Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика половых различий. Причины половых различий в психологических характеристиках.




Американские психологи Элеонор Маккоби и Кэрол Джэклин про­анализировали результаты почти 5 тысяч опубликованных работ, в которых были представлены данные о половых различиях в разных психологических характеристиках - в интеллектуальных, личностных, в особенностях общения. Достоверные различия в психологических характеристиках у мальчиков и девочек, у мужчин и женщин получены лишь по четырем группам свойств.

1. девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после 2 лет они, в среднем, более охотно разговаривают с другими детьми, их речь - более правильная и сложная.

2. мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Различия между мальчиками и девочками появляются в подрос,
тковом возрасте, увеличиваются с годами

3. Мальчики превосходят девочек по математическим способностям. В раннем детстве и в первых классах школы различия не обнаружива-
ются. Начиная с 12-13 лет, различия между мальчиками и девочками
начинают увеличиваться, но оценить величину этих различий трудно,
поскольку данные исследований довольно противоречивы в оценке
величины этих различий

4. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Различия обнаружива­тся с двух лет, т.е. тогда, когда они еще не могут быть результатом
особенностей социализации мальчиков.

Наименее конформными (склонность чел. к усвоению групп. привычек, ценностей) оказываются женщины, имеющие высшее образование. Женщины же с низким уровнем образования, проявляют наибольшую склонность под­чиняться мнению окружающих. Выводы. 1. половые различия в психологических проявлениях действительно существуют. 2. некоторые из этих различий обнаруживаются явно в разных ситуациях и в разных группах мужчин и женщин. 3. другие различия обнаружить довольно трудно, и при простом сопоставлении мужчин и женщин они не выявляются.

Формирование половых различий включает в себя действие как би­ологических, так и социальных факторов.

Биологические концепции половых различий в психологических характеристиках основываются на двух утверждениях. Во-первых, половые различия появляются в раннем детстве, когда они еще не могут быть результатом внешних воздействий (воспитания), и, во-вторых, половые различия по одним и тем же психологическим характеристикам проявляются в разных культурах, и эта их всеобщность не может не быть следствием их биологической первопричины. Однако, экспериментальные доказательства биологических источников пол­овых различий в психологических характеристиках оказываются ма­лоубедительными. Они надежно подтверждают существование биоло­гических детерминант половых различий только по одной характерис­тике - по агрессивности. Уровень агрессивности связывают с действи­ем одного вида гормонов (андрогенов). Более агрессивные мужчины и те женщины, которые имеют более высокий уровень маскулинности (т.е. демонстрирующие более мужской тип поведения в самых разных ситу­ациях и, в частности, более высокую агрессивность, чем средние жен­щины) имеют и более высокий уровень андрогенов.

Социальное воздействие на половые различия может осуществляться разными путями. Существует 4 основных теории, объясняющий развитие поло-ролевой идентификации у ребенка. Теория социального обучения предполагает, что одни и те же типы поведения по-разному подкрепляются у мальчиков и девочек. В общес­тве существует представление о том, какими должны быть мальчики и девочки и, соответственно этому, девочки, например, чаще получают одобрение окружающих, если ведут себя пассивно, а мальчики - если проявляют активность и независимость. Теория идентификации утверждает, что половые различия возника­ют благодаря имитации поведения родителей - дети наблюдают за ро­дителями и моделируют их поведение. Когнитивная теория полового развития отводит родителям мень­шую роль в формировании половых различий и полагает, что приня­тие ребенком половой роли является следствием развития его представ­лений о половых различиях. Ребенка называют мальчиком, и это приводит к тому, что он сам начинает считать себя мальчиком. Усваивая половые стереотипы, ко­торые он видит в окружающем его мире и которые доступны для его понимания (девочки играют в куклы, а мальчики - в машинки; девоч­ки носят платья, а мальчики - брюки), ребенок начинает относить эти стереотипы к себе, и именно это и формирует раннюю (детскую) поло-ролевую идентификацию. Теория поло-ролевой схематизации предполагает, что в основе пол­овых различий лежат разные схемы поведения, которые структуриру­ют знания ребенка о мире и управляют его поведением. На основании того, что говорят и делают окружающие люди, ребе­нок усваивает, что все люди делятся на две большие категории - на женщин и мужчин. Дальше, по мере того как ребенок взрослеет, он обучается тому, что понимается под „мужским" и „женским" поведе­нием, что значит быть мужчиной или женщиной в данном обществе.

25.Теория интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин). Теория интегральной индивидуальности – исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся В.С. Мерлиным, основанные на выделении природных и социально детерминированных свойств человека и направленные на то, чтобы выяснить особенности связей между одноуровневыми свойствами (принадлежащими к одному уровню в системе свойств индивидуальности) и между разноуровневыми свойствами.
B.C. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности:

1) индивидуальные свойства организма;

2) индивидуальные психические свойства;

3)индивидуальные социально-психологические свойства.
Каждый из этих уровней имеет внутри себя 2 уровня. Для индивидуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, биохимическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свойствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства разделяются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях (принадлежностью к этнической группе, классу и т.д.).
Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру, Мерлин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).
Примером многозначных связей являются связи между свойствами нервной системы и темпераментом: каждое свойство темперамента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темперамента. В основе много-многозначных связей лежит индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности понимается как система целенаправленных действий, при помощи которых достигается определенный результат. Функция его состоит в том, что он разрушает старые связи между свойствами разных уровней и создает новые. Например, страх общения (личностное свойство) может быть результатом тревожности (т.е. свойства темперамента) и слабости нервной системы (т.е. нейродинамического свойства). Преодоление этого страха достигается не изменением свойств темперамента и нервной системы, а разрушением связи между ними и страхом общения. Разрушиться же эта связь может благодаря выработке определенного индивидуального стиля деятельности – благодаря формированию приемов общения, которые повышают его эффективность и, таким образом, снижают страх.

Т,О, стили деятельности, по мнению Мерлина, являются системообразующими характеристиками в структуре свойств человека и определяют целостность индивидуальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...