Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В изучении восприятия сложились два основных подхода, которые проистекают из двойственной природы восприятия.




Основными формами мышления является

1. понятия -средство мышления, которое отражает существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Различают конкретные(отражение связей и отношений между конкретными предметами и явлениями.)абстрактные(отражаются лишь те свойства предметов которым они принадлежат). По признаку общности различают общие (кот охватывают весь класс или группу сходных предметов и явлений) и единичные (понятия об отдельных предметах или явлениях)

2. суждения – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными, ложными, общие (касаются всех предметов и явлений, объединяемых понятием), частные (распространяются на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию) и единичные (касаются индивидуального понятия).

3 умозаключения - эта такая связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Человеку присуще следующие виды умозаключений: индуктивные (умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению), дедуктивные (умозаключение, в котором из-за ранее известных общих положений делается вывод об определенных частных случаях.) и умозаключения по аналогии (основываются на том предположении, что если 2 объекта подобны в одном отношении, то они подобны и в других отношениях).

В структуре мышления можно выделить логические операции:

1. анализ - расчленение целого на части

2. синтез - соединение отдельных частей в одно целое

3 .сравнение -мыслительная операция, которая состоит в установлении сходства и различий между двумя понятиями.

4 .абстракцию - вычленение в объекте какой-либо одной стороны и отвлечение от других его сторон.

5 .обобщение - объединение в одну группу объектов имеющие сходные признаки.

6 .классификация -разбиение некоторой совокупности объектов на отдельные группы внутри кот они объединяются на основе сходства по тому признаку кот выступает в качестве критерия разбиения объектов на группы.

7 .систематизация -предполагает использование нескольких классификационных признаков взаимосвязанных друг с другом.

8. конкретизация - подведение частного случая под общие правила.

30. Общее представление о восприятии. Феноменология перцептивных образов?

Восприятие – познавательный психический процесс, который состоит в целостном отражении предметов и явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Значени е восприятия в структуре познавательных процессов определяется тем, что:

1) восприятие служит основой организации практической деятельности

2) восприятие служит основой для мышления,

Восприятие представляет собой чувственную ступень познания действительности – наглядно чувственная форма отражения действительности. В результате восприятия возникает образ, который имеет двойственную природу:

1) в нем синтезируются чувственные данные;

2) в восприятии большую роль играет активность самого субъекта.

А.Н. Леонтьев в образе восприятия выделяет две составляющие:

- чувственный образ, который является результатом работы анализаторов,

- предметный образ. Предметные значения представляют собой выработанные в ходе общественно–исторического развития человека способы использования предметов и явлений действительности.

В изучении восприятия сложились два основных подхода, которые проистекают из двойственной природы восприятия.

1. Объектно-ориентированный подход, который решающее значение в возникновении образа восприятия придает объективным характеристикам объекта. (структуралистская теория Титченера, гештальт-теория и экологическая теория Гибсона).

2. Субъектно-ориентированный подход, который решающим в построении образа восприятия считает активность самого субъекта. (теория бессознательных умозаключений Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Брунера и теория перцептивного цикла Найссера).

Свойства восприятия:

1.Предметность восприятия – отнесенность, полученных с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире к самим предметам.

Первые опыты на инверсию провел на себе английский психолог Дж. М. Стрэттон в 1896году. В течение недели он носил очки, переворачивающие видимую картину мира сверху вниз и слева направо. В первый день наблюдался феномен удвоения мира, то есть образы памяти не соответствовали перцептивным образам. На пятый день происходила моторная адаптация, действия становились менее осознаваемыми. На шестой день мир воспринимался как стабильный, предметы встали на свои места. Седьмой день характеризовался наличием лишь малозаметных искажений восприятия. На восьмой день после снятия очков возникало ощущение нереальности мира. Некоторые фрагменты образа казались инвертированными(смена ориентации верх - низ). В опытах с инверсией обнаружилось, что если в поле восприятия находились объекты, которые по своим свойствам не могут находиться «вверх ногами» (горящая свечка), то картина приобретала правильное положение. Формирование предметности восприятия связано с практическими действиями.

2.Целостность восприятия. Восприятие целостно, потому что оно отражает не отдельные изолированные свойства объекта, а отношения между ними. На целостность восприятия первыми обратили внимание гештальтпсихологи, которые установили большинство фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия.

Целостность восприятия обнаруживается уже у животных, так как и они живут в мире предметов. Экспериментально это доказал В. Келлер. В его опыте использовались две кормушки для кур темно-серого и светло–серого цвета. К темно–серой кормушке зерна приклеивались и куры не могли склевать их, а на светло–серой кормушке зерна лежали свободно. Отсюда куры приучились кормиться из светло–серой кормушки. После этого темно–серую кормушку убирали и заменяли ее почти белой. Куры шли к белой кормушке. В третьей серии опыта предъявлялись темно–серая и черная кормушки. Куры шли к темно–серой кормушке. Таким образом, они реагировали не на абсолютный цвет кормушки, а на отношение между цветами, они шли к более светлой кормушке.

3.Константность восприятия – это относительная независимость воспринимаемых свойств объекта от изменений в условиях восприятия, то есть это независимость перцептивного образа от проекции объекта на рецепторы. Таким образом, благодаря константности предметы воспринимаются относительно постоянными по величине, форме, цвету и так далее.

Источником константности восприятия человека являются его активные перцептивные действия.

4.Осмысленность восприятия. Воспринимая предмет, человек отражает не только его физические характеристики, но также его предметное значение.

Большую роль в осмысленности восприятия играет речь. С ее помощью происходит обобщение и категоризация информации, поступающей от органов чувств, а также выделяются те стороны предмета, которые обычно не воспринимались бы.

 

Таким образом, восприятие связано с мышлением. Мышление выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации полученных данных.

Апперцепция – это зависимость восприятия от опыта субъекта, его мотивов, целей, установок. Повседневная жизнь и опыты показывают, что один и тот же объект воспринимается по–разному разными людьми, имеющими разный опыт, знания.

31. Общее представление об универсальных психических процессах. Явления и процессы памяти. Явления, эффекты и критерии наличия внимания.

Психический процесс – понятие подвижности (текучесть, динамичность). Главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т.е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

 

Психические процессы могут быть разделены на 3 группы:

· Познавательные (ощущения, восприятии, память, воображение, мышление, речь)

· Эмоциональные (возбуждение, радость, злость)

· Волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов)

 

Память- это фундаментальное свойство материи которое заключается в способности материальных объектов сохранять следы воздействия других объектов в форме изменения своего внутреннего состояния в течении определенного времени.

Процессы памяти:

1. Запоминание - состоит в закрепление нового материала в памяти. Оно может происходить произвольно(механическое, смысловое запоминание, при помощи мнемотехнических приемов) и непроизвольно(эмоционально окрашенные слова запечатливаются).

2. Сохранение - процесс памяти который состоит в дальнейшем сохранении материала.

3. Забывание - процесс памяти в результате которого данная информация перестает осознаваться человеком.

4. Воспроизведение - процесс памяти, который состоит в актуализации хранящихся в долговременной памяти информации путем ее перевода в оперативную память. М.б. произвольная и непроизвольная.

5. Узнавание - процесс воспроизведения информации в процессе его повторного восприятия.

Внимание- познавательный психический процесс, которой состоит в психологической концентрации, сосредоточенности на каком либо объекте.

 

Явления памяти. Удобней для начала рассмотреть феномены отсутствия памяти в контексте влияния прошлого опыта на поведение, Аномальные случаи позволяют очертить круг феноменов и рассмотреть механизмы их возникновения.

Речь идет о феноменах с одной стороны амнезии, гипомнезии (ослаблений) парамнезий и гипермнезии: неселективное, непроизвольное воспроизведение информации, (Мета техника Шершевского для забывания), за исключением случаев специальной тренировки. Амнезии. (Б.2)

Парамнезии. Это ошибки памяти связанные с процессами узнавания (потеря чувства знакомости); криптомнезии. Из этих аномалий можно выделить разнообразные механизмы, касающиеся непосредственно процесса памяти -- существование КП и ДП при Корсаковском синдроме, виды памяти разной модальности, существование взаимодействия в памяти между тремя фазами (ввод, хранение и воспроизведение).

Феноменальная память — развивается в течение жизни. Лурия описал Шершевского, случай эйдетической образной памяти.

Гипермнезии — наплывы воспоминаний, носящих яркую эмоц. окраску. Если человек запоминает печатный текст, то его воспроизведение возможно без осознания смысла, автоматически. Непроизвольные вспышки прошлого, а не осознанные воспоминания. При воспоминании обнажается фон, кот. обычно остается незамеченным, и он забивает фигуры.

Явлении внимания:

1.Субъективное внимание - при восприятии внешних объектов в процессе размышления.

2. Мысли и образы вошедшие в центр сознания хорошо запоминаются. Например, болельщик непроизвольно повторяет за движениями игрока. За которым наблюдает.

3.Внимание одно из условий отчётливого восприятия объектов.

4.Возникновение тепловой эмоц. окраски восприятия объекта, происходит за счёт идентификации чел. С этим объектом.

Пример, Тарт – во время перерыва поставил сумку на стол и попросил думать о ней, как о своей любимой умке, а потом вышеб её ногой со стола. Тем самым вызвал сильное возмущение, гнев.

5.Состояние max внимания: -концентрация вним.(требует усилий)

-«опыт потока» (не требуе усилий)

6.Вним. увеличивает продуктив. и качество дея-ти.

7.Вним. может играть «-»роль в жизни чел.:

-Произ. вним. требует усилий и приводит к утомлению.

-Пассив. вним. Позволяет рек. Манип. повед. людей.

-…..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...