Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы основные функции и полномочия Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь?




Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица и осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в соответствии с Положением о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959.

В своей деятельности Департамент взаимодействует со специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры,профсоюзами.

Основными задачами Департамента являются:

• осуществление государственного надзора и контроля засоблюдением законодательства о труде;

• выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

• координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде, в том числе по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

• проверяет работу государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнения уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам;

• заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства
о труде, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений; вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде нормативных правовых актов, технических нормативных актов, локальных нормативных актов;

• вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

• контролирует проведение государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам;

• информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений; в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью работников и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты; участвует в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и дает заключение о возможности их производства;

• участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения, дает заключение о возможности их ввода в эксплуатацию;

• осуществляет предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил по охране труда;

• требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда;

• проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет контроль за соблюдением нанимателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

• согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных актов;

• осуществляет контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

• осуществляет анализ нарушений законодательства о труде, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению; ежегодно подготавливает проект доклада Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде в Республике Беларусь;

• ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц нанимателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

• применяет в установленном законодательством порядке санкции к нанимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде;

• рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы работников и иных граждан, нанимателей и их уполномоченных должностных лиц в порядке, установленном законодательством;

• содействует изучению нанимателями и работниками законодательства о труде, норм и требований по охране труда;

• выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер;

• устанавливает факты совершения правонарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

• налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

• осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством. Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право:

• вносить на рассмотрение Министерства предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, в том числе проекты нормативных правовых актов по указанным вопросам для их утверждения;

• привлекать при необходимости соответствующих специалистов и нанимателей к участию в проведении проверок состояния безопасности труда на производстве;

• получать от государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей необходимую информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

• требовать путем выдачи предписания от проектных организаций, организаций-производителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции станков, машин и другого оборудования, не соответствующие требованиям нормативной технической документации, и вносить в установленном порядке предложения о прекращении их производства;

• проводить при необходимости экспертизу проектов строящихся (реконструируемых) объектов производственного и непроизводственного назначения на их соответствие требованиям по охране труда и в установленном порядке вносить предложения о внесе
нии в них соответствующих изменений и дополнений;

• содействовать в установленном порядке в формировании государственных программ в пределах своей компетенции;

• организовывать обучение и повышение квалификации государственных инспекторов труда и других работников Департамента, формировать его кадровый реестр;

• вносить предложения в регистрирующий орган о ликвидации организации, в которой выявлено систематическое грубое нарушение законодательства о труде;

• привлекать на договорной основе научные коллективы, учреждения образования для разработки проектов нормативных правовых актов;

• рассматривать в установленном законодательством порядке обращения республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, депутатов и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

• осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством;

• осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственный инспектор труда имеет право:

• по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;

• знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

• направлять запросы в соответствующие государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, получать информацию и материалы по вопросам, входящим в их компетенцию;

• получать от нанимателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы;

• требовать от нанимателей путем выдачи предписаний проведения независимой экспертизы производственных зданий, технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работников и окружающих;

• запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных актов, технической документации;

• изымать для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя, уполномоченного должностного лица нанимателя и отсутствия ограничений на изъятие;

• устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);

• выдавать нанимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;

• требовать от нанимателей отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших в установленном порядке проверку знаний, обучение и (или) инструктаж по охране труда либо медицинский осмотр;

• приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений;

• проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, устанавливать лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства о труде;

• участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых (реконструируемых) объектов производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

• налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде штрафы на уполномоченных должностных лиц нанимателя, применять к нанимателям санкции или выносить им предупреждения;

• составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц нанимателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд;

• требовать от нанимателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий;

• участвовать в работе комиссий для проверки знаний законодательства о труде;

• осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственный инспектор труда осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных актами законодательства.

В случае инспекционного посещения организаций государственный инспектор труда при необходимости уведомляет об этом нанимателя или уполномоченное должностное лицо нанимателя, а также профсоюз (ы), действующий (ие) у нанимателя, если такое уведомление не нанесет ущерба эффективности контроля.

Государственный инспектор труда в своей деятельности независим при принятии решения в соответствии с законодательством.

Государственному инспектору труда запрещается разглашать сведения об источнике получения информации о нарушениях законодательства о труде в случаях, определенных законодательством.

Департамент осуществляет полномочия в соответствии с законодательством и не является органом по рассмотрению трудовых споров; в функции государственных инспекторов труда не входит выступление в качестве посредников или арбитров при разрешении трудовых споров.

Каковы основные функции и полномочия Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Проматомнадзора)?

Согласно Положению о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 756, Проматомнадзор осуществляет специальные функции в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр.

Проматомнадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор за:

• объектами с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смеси газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями), аммиачно-холодильными и хлораторными установками, объектами хранения взрывоопасных химических веществ в составе этих производств;

• металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, прокатными) производствами;

• обращением с источниками ионизирующего излучения, в том числе ядерными материалами и радиоактивными отходами;

• оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефте- и нефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;

• горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подземными и гидротехническими сооружениями, бурением скважин, геофизическими работами, добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в том числе питьевой воды из скважин глубиной более 20 м;

• охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых,

в том числе подземных питьевых вод, а также в целях, не связанных с их добычей, в

том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения;

• подъемными сооружениями, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды;

• перевозкой опасных грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным и внутренним водным транспортом;

• геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей таких ископаемых, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения;

• производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;

• промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов;

• проектированием (конструированием), изготовлением и эксплуатацией технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах;

• ходом строительства потенциально опасных объектов.

Наряду с этим Проматомнадзор:

• в установленном порядке проводит техническую экспертизу, техническое освидетельствование и диагностирование технических устройств, используемых на потенциально опасных объектах, а также экспертизу их проектной и проектно-конструкторской документации;

• осуществляет сбор, накопление и анализ информации о несчастных случаях, подлежащих специальному расследованию, авариях на потенциально опасных объектах, а также инцидентах, которые могут привести к авариям, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, принимает меры по предупреждению указанных несчастных случаев, аварий, инцидентов;

• проводит техническое расследование причин аварий, инцидентов, специальное расследование несчастных случаев, произошедших на потенциально опасных объектах;

• разрабатывает и направляет республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам и иным организациям обязательные для рассмотрения предложения по вопросам повышения устойчивости функционирования потенциально опасных объектов;

• участвует в лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, в установленном порядке выдает разрешения (свидетельства) на право выполнения отдельных видов работ и услуг, связанных с потенциально опасными объектами, изготовления (разработки) оборудования, технологий, материалов, в том числе на их поставку в Республику Беларусь, а также сертификаты соответствия, аттестаты аккредитации;

• аккредитовывает специализированные организации для выполнения экспертной оценки технического состояния технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах;

• регистрирует опасные производственные объекты в государственном реестре опасных производственных объектов;

• обеспечивает ведение единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения;

• принимает участие в работе комиссий по предварительным, периодическим, сертификационным и приемочным испытаниям технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, взрывчатых материалов и изделий на их основе, а также в работе специальных комиссий по выбору мест захоронения радиоактивных отходов.

Проматомнадзор осуществляет контроль за:

• организацией и проведением профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обучения безопасному ведению работ персонала на потенциально опасных объектах;

• реализацией мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости и безопасности работы потенциально опасных объектов.

Проматомнадзор подготавливает проект ежегодного доклада Совету Министров Республики Беларусь о состоянии промышленной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр.

Для выполнения своих задач и функций Проматомнадзор и его должностные лица имеют соответствующие права, аналогичные правам других государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц.

1.13. Каковы основные функции и полномочия государственного пожарного надзора?

Государственный пожарный надзор в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-ХП «О пожарной безопасности» органами пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Органы государственного пожарного надзора Республики Беларусь:

• осуществляют надзор за соблюдением требований законодательства, нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• дают заключения по проектам нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• осуществляют выборочный контроль за выполнением противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

• участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов;

• оказывают помощь в обучении учащихся, студентов и работников требованиям пожарной безопасности;

• информируют население о состоянии пожарной безопасности объектов и результатах надзорной деятельности;

• осуществляют производство дознания по уголовным делам о пожарах и (или) нарушении противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях.

Органам государственного пожарного надзора для выполнения возложенных на них обязанностей предоставлено право:

• проводить пожарно-технические обследования объектов, выдавать предписания, предупреждения, заключения и рекомендации по устранению нарушений требований нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• утверждать нормы и правила пожарной безопасности;

• приостанавливать действие нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, не согласованных с органами государственного пожарного надзора и противоречащих требованиям пожарной безопасности;

• согласовывать проекты на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований;

• требовать и получать сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений и выпускаемой продукции, а также о пожарах и их последствиях;

• осуществлять проверку знания вопросов пожарной безопасности работниками и гражданами в предусмотренных законодательством случаях;

• координировать и проводить научные исследования, государственные испытания, сертификацию и лицензирование в области пожарной безопасности;

• приостанавливать полностью или частично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении требований нормативных актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и проектной документации;

• запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением противопожарных требований. Приостановка осуществляется без соответствующего предупреждения, если создается непосредственная угроза возникновения пожара;

• запрещать выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• осуществлять производство дознания по уголовным делам о пожарах, нарушениях противопожарных правил, а также производство по делам об административных правонарушениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...