Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные различия и развитие. Стабильность и изменения в процессе развития. Типы стабильности. Типы изменений.




Стабильность (или устойчивость наблюдаемого явления, его неизменность во времени) и преемственность (или непрерывность развития, его плавность, отсутствие резких скачков, связь с предшествующими и последующими этапами развития). Классификация Дж.Кэгана:

Во-первых, стабильность и постоянство - это устойчивость некото­рого качества во времени (что экспериментально выражается в мини­мальных изменениях от одного измерения до другого). Когда мы начинаем экспериментально прослеживать изменение какой-то характеристики во времени, наше представление о том, ста­бильна она или нет, складывается либо в зависимости от скорости изменения других характеристик, с которыми мы ее сравниваем, либо от скорости ее изменения в разные возрастные периоды. Замедление тем­пов развития обычно рассматривается как период стабилизации, хотя никто не отрицает, что процесс развития продолжается. С этой точки зрения интерпретируется, например, замедление в темпах созревания мозга после первого года жизни.

Исследование такого вид стабильности - стабильности как относи­тельно медленного изменения - помогает понять качественные измене­ния, происходящие в процессе развития

Во-вторых,- это сохранение с течением времени соотношения между свойствами одно­го и того же индивида (ипсативная стабильность). Ипсативная стабильность свиде­тельствует прежде всего о внутрииндивидуальных изменениях и связа­на преимущественно с сохранением доминирования некоторой психо­логической характеристики (определенного типа поведения, некоторой разновидности реагирования и т.д.) Например, ребенок подвержен резким сменам настрое­ния или, наоборот, отличается его устойчивостью, ребенок общителен или замкнут и т.д. Такие дихотомические шкалы используются при ис­следовании многих психологических особенностей - от темперамента до ценностей. При этом, характеризуя ребенка как эмоционально ла­бильного или общительного, мы отнюдь не предполагаем, что абсо­лютно всегда, наблюдая за ребенком, мы будем свидетелями одного и только одного типа поведения - речь идет о преобладании некото­рых особенностей поведения над другими, например, эмоциональной лабильности над эмоциональной устойчивостью.

Проследив в течение какого-то времени поведенческие реакции и выяснив, что одна из двух взаимоисключающих реакций постоянно (в разных возрастах) встречается чаще, чем другая, или, иначе говоря, обнаружив, что один из полюсов дихотомии постоянно доминирует, можно сделать вывод о стабильности. Это и есть интраиндивидуаль-ная или ипсативная стабильность, т.е. такая стабильность, которая имеет четкий эмпирический смысл и свидетельствует о постоянстве пси­хологического облика одного и того же индивида в разных возрастах.

В-третьих, стабиль­ность может рассматриваться - и наиболее часто это и происходит -как сохранение рангового места в группе (нормативная стабильность). Примером получения информации о нормативной стабильности являются лонгитюдные исследования. Некоторая характеристика (рост, ритм сердечных сокращений, или количество контактов со свертниками, или интеллект и т.д.) измеряется у одной и той же группы детей регулярно, допустим, раз в месяц в течение нескольких лет. Под. считываются корреляции между данными, полученными в разных воз­растах. Значимые положительные корреляции свидетельствуют о ста-бильности характеристики. Означает ли эта стабильность, что изучае­мая характеристика не изменилась за рассматриваемый период? Ни в коем случае. Нормативная стабильность свидетельствует только о том, что различия в группе остались постоянными.

В-четвертых, стабильность может касаться случайных и неслучайных свя­зей между разными (разноименными, фенотипически различными, раз­личающимися по внешним проявлениям) характеристиками, когда из­мерение одной из них производится в одном возрасте, а измерение другой - в более позднем. Например, между эмоционально насыщенным от­ношением матери к ребенку в первые месяцы его жизни, с одной сторо­ны, и его компетентностью в межличностных отношениях в более поз­днем возрасте - с другой. В данном случае о стабильности говорится тогда, когда выстраивается цепочка последовательных событий, каЖ-дое из которых зависит от предшествующих событий и определяет бу­дущие.

Таким образом, какое бы значение не вкладывалось в слово „ста­бильность", всегда предполагается возможность изменения, т.е. слову „стабильность", как правило, сопутствует слова „сравнительная", „от­носительная"

4 типа изменений, происходя­щих в процессе развития, два из которых, сопровождаются стабиль­ностью и преемственностью, а два – нет.

1). К первому типу относится рост или увеличение, т.е. количествен­ное изменение с возрастом некоторой переменной. Примером такого типа изменения могут служить многие мотор­ные навыки: чем старше становится ребенок, тем больше возрастает его сила, скорость, точность движений. При таком варианте изменения переменной можно говорить об ее стабильности и о преемственности в развитии.

2). Другой тип изменений - это происхождение одного из другого производность или деривация. При деривации, в отличие от роста, вновь образованное свойство по внешним проявлениям и по его меха­низмам отличается от прежнего, т.е. прежнее не сохраняется в неизмен­ном виде. Характеристика видоизменяется в процессе развития, но без того, что было раньше, новое свойство не появится (например, Пиаже рассматривает консервацию как результат предшествующего развития в сенсомоторной и в интуитивной стадиях). Таким образом, производность или деривация, как и рост, является проявлением стабильности и преемственности в развитии.

3). Хотя часто новое образование действительно может быть связа­но с предшествующими свойствами, состояниями или условиями раз­вития, но каждое новое свойство не обяза­тельно является следствием предыдущих. Пример: до того, как в игре появляется общение детей друг с другом (примерно в 2,5 года) дети остерегаются общаться с незнакомыми сверстниками. Наибольшей выраженности эта стеснительность, скованность в обще­нии достигает между 15 и 20 месяцами и преодолевается благодаря ког­нитивному развитию ребенка. Стадия стеснительности не нужна для появления совместной игры и не готовит ее появления. „Развитие но­вых способностей или появление новых внешних требований ведет к появлению новых структур, которые заменяют предыдущие". Замена одних психологических особенностей дру­гими - это проявление нестабильности развития и отсутствие пре­емственности.

4). Еще одним и наиболее очевидным проявлением нестабильности развития является полное исчезновение характеристики без какой-либо замены.

„Эти 4 класса измененийне равновероят­но распределены на протяжении жизни человека. Поскольку развитие появившегося на свет ребенка не завершено, процессы созревания, ви­димо, делают возможным появление новых способностей. В результа­те в течение первых лет мы чаще видим замену и исчезновение, чем де­ривацию и рост. С взрослением структуры и процессы обретают более длинную жизнь и деривация становится наиболее частым явлением"

28.Большие и малые социальные группы. Массовидные явления психики. К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены кот не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному соц слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некот время включены в общее эмоциональное пространство.

Малые группы: Отличаются от больших близостью составляющих ее членов, прочностью связей, непосредственными личными контактами, неформальностью отношений, общностью интересов и правил поведения. Например, друзья, семья, спортивные, трудовые и учебные коллективы Есть количественные и качественные признаки малых групп. Качественные признаки названы выше. Количественные признаки таковы, что есть четкая нижняя граница и несколько неопределенная граница.

Нижняя граница это диада – 2 человека, верхняя граница от 20 до 30, в некоторых случаях это может быть и больше человек, если такое количество людей и их отношения вписываются в качественные признаки малой группы.

И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

Массовидные явления психики - социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, мода, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...