Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способности, их измерение и развитие?




Теплов определяя понятия способности выделяет 3 правила:

1. Под способностями понимается индивидуально- психологические особенности отличающие одного человека от другого.

2. Способности - индивидуально- психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения, какой- либо деятельности или многих деятельностей.

3. Способности не сводятся к тем ЗУН, которые выработаны у данного человека.

Между способностями и ЗУНами существует 2стороняя связь. С одной стороны ЗУНы входят в структуру той или иной способности. С другой стороны для овладения ЗУНами необходимы соответствующие способности.

Способности - совокупность индивидуально- психологических особенностей личности, которые определяют успешность выполнения какой- либо деятельности и успешность овладения необходимыми для выполнения этой деятельности ЗУН.

Развитие способностей м.б. охарактеризовано следующими уровнями:

1. неспособность к определенному виду деятельности (это не просто отсутствие способностей, ее можно рассматривать, как отрицательную способность, которая имеет определенную структуру и вкл в себя отрицательное для данной деятельности св-ва личности)

2. способность

3. одаренность - совокупность ряда способностей обуславливающие особенно успешную деятельность человека в определенную область и выделение среди других людей обучающих или выпоняющих эту деятельность в тех же условиях.

4. талант - способности к определенной деятельности проявляющаяся как творчество. Высокий уровень творчества при выполнении действия- особенность таланта.

5. гениальность - высшая степень развития способности творчество гениального человека имеет для общества историческое и «+» значение

Способности человека делятся на:

1. элементарные, сложные.

2. общие, частное.

 

На основе 2 критериев выделяются 4 группы способностей:

1. элементарные общие - способности присущие всем людям. Способность воспринимать, ощущать, мыслить переживать, принимать решения.

2. элементарно частные, которые присущие не всем. К ним относятся муз-е, слух-е. эти способности проявляются в соответствующей деятельности определяет ее качество.

3. сложно общие присущие всем. Это способности к общечеловеческим видам деятельности игре, труде и общению. Эстетической и нравственной деятельности. Они складываются из различных св-в личности. Состоят из ряда элементарных способностей поэтому о них говорят во множественном числе.

4. сложные частные присуще не всем. Их называют профессиональными, специальными, специфическими, особенными.

Специальные способности в отличии от общих рассматриваются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. В зарубежных исследованиях выделяют 4 группы: сенсорные (наиболее важными явл визуальные, слуховые), моторные (двигательные), технические (проявляются в работе с оборудованием), профессиональные (худ-е, артистич-е, муз-).

Интеллект, как способность влияет на успешность решения любых задач. Именно эта сторона отражается в факторных моделях. Рассмотрим эти модели:

1. м-ль Спирмена. Он занимался проблемами профессиональной способности обнаружил, что рез-ты выполнения многих тестов направленных на диагностику позн-х процессов тесно связаны. Предложил, что успех любой интеллектуальной деятельности определяет: общий фактор и фактор специфичный для данной деятельности. Успешность выполнения теста зависит от ур-ня общей способности, т.е. генерального G-фактора и специальной способности S- фактора. Была создана иерархическая модель интеллекта. В этой модели между G и S факторами выделили групповые факторы арифм-е, механич-е, лингвистические способности. Спирмен под генеральным фактором понимал общую и умственную энергию, кот влияет на успех выполнения любой деятельности.

2. м-ль Терстоуна. С пом метода многофакторного анализа матриц интеркореляции выделил 12 независимых факторов, но исследования воспроиз-сь 7 из них:

V- словесное понимание

W- речевая беглость

N- числовой фактор

S- пространственный фактор, делится на 2 фактора:1. определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений 2. определяет мыслительное манипулирование зрительными представлениями в 3-х мерном пространстве.

M- ассоциативная память

P- скорость восприятия

I- индуктивные фактор

Исследования показали, что выделенные факторы зависимы, что говорит в пользу существования единичного G- фактора.

3. м-ль Гилфорда. Основана на необихевиористической схеме «стимул- латентная операция- реакция». Место стимула занимает- содержание; латентные операции- способности испытуемого; реакции- результат применения операции к материалу. Под оперцией он понимал, психические процессы: понятие, память, дивергентную продуктивность, конвергентную продуктивность, оценивание. В классификационной схеме Гилфорда 5*4*6= 120факторов. В настоящее время идентифицировано более 100 факторов, т.е. подобраны соответ тесты для диагностики. Главные достижения: разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное связанно с порождением мн-ва решений на основе однозначных данных оно явл основанием креативности. Конвергентное направлено на поиск верного рез-та. Оно тестируется традиционными тестами интеллекта.

33. + 34. темперамент, его физиологические основы и психологическое описание?

Темперамент- совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь — холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека.

Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик («флегма» — слизь); холерик («хойле» — желчь); меланхолик («мелане хойле» — черная желчь) и сангвиник (sangis — кровь). Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке.

Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Кречмер и Шелдон.

Основоположником нейродинамической теории темперамента, объясняющий его с позиций функциональной типологии высшей нервной деятельности, был Павлов.

Попытки применения теории типов нервной системы, разработанной Павловым, к изучению человека принадлежат его ученикам Красногорскому и Иванову-Смоленскому. Заслуга дальнейшей разработки типологии ВНД применительно к темпераменту принадлежит психологам Теплову, его ученикам и последователям Небылицыну, Русалову. Важнейшим их вкладом является изучение нейрофизиологических механизмов основных свойств темперамента: общей активности и эмоциональности.

 

В психологии выделяют 4 типа темперамента название кот пришло из Др. Греции. Древнегреческие врачи, а именно Гиппократ полагали, что в организме имеется 4 жидкости. Преобладание какой- либо жидкости: крови, слизи, желчи и черной желчи приводит к болезни.

В соответствии с названиями жидкостей возникли названия темперамента: сангвистический- кровь, флегматический - слизь, холерический- желчь, меланхолический - черная желчь.

 

Первое научное объяснение дал Павлов. Он выделил 3 св-ва нервной системы:

1. сила - харктеризует силу процессов возбуждения- торможения работоспособности н.с. устойчивость к сильным раздражителям. По этому признаку он различал сильные и слабые типы;

2. уравновешенность - выражается в балансе процессов возбуждения- торможения по силе. Различал уравновешенные и неуравновешенные типы.;

3. подвижность - характеризует быстроту смены нервных процессов др др, т.е. возбуждение- торможение, а торможение- возбуждение. Различал подвижные и инертные типы.

 

На практике встречаются 4 типа н.с., которые соответствуют 4 типам темперамента:

1. сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип)- сангвиник;

2. сильный, неуравновешенный (безудержный)- холерик;

3. сильный, уравновешенный, инертный(медлительный)- флегматик;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...