0,25 0,33 0,67   0,062 0,042
  2,95 1,20 0,41 0,59   0,097 0,057
  1,75 0,55 0,31 0,69   0,072 0,050
  1,75 0,80 0,46 0,54   0,058 0,031
  2,85 1,00 0,35 0,65   0,141 0,091
    1,000 0,622

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...