Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные экономические организации: функции и классификации




 

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявле­нии интересов членов, согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определениисоответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его ис­полнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Функции международной организации:

Регулирующая функция.

Эта функция является наиболее важной и состоит из принятия решений, определяю­щих цели, принципы, правила поведения государств-членов.

Резолюции международных организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на право­применительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первона­чально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации ме­ждународных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реально­стям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации рас­крывают их содержание.

Контрольная функция.

Она состоит в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нор­мам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать мнение в резо­люциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выпол­нении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативная функция.

Эта функция международных организаций заключается в достижении целей собст­венными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воз­действует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно рас­тет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно- техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев. Класси­фикация международных экономических организаций:

1.Круг членов организации:

Всеобщие организации.

Всеобщие или универсальные международные эко комические организации потенци­ально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям относится организации системы ООН - сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учрежде­ния.

Организации ограниченного состава.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Не­зависимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Ор­ганизация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Органи­зации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые стра­ны мира. Членами Организации стран-экспортеров нефти являются страны, для которых ос­новным источником доходов является экспорт нефти.

Характер компетенции.

Организации, обладающие общей компетенцией.

В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничест­ва. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международ­ную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные ре­шения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций, Во имя обеспечения

мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определен­ных случаях может принимать юридически обязательные решения.

Организации, обладающие специальной компетенцией.

В данном случае сфера деятельности организации определяется профилем самой ор­ганизации. Например, Всемирная торговая организация вправе принимать решения только в сфере организации торговых отношений.

Соотношение объема компетенции, передаваемой государствами международной организации.

Межправительственные организации, выполняющие координационные функции.

В этих организациях перераспределенная компетенция остается совместной для госу­дарства и организации.

Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции.

Эти организации обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и огра­ничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обяза­тельность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц.

Наднациональные организации.

Они создаются для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

Организационный состав.

Международные экономические организации системы ООН.

Международные экономические организации, не входящие в систему ООН.

Региональные экономические организации.

Сфера международного регулирования.

Международные экономические организации, регулирующие экономическое и про­мышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики.

Примером таких организаций являются ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Междуна­родная морская организация и др.

Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю.

Примером таких организаций являются Всемирная торговая организация, Конферен­ция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран- производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Примером таких организаций является Международный валютный фонд, институты Мирового банка.

Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Примером таких организаций является Комиссия ООН по ТНК и др..

Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей.

Примером таких организаций является международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации.

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют неправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равно­правно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в фи­нансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии — 19,9%, Герма­нии — 9,8%, Франции -6,5%, Италии —. 5,4%, Великобритании — 5,1%, Испании — 2,6%.

На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заем­ного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли эконо­мически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для.решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть из­бранным в исполнительные органы. В наше время, ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно не­возможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассо­циированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-членам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду националь­но-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...