Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологическая диагностика личности




 

Практикующий социальный психолог должен иметь четкие представления об объекте изучения, знать его индикаторы (показатели), видеть социально-психологическое явление, уметь подобрать адекватную диагностическую методику и грамотно в процедурном отношении провести диагностику. Это общее положение абсолютно верно и для диагностики социально-психологических характеристик личности: ментальности и т.д.

Сущность ментальности З. Фрейд выразил во фразе: «Человек привязан к прошлому, как раб к галерам». В ментальности выражается сущность социотипа, т.е. влияние этнопсихологии, национальных традиций, ценностей, образов, мифов, стереотипов и т.д. Понятия «ментальность», «социотип», «архетип» взаимосвязаны. Ментальность - важнейшая социально-психологическая характеристика личности. Она проявляется в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере, мотивационной сфере, направленности, жизненном пути и целях личности.

В архетипе выражается социальный быт человечества, связанный с реализацией ряда базовых, универсальных модусов бытия человека; отношения с природой, процесс становления члена социума, личностное самоопределение. Это процесс становления «Я», некая универсальная, константная модель восприятия, выраженная в символическом языке образа и мифологическом сознании [20].

Понять ментальность помогает анализ сказок, пословиц, поговорок, песен, былин, мифов художественной литературы с помощью методов психосемантики (Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. - М., 1998).

Ценностно-смысловая сфера человека неотделима от ментальности.

Ценность - явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий. В то же время ценности связаны со смыслом жизни человека. По словам В. Франкла, есть «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсали смысла. Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла» [32].

Смысловая сфера представляет собой сложную структуру, несводимую к однотипным элементам. Ее составляющие отличаются различным уровнем осознанности, динамикой изменений и спецификой воздействия на поведение. В смысловой сфере выделяют такие структуры, как личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив и смысловой конструкт.

Наиболее близким психическим образованием в отношении смысловой сферы является мотивация. И мотивы, и смыслы внутренне детерминируют поведение личности, однако устойчивость и глубина их различны. В определенной степени можно утверждать, что смысловые образования и мотивы находятся в иерархически соподчиненных отношениях (мотивы как более низкий уровень).

Динамика изменений смысловой сферы тесно связана с жизненным путем личности. Она проявляется в направленности, жизненных планах и целях личности.

В определенной иерархической связи с ментальностью находится не только ценностно-смысловая, но и мотивационная сфера личности, которая выступает, по существу, как ее социально-психологическая характеристика, означающая единство личностных и ситуационных особенностей.

Мотивация в отличие от мотивов объясняет жизненный путь, направленность и цели личности [26]. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные интересы и устремления человека.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Различают два класса ценностей:

- терминальные - ценности цели;

- инструментальные - ценности средства.

Респонденту предъявляется 2 списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей [18].

Для определения направленности личности широко используется ориентационная анкета (опросник) Б. М. Басса.

Анкета состоит из 27 пунктов суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» - 0, оставшиеся невыбранными - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие виды направленности:

- на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, тревожность;

- на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать контакты с людьми, ориентация на социальное одобрение;

- направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение [33].

Методика предельных смыслов используется в качестве качественно-количественного анализа особенностей содержательно смысловой структуры мировоззрения. По своему характеру она близка проективным и смыслоглубинным методам исследования личности.

В данной методике испытуемому предлагают ответить на вопрос: зачем люди занимаются какой-либо деятельностью? После ответа вновь задается вопрос «зачем?», но уже по отношению к ответу, который дал испытуемый, и так продолжается до тех пор, пока не появится последний ответ, который несет предельную смысловую нагрузку.

Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла в 1990 г.; она преследовала цель имперической валидизации ряда представлений из этой теории. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) является причиной особого класса душевных заболеваний. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Оригинальная методика представляет собой набор из 20 шкал [15].

Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал - шкалы А «Отношение к жизни» и шкалы Б «Структурированность свободного времени». Последняя показывает, как глубина и осознанность жизненных целей человека проявляются через структуру свободного времени [30].

Для определения деловых и коммуникативных предпочтений личности применяют 3 шкалы: коммуникативных, деловые предпочтений и шкалу неискренности («итеф-центр»).

Методика Б. Додонова позволяет диагностировать 10 видов эмоциональных направленностей личности:

1) альтруистическая - потребность в содействии и помощи;

2) коммуникативная - потребность в общении, дружеских отношениях;

3) глорическая - потребность в самоутверждении;

4) праксическая - ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе;

5) пугническая - потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает интерес к борьбе;

6) романтическая - стремление ко всему необычному;

7) гностическая - стремление к познанию;

8) эстетическая - стремление к чувству прекрасного;

9) гедонистическая - выражение потребности в телесном и душевном комфорте;

10) акизитивная - тяга к коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них («итеф-центр»).

Для измерения мотивации достижения используется тест А. Мехрабиана, а также другие методики, в том числе М. Ш. Магомед-Эминова. Данные методики применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и избегания неудач. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов доминирует. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Для измерения мотивации аффиляции - стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО), - как правило, применяют тест А. Мехрабиана и его модификации М. Ш. Магомед-Эминова.

Исследование мотивационной сферы производится и с помощью теста юмористических фраз (А. Г. Шмелева и В. С. Бабина).

Испытуемому предлагается по инструкции разложить карточки с юмористическими фразами строго по тематике [28].

Для исследования интересов и профессиональной ориентации личности используется «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е. А. Климов).

В целях изучения направленности личности нередко также практикуется применение методики «Незаконченные предложения» [18].

Данная методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений.

Социально-психологическая диагностика когнитивных и «Я-характеристик» личности: самооценки, самоотношений и отношений

 

Определенная связь отмечается между смысловой сферой и когнитивными, а также «Я-характеристиками» личности.

Наиболее интегральной характеристикой когнитивной сферы личности является «Я-концепция», т. е. зеркальное «Я».

«Я-концепция» формируется под влиянием различных факторов. Особенно важную роль при этом играет общение со значимыми другими, которые в принципе и определяют представление человека о самом себе.

Различают «Я» наличное, «Я» желаемое, «Я» представляемое.

В середине XX в. возник целый класс теорий когнитивного соответствия. Их основная идея в том, что когнитивная структура не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же обнаруживается дисбаланс, немедленно возникает тенденция изменить это состояние и восстановить внутреннее соответствие.

Изучая восприятие человеком социальных объектов, ученые вышли на проблему баланса. Они заметили, что люди воспринимают эти объекты как нечто целое, и именно по отношению к целому возникают определенные чувства. При этом важно, чтобы отношение к целому и чувства не противоречили друг другу.

В модели сбалансированного восприятия выделяются целостности POX: P - личность субъекта; О - другой человек; X - любой объект.

Одна из важнейших в истории социальной психологии - теория когнитивного диссонанса Л. Фесталгера, которая фиксирует внимание на случаях нарушения соответствия.

Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, основой которого становится потребность в самоактуализации.

Существуют нестандартизированные самоотчеты, характеризующие отношение испытуемого к самому себе в различных сферах. Примером нестандартизированного самоотчета является тест «Кто я?».

Испытуемого просят в течение 12 мин дать 20 различных ответов на вопрос «Кто я?». Ответы даются спонтанно, непоследовательно, а затем обрабатываются с помощью контент-анализа.

Самоотношение понимается как выражение смысла «Я» для личности (В. В. Столин). Для измерения самоотношения отобрано 9 измерений (модальностей), которые наиболее существенно характеризуют самоотношение в адрес «Я»: 1) осознанность «Я»; 2) самоуважение и уверенность в себе; 3) саморуководство и последовательность «Я»; 4) ожидаемое отношение других; 5) безусловное самоприятие; 6) переживание ценностей собственной личности; 7) чувство привязанности к своему «Я»; 8) непонимание себя, переживание конфликтности «Я»; 9) чувство самообвинения.

Испытуемому предъявляется тестовый буклет и бланк ответов, где значатся два варианта ответов: «согласен» - «не согласен».

Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль. Существует два типа такой локализации: интеральный (внутренний) и экстернальный (внешний). Имеется связь между данными свойствами личности и характеристиками «Я».

Для исследования локуса контроля применяется шкала Дж. Роттера или метод исследования уровня субъективного контроля (последний является вариантом шкалы Дж. Роттера) [18].

Самооценка личности изучается с помощью различных шкал [25], в том числе шкалы личностного дифференциала. Последний позволяет изучить самооценку личности, ее самосознание [18].

Важное значение для изучение не только ментального пространства, но и когнитивной сферы (впрочем, разделить их можно только условно) личности имеет психологический подход, активно развиваемый В. Ф. Петренко [22]. В этом контексте интерес представляет методика репертуарных решеток. Важное значение имеет диагностика уверенности в себе как устойчивого позитивного отношения личности к собственным навыкам, умениям и способностям (А. Фарелл и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...