Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности уроков русского языка при работе над темой «Лексика»




С лексикой как разделом науки о языке учащиеся начинают знакомиться на уроках русского языка уже на первом этапе школьного обучения. В среднем звене полученные знания не только закрепляются, но и расширяются Современные школьные программы представляют перечень основных лексических понятий и умений, которыми должны овладеть школьники в ходе изучения данного раздела. По окончании курса школьники должны уметь:

- работать с лексическим значением слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа;

- находить слова с переносным значением;

- определять многозначные слова;

- определять синонимы, подбирать к данному слову синонимы;

- определять омонимы, различать их в речи и в тексте;

- определять антонимы, подбирать к данному слову антонимы;

- находить средства выразительности, тропы (эпитет, метафора и др.);

- находить фразеологизмы, объяснять их значения; употреблять в речи;

- уметь пользоваться словарями.

В современном образовательном процессе предлагается несколько учебно-методических комплексов, по которым на сегодняшний день ведется преподавание в средней школе. Это учебно-методические комплексы под редакцией Н. М. Шанского (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Л. А. Тростенцова и др.); В. В. Бабайцевой (авторы: А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.), М. М. Разумовской, П. А. Леканта (авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.); А. А. Леонтьева (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева).

Линия учебно-методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и другие предполагает изучение лексики в 5 и 6 классе: в 5 классе раздел называется «Лексика. Развитие речи» (12 часов: 10 часов + 2 часа на развитие речи); в этот раздел включены темы «Слово и его лексическое значение», «Однозначные и многозначные слова», «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы». В 6 классе раздел называется «Лексика. Фразеология. Развитие речи» (13 часов: 10 часов + 3 часа на развитие речи); в раздел включены темы «Устаревшая и новая лексика», «Заимствования», «Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления», «Фразеология».

В курсе программы для 7 класса с темой «Лексика» связаны уроки повторения в начале учебного года: «Лексика и фразеология». На этих уроках учителю необходимо еще раз повторитьпонятие лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Учитель, работающий в 7 классе, снова обращает внимание на следующие лексические умения:

· определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря;

· объяснять различие лексического и грамматического значений слова;

· правильно употреблять слова в устной и письменной речи;

· разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

Кроме этого при изучении темы «Морфология», который составляет значительную часть всего курса 7 класса, учащиеся получают возможность заниматься еще и вопросами культуры речи, которые помогают учащимся не только определять принадлежность слова к определенной части речи, но и уметь правильно использовать его в речи, отличать от слов других частей речи.

В старших классах происходит закрепление и обобщение полученных ранее знаний. Все это говорит о том, что изучение раздела «Лексика» на уроках русского языка в процессе школьного обучения носит не только системный характер, но также о существовании определенной преемственности между каждым этапом обучения.

Таким образом можно говорить о том, что изучение данной темы в курсе русского языка проходит в 4 этапа:

· начальные классы – первоначальное знакомство с лексическими понятиями без терминологического их обозначения;

· основной (систематический) – V – VI классы – обеспечивает знакомство с лексикой как разделом языкознания, создает условия для обогащения словарного запаса учащихся и изучения грамматики на лексической основе;

· VII – VIII классы - показать различия между лексическими и грамматическими значениями в их единстве, использование слов для образования новых слов, форм слов, а также для построения словосочетаний и предложений;

· VIII – XI классы – функционально-стилистический этап, когда лексемы рассматриваются как представители разных функциональных стилей.

Кроме этого процесс изучения этого раздела в курсе русского языка происходит в нескольких аспектах:

· в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка);

· в нормативно-практическом аспекте (формирование у учащихся умения применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также пополнение словарного запаса учащихся неологизмами русского языка).

Основная задача уроков по изучению лексики направлена на развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью; создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических умений в области русского языка, которые позволяют самостоятельно приобретать необходимые умения и навыки.

Программа занятий по теме «Лексика» должна строиться в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения школьников на разных этапах школьной программы. При данном обучении всегда должны быть реализованы основные дидактические принципы, особенно принцип доступности, преемственности, перспективности развивающей направленности, самостоятельности и учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Особое значение для развития речи и обогащения словарного запаса учащихся приобретает, прежде всего, словарная работа на уроках русского языка. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - отмечает известный ученый-методист А.В. Текучев.

В своих исследованиях в области методики В.А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования.

Известный русский специалист в области методики русского языка М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова:

· наглядный,

· контекстуальный способ подстановки синонимов,

· логическое определение,

· развернутое описание,

· подбор антонимов,

· анализ морфологической структуры слова,

· словообразования.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

Анализ учебников русского языка для учащихся 5 - 7 классов показал, что лексика в них разнообразна по тематике. Одним из основных направлений в лексической работе на уроках русского языка является толкование лексемы. В объяснении лексического значения слова важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объяснять значения слов. В связи с этим можно выделить три основных способа толкования лексического значения неологизма:

· наглядный,

· семантический,

· контекстуальный.

Данные методы являются очень эффективными, но в своей работе учитель должен дифференцировать их по степени сложности. Так, наглядный метод лучше всего использовать на первых этапах обучения. Он позволит идти к слову от представления, от действительности и будет способствовать сознательному использованию неологизмов в речи. Семантический и контекстуальный методы толкования слова лучше начинать использовать со второго класса, причем параллельно с наглядным. Разнообразит работу по объяснению значения слова занимательный материал, умело подобранный учителем.

Важно всегда помнить о том, что вся эта работа на уроках русского языка, а также и на уроках русской литературы, должна проводиться постепенно. Каждое ранее незнакомое слово и выражение должно прочно закрепляться в памяти и языковом сознании ученика, чтобы стать не только узнаваемым в последующей работе, но и быть использованным в речи ученика в другой языковой ситуации. При использовании данных видов заданий со словами на уроке русского языка или литературного чтения, а также во внеклассной работе учитель обязательно должен уже заранее определить вид упражнения, подобрать, при необходимости, соответствующий текст. Кроме этого важно учесть и степень подготовленности класса к данному виду работы, а также наличие необходимой справочной литературы.

В процессе работы со словами также важно помнить, что формирование лексических умений, развитие и активизация речевой деятельности, обогащения словарного запаса школьников в процессе работы с данной группой слов зависит от следующих условий:

· от сознательного овладения школьниками общим способом нахождения и употребления слов в речи;

· от использования различных приемов по развитию речи и обогащению словаря школьника новыми словами;

· от применения специальной разработанной системы заданий и упражнений, направленной на развитие лексических умений школьников при изучении лексического значения слов.

· от сочетания работы по обогащению словарного запаса школьников новыми словами с работой по культуре речи, познавательным интересам учащимися к русскому языку;

· от поэтичности умственной деятельности при формировании лексических умений выявить и правильно использовать новые слова в речи.

Поскольку занятия лексикой должны проводиться систематически, т.е. не только на специально отведенных программой часах, но и при изучении других лингвистических разделов, то методика обучения лексике предполагает использование разнообразных методических приемов и упражнений. Эти упражнения могут состоять в работе над отдельными словами и в работе над связным текстом, что особенно актуально.

Можно назвать следующие наиболее эффективные упражнения:

· выделение в читаемом тексте новых для учащихся слов с последующим раскрытием их значений путем справок в толковом словаре или при помощи учителя;

· постепенное накопление таких слов в специальных тетрадях учащихся с тематическим их распределением по семантическим или грамматическим разрядам (частям речи);

· запись многозначных слов с перечнем различных их значений (с примерами из художественных, публицистических или научных текстов;

· подбор слов-синонимов, омонимов, антонимов, заимствованных и устаревших слов, слов-диалектизмов;

· изложения и сочинения разных жанров с использованием в них рядов слов определенного типа (по предложению учителя) – синонимов, слов с переносным значением, фразеологизмов и т.п.

Еще одним из видов лексической работы со словом является лексический разбор. Это методический прием обобщающего типа, дающий возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряд слов различных тематических пластов, словообразовательных типов и стилей. Лексический разбор связывает уроки русского языка и литературы. Знакомясь с текстом, учащиеся выясняют значения непонятных слов; их стилистическое использование.

Лексический разбор необходимо сочетать с синтетической работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, необходимо обращать внимание на орфограммы.

Постоянное внимание к лексическому значению слова развивает у разной категории школьников своеобразную зоркость: они быстро отыскивают эти слова в текстах, умело используют их в своей речи и в какой-то степени избавляются от назойливых повторений одинаковых слов, тем более учатся уместно использовать эти слова, понимая их значимость и возможность для определенной речевой ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...