Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межгосударственное регулирование: становление, эволюция и современная система




ТЕМА 12: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

Межгосударственное регулирование международных отношений - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

Послевоенная история развития мирового хозяйства свидетельствует о том, что главными предпосылками становления и развития системы межгосударственного регулирования международных экономических отношений являются следующие процессы.

Предпосылки становления системы межгосударственного регулирования международных отношений:

1. Необходимость либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов.

Разрушенная второй мировой войной экономика Европы требовала быстрого восстановления, что предполагало активизацию внешнеторговых связей, поощряло свободное движение капиталов, требовало упорядочения системы международных расчетов. Этот фактор предопределил решения Бреттон-Вудской конференции и создание таких международных организаций, как ГАТТ, МВФ, МБРР. В дальнейшем к странам пришло осознание того, что свободная международная торговля открывает движение к поступательному росту, перемещает технологии по всему миру, побуждает к повышению производительности труда, открывает для предприятий емкие мировые рынки.

2. Крах колониальной системы империализма и обеспечение экономического развития освободившихся стран.

Необходимыми условиями для решения этого вопроса в 60-е - 70-е годы были перестройка мирохозяйственных отношений, установление нового экономического порядка, в том числе: стабилизация сырьевых рынков при более высоком уровне цен, устранение про­текционизма промышленно развитых стран, льготные условия передачи технологий, увели­чение финансовой помощи и др. В результате ранее созданные международные организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность своего состава в лице индустриальных стран, в них были допущены освободившиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Кроме того, был создан ряд новых экономических организаций - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТ АД).

3. Сырьевые и продовольственные кризисы 70-х и 80-х годов, осложняемые дейст­виями стран-экспортеров нефти, структурные кризисы в промышленно развитых странах.

Эти процессы объективно обозначили необходимость выработки согласованной по­зиции последних по отношению к странам ОПЕК и их совместных усилий в процессе струк­турной перестройки национальной экономики.

4. Глобализация мировой экономики, усиление взаимосвязей и взаимозависимостей стран, необходимость приспособления национальных экономик к происходящим изменени­ям в мировом хозяйстве.

Эти процессы требовали координации экономической политики ведущих промыш­ленно развитых стран, выработки различных методов сотрудничества и соглашений, которые обеспечили бы необходимое соответствие национальных политик и международной ста­бильности. На фоне постоянно вспыхивавших на протяжении 80-х годов торговых войн со­гласованное межстрановое регулирование международных экономических отношений явля­лось средством разрешения многих опасных экономических ситуаций в мире. В целях коор­динации экономической политики ведущих стран мира в 1961 году была создана Организа­ция экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в практику вошли регулярные со­вещания на высшем уровне стран «большой семерки» (США Канада, Япония, Великобрита­ния, Франция, Германия, Италия) и др.

5. Усиление мощи транснациональных корпораций.

Деятельность ТНК выходит за рамки национальных границ, нередко вступает в про­тиворечие с интересами развития национальных экономик, как стран базирования, так и принимающих стран, предопределили поиск мировым сообществом форм и методов регули­рования их деятельности, в частности в ООН были создана Комиссия по транснациональным корпорациям.

6. Интенсивное развитие процессов региональной экономической интеграции.

Региональная интеграция углубила содержание и разнообразила формы межгосудар­ственного регулирования международных экономических отношений путем создания регио­нальных регулирующих структур. Особенно ярко это проявилось на европейском экономи­ческом пространстве.

7. Завершение 45-летнего противостояния мирового капиталистического хозяйства и мирового социалистического хозяйства, равно, как и распад последнего.

Эти события внесли свои коррективы, как в процесс формирования, так и в процесс функционирования системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных отно­шений. В рамках первого был создан координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), ограничивший продажу товаров двойного (гражданского и военного) назначения и передовых технологий в социалистические и развивающиеся страны социалистической ориентации. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) играл роль координатора внешне­экономических связей социалистических страна Отказ бывших социалистических стран от планового развития экономики и ее перевод на рыночные основы, распад СЭВа предопреде­лили их вступление во многие регулирующие структуры мирового и регионального уровня (ГАТТ/ВТО, МВФ, Мировой банк, институты ЕС и т.д.).

8. Интенсивное развитие экономических отношений между юридическими лицами различных стран.

В условиях несогласованности национальных законодательств и различий в способах и методах регулирования внешнеэкономических связей со стороны правительств различных стран неизбежно порождало серьезные споры и проблемы между взаимодействующими эко­номическими субъектами.

9. Обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации (охрана ок­ружающей среды, угроза ядерной войны, демографическая, продовольственная, сырьевые и др. проблемы).

Что также является важной предпосылкой создания таких элементов системы межго­сударственного регулирования международных экономических отношений, как Продоволь­ственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

Сложившаяся в мировом хозяйстве на рубеже XX-XXI веков система международно­го регулирования мирохозяйственных связей представляет собой совокупность объектов, субъектов и инструментов регулирования (рис. 13.1). Охарактеризуем субъекты и инстру­менты наднационального регулирования, используемые в современной практике.

Международная конференция - это временный орган участвующих государств, при­званный обсуждать поставленные перед ним вопросы и принимать согласованные решения. Следует отметить, что, используя в качестве обобщающего термин «конференция», мы отда­ем дань традиции, поскольку он используется во все меньшем числе случаев. Он прочно со­хранился за конференциями, принимающими кодификационные конвенции (например, Вен­ская конференция о дипломатических сношениях (1961 г.), Конференция по морскому пра­ву). Даже встречи с большим количеством участников сейчас стали называться совещаниями (общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), число и значе­ние которых, в том числе и на высшем уровне, растет. В качестве примера можно привести ежегодные встречи «большой семерки» промышленно развитых стран, основная цель кото­рых — решение глобальных экономических и политических проблем.

Система межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей


Объекты Международные Торговля товарами. Торговля услугами. Передача технологий. Миграция капиталов. Миграция рабочей силы. Перевозки. Расчеты. Др.   Субъекты Международные Конференции. Совещания. Постоянные органы. Смешанные комиссии. Организации. Инструменты Межправительственные Торговые договоры. Соглашения о товарообороте. Клиринговые соглашения. Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Соглашения о финансовой помощи. Международные Конвенции. Резолюции. Руководства. Типовые контракты.  

Рис. 1. Система международного регулирования мирохозяйственных связей

 

На совещаниях ограниченного состава решения принимают единогласно. На широких конференциях процедурные вопросы решаются простым большинством. Окончательный текст обычно принимают большинством в две трети. Часто используется процедура «консен­суса» — решение принимается при отсутствии возражающих.

Постоянные международные органы - это органы взаимодействия государств, обла­дающие ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой (например, Совет государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество, Цен­тральная комиссия судоходства на реке Рейн, Дунайская комиссия).

Основой таких органов служит договор между государствами-членами. Организаци­онная структура может быть достаточно развитой, приближающейся к организации. Совет государств Балтийского моря имеет совет министров иностранных дел, комитет высших должностных лиц, комиссара по правам человека, рабочие группы. У других органов она бо­лее проста, например, Дунайская комиссия состоит из самой комиссии и секретариата.

Международные смешанные комиссии создаются на основе двусторонних или более широких соглашений и призваны содействовать осуществлению этих соглашений. Они рас­сматривают вопросы, относящиеся к осуществлению соглашения, принимают программы сотрудничества, устанавливают порядок их реализации, контролируют ход выполнения со­глашений. Им предоставлено право принимать рекомендации.

Международная организация — это организация, учрежденная договором госу­дарств-членов, придавших ей статус международной организации, имеющая согласованные ее участниками цели, компетентные органы и другие атрибуты (устав, порядок членства и т.п.). Международные организации носят самые разные Наименования: организация (Эконо­мического сотрудничества и развития), фонд (Международный валютный), банк (Мировой), союз (Всемирный почтовый), агентство (по атомной энергии), но это не влияет на статус ор­ганизации. Международные организации, как правило, придерживаются принципа суверен­ного равенства государств-членов, что подтверждается положением о представительстве: одно государство — один голос, а также право добровольного выхода из организации. Фак­тически государства передают отдельным международным организациям полномочия при­нимать обязательные решения или действовать в определенных сферах, лишив себя тем са­мым в указанных областях свободы действий. Таким образом, государства на добровольной основе ограничивают свой суверенитет, передавая определенные полномочия международ­ной организации. Это означает, что государства теряют право предпринимать действия, вхо­дящие в компетенцию международной Организации, и обязаны подчиняться ее решениям в Соответствии с полномочиями организации.'

В сложившейся во второй половине XX века системе наднационального регулирова­ния международных экономических отношений четко просматриваются два главных его на­правления. Направления межгосударственного регулирования:

9. Регулирование параметров и условий международного экономического сотрудни­чества.

Здесь предполагается регулирование объемов, номенклатуры, режимов торговли, расчетов, кредитов, инвестиций, условий и содержания экономического и технического со­трудничества, миграции рабочей силы и т.п. К инструментам, используемым в первом слу­чае, относятся межправительственные (в том числе и региональные) торговые договоры, со­глашения о товарообороте и других формах сотрудничества. Инструментами унификации правил осуществления мирохозяйственных связей являются принимаемые чаще всего меж­дународными организациями (включая и региональные) конвенции, руководства, типовые контракты.

10. Унификация правил осуществления мирохозяйственных связей для всех участни­ков.

Здесь предполагается унификация договоров международной купли-продажи товаров, услуг, лицензий, производственно-технического сотрудничества, унификация форм между­народных расчетов, грузовых перевозок и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...