Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Вести от умерших близких




Вопросы, задаваемые жизнью

Посещая какой-нибудь собор, церковь или монастырь люди, порой даже не отдавая себе отчета, покупают свечи и ставят их за упокой души своих умерших близких и родных. Нередко люди отдают список имен своих почивших близких церковным служителям, чтобы священник с кафедры помянул их перед Богом. Многие, посещая кладбища, рассказывают у могил близких о своих переживаниях, радостях, считая, что души родственников их обязательно услышат. То и дело слышишь рассказы о том, как во сне к живым являются их умершие родные и дают им некоторые советы, или рассказывают о своем житье-бытье в других мирах. Как-то по телевизору один известный оперный певец рассказал о том, что с Богом он общается через свою умершую мать, которая и после смерти поддерживает его так же, как делала это при жизни. Другие ходят на специальные спиритические сеансы, чтобы встретиться и пообщаться с душами своих умерших близких. Многие сегодня увлекаются чтением книг, которых появилось великое множество, о путешествиях душ, перевоплощениях. Нередко эти книги написаны людьми, не имеющими никакого отношения к восточным религиям. Несколько лет назад корреспондент газеты "Аргументы и факты" задал вопрос одному священнику о том, что происходит с душой только что умершего человека, на что тот ответил, что в первое время душа в сопровождении ангелов путешествует по земле, приходит в свою семью, а потом отправляется к Богу, который определяет ее участь - в раю или аду ей уготовано пребывать (что, якобы, происходит на 9-й день после смерти), а на 40-й день душа возносится от земли

Традиционным стало отмечать поминовение души на 9-й и 40-й дни

Многих страшит ад, где вечно суждено мучиться в неугасимом пламени душам грешников. Часто именно этот не осознанный до конца страх влечет даже неверующего человека в церковь, особенно по праздникам, выполнить те или иные обряды, сделать пожертвования храму, подать милостыню, постоять на службе. Подобными же действиями люди пытаются обезопасить души умерших близких от вечных мук. Порой, скрупулезно соблюдая обряды погребения, поминовения на 9-й и 40-й дни после смерти, по праздникам ставя свечи за упокой души в церкви, люди не знают, что Сам Бог в Своем Слове - Библии говорит о жизни души после смерти тела, полагаясь при этом на мнения, представления и знания других людей. А ведь насколько более важно знать мнение Бога, чем мнения других людей, пусть очень мудрых и имеющих, быть может, высокий духовный сан, но, тем не менее, всего лишь людей.

Что же Бог на страницах Библии говорит о жизни человека после физической смерти

 

Библейский ответ

1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, кто же такой человек

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:1)

Душа человека стала живой при взаимодействии тела, сотворённого Богом, и дыхания жизни (духа), данного человеку Богом

В душе человека - его чувства, размышления, воля

"Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу" (1 кн. Царств 18:1)

"Твердо помнит это душа моя, и падает во мне" (Плач Иеремии 3:20)

"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс.41:2)

Духом человек может общаться с Богом; только дух человека способен воспринять истины Божьи

"…Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан.4:23,24)

"Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божьи" (Рим.8:16)

Душа, со своими чувствами, разумом и волей, должна быть подчинена духу, но в грешном человеке, рождённом от Адама по плоти, душа и тело главенствуют над духом.

"Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал.5:17)

"Живущие по плоти о плотском помышляют…помышления плотские суть смерть…плотские помышления суть вражда против Бога…"(Рим.8:5,6,7)

"Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7:18,19)

Дух принимает форму души, пропитываясь ею. В человеке, исполняющем желания плоти (невозрождённом Богом человеке), дух изменяет свои свойства, становясь больше похожим на душу: он надмевается (Авв.1:11), скорбит (Ис.54:6), блуждает (Ис.29:24). В возрождённом человеке, дух которого становится способным слышать Бога, душа изменяется, становясь всё более послушной Богу и более подобной Ему в своих проявлениях --она начинает любить, становится милосердной, благостной, верной, кроткой, проявляя плоды духа

"Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас" (Рим.8:9а)

"Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18)

"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живём духом, то по духу и поступать должны" (Гал.5:22,23,25)

Человек - это дух, обогащённый душою и живущий в теле

 

2. Что говорит Библия о состоянии человека после смерти

Без духа человек умирает

"Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах" (Иов34:14,15)

"Отнимаешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются" (Пс.103:29)

"Выходит дух его, и он возвращается в землю свою" (Пс.145:4)

Дух человеческий уходит к Богу после смерти человека

"И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл.12:7)

После смерти человека дух, обогащённый душою, способен помнить то, что происходило во время земной жизни человека, он может чувствовать и иметь желания. Об этом можно прочесть в притче, записанной в Евангелии от Луки 16:19-31. Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать, как это явствует из всего контекста главы, что после смерти человека его участь изменена быть уже не может, и что никакое чудо не заставит человека принять в свою жизнь Спасителя, если у него нет веры

"Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр.6:9,10). Души людей, верных Богу во время земной жизни, продолжают находиться в общении с Богом

Однажды каждого человека, в назначенное Богом время, ожидает суд Божий за те дела, которые он совершал, будучи в теле

"И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…" (Евр.9:27)

"Все мы предстанем на суд Христов" (Рим.14:10)

"И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откр.20:12)

"Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, - доброе или худое" (2Кор.5:10).

Те, кто записаны в книгу жизни по вере во Христа Иисуса, в вечности будут с Богом, неверующие Богу окажутся в аду

"Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоан.3:5,6)

"И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" (Откр.20:15)

"Умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним…и так всегда с Господом будем" (1Фесс. 4:14,17)

"Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь - в озере, горящем огнём и серою" (Откр.21:8)

Только живя в теле, на земле, человек может изменить свою участь, выбрав либо повиновение и доверие Богу, либо непослушание Ему. После смерти никто уже не может изменить ничего - ни сам человек, ни кто-либо за него

Всякий человек, разговаривающий с мёртвыми и молящийся о них, вызывающий и общающийся с духами, проклят Богом как чародей и идолопоклонник

"…завёл вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его" (4Цар.21:6)

"И когда скажут вам: "обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям…", - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?" (Ис.8:19)

"Не должен находиться у тебя обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор.18:10-12)

"Не обращайтесь к вызывающим мёртвых…и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Лев.19:31)

Как же это лжеучение вкралось в христианство

 

История отступления

Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и учение о возможности изменения положения человека после смерти, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, но напротив, было принято с радостью как вполне привычное для языческой Руси. Вскоре эта доктрина приобрела черты, присущие русским обычаям. Вот что пишет о русском язычестве крупнейший исследователь славян, археолог академик Рыбаков Б. А. в своей книге "Язычество древних славян": "Одно из таких погребений наблюдал на Волге у средневековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн-Фадлан. Он оставил очень подробное описание этого… ритуала и записал диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников… Русский обратился к арабу-переводчику: "Вы, о, арабы, глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас". Рай русских, обиталище душ умерших… где-то высоко-высоко… Рай (крий, вырий) - это чудесный сад, находящийся где-то в далекой солнечной стране… Оказавшись в раю-вырии, души умерших могут невидимо для людей прилетать оттуда к друзьям и врагам и напоминать о себе" [1]. "Общеизвестны… обряды, связанные с культом предков и поминовением усопших на радуницу. К приему душ предков торжественно готовятся: топят им баню (это отмечено еще источниками 12 века), моют хату, готовят обрядовые кушанья и вспоминают умерших… Душам предков откладывают часть ритуальной еды" [2]. "С другой стороны… представление о душах умерших, которые могут кружиться над близкими людьми, над местом погребения (до сорокового дня после смерти)"

Старинные русские культы мёртвых и предков, продолжающие жить в христианстве почти без всяких псевдонимов, выразительно описаны в знаменитой 41 главе Стоглава. Мёртвых и предков поминали в великий четверг, в пасхальную неделю и в троицыну субботу с соблюдением старинных церемоний, на святках варили особую жертву предкам и спрашивали у них о будущей судьбе живых. "А о велице дне (на пасхе) оклички (мёртвых и духов), на радуницу вьюнец и всякое в них беснование…а в великий четверток порану солому палят и кличут мёртвых…а в первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в наливки бесовские потехи деяти". Тут христианские названия - пустые звуки, перед нами живьём праздники земледельческого культа. Перед нами те же самые очистительные и магическо-драматические церемонии, языческие обряды [3]

Некоторые языческие культы поминовения мёртвых приурочивались к христианским праздникам, становясь их непременным атрибутом. Так, обычай языческой тризны, пиршества на могиле родственников (ср. тризну великой княгини Ольги над могилою её мужа Игоря) превратился в масленицу, которая также проходит в еде и питье, причём блины составляют необходимую принадлежность поминовения усопших

Семик - четверг на седьмой неделе по Пасхе, это праздник, связанный с поминовением умерших и верованием в возвращение души покойника на землю, он приурочен к Троицыну дню (через три дня после семика)

Радуница - другая форма чествования памяти умерших, тоже приуроченная к Троицыну дню. Радуница праздновалась в честь рода - божества-производителя на могилах умерших родителей. В домах и перед домами ставятся "берёзки", а церковь в этот день украшается цветами и растениями; она объясняет этот обычай как "обновление людей силою снисшедшего Духа Святаго", но в действительности это придание христианских форм старому языческому обряду [4]

Как видим, поминовение усопших на сороковой день, оставление еды на могилах для их душ, рассказы о встречах с душами умерших близких - все это пришло к нам из язычества и не имеет с Библией ничего общего. Мы также знаем, что при отправлении обряда погребения усопших "на лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью "Святый Боже" в знак того, что умерший как христианин… умер с надеждой… получить венец на небесах… на руки ему полагается крест или какая-нибудь икона…" [5]. Кроме того, в гроб кладется молитва к Богородице. Этот обряд, хотя и считается сугубо христианским, также пришел из язычества, из Египта. Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за душой" [6]. "На лоб покойного клали магические папирусные свитки" [7]

 

Последствия отступления

1. Вера в возможность спасения за деньги

На Западе в католической церкви был принят догмат о чистилище, где находятся души тех, кто имеет надежду на рай, но еще к нему не готов, и только претерпев определенное количество мук, может туда попасть. Более быстрому переходу души в рай могут способствовать родственники умершего, пожертвовав определенные деньги. Заплати, и твои умершие близкие сразу очутятся в раю.

 

2. Вера в возможность спасения человека после смерти и изменения его участи в вечности

Многие люди думают, что, если после смерти они будут усиленно молиться за покойного, то он сможет обрести спасение, не смотря на то, как он жил, будучи на земле

 

3. Вера в возможность общения с духами (душами) умерших - основа спиритизма

Сегодня многие церкви пытаются заявить, что они со спиритизмом не имеют ничего общего, но ведь именно они способствовали его процветанию. В результате люди, думая, что во время службы, посещения кладбища или молитв они общаются с душами близких, на деле встречаются с сатаной и его бесами и с ними общаются. Если бы люди, подвергающие себя такому страшному обману, знали об этом, они никогда не стали бы подвергать себя подобному риску и приходить на территорию врага Иисуса Христа

 

 

Вавилонское вино

Люди пьют это вино, если

1. Участвуют в спиритических сеансах

2. Вступают в контакт с якобы явившимися к ним душами умерших родственников

3. Молятся за умерших, ставят свечи за упокой их души, поминают в церкви

4. Признают существование чистилища

5. Отмечают 9 и 40-й дни как дни определения участи и проводов души умерших

6. Выполняют языческие ритуалы, хороня близких с иконой и венчиком, в надежде, что это обеспечит им "пропуск" в рай

 

***

Примечания к 6 главе

[1] Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. стр. 370-371.

[2] Там же. стр. 371-372.

[3] Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. стр. 43

[4] Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. СПб.: Алетейя, 1999. стр. 244.

[5] Закон Божий. стр. 673-674.

[6] Ливрага Х. А. Фивы. М., 1997. стр. 113.

[7] См. Религии мира. Т. 1. стр. 76.

 

Глава 7. Посты

Вопросы, задаваемые жизнью

Беседуя с людьми, наиболее часто приходится слышать следующие вопросы: все ли посты необходимо соблюдать? Что можно и что нельзя употреблять в пищу в тот или иной пост? Как быть, если по состоянию здоровья нельзя поститься? Является ли грехом непостоянное соблюдение постных дней

Многие церкви разработали огромные календари, где детально расписаны все посты с подробным указанием правил их соблюдения. В храмах совершаются специальные служения, посвященные постам. Сегодня для многих христиан пост стал символом особого благочестия и святости. Многие считают себя настолько грешными, что даже и не пытаются поститься, считая это уделом святых людей

Хорошо также известно, что дни, предшествующие посту и сразу последующие за ним, отличаются повальным обжорством, нередко и пьянством. На протяжении поста нередко многие предвкушают дни разговения, когда можно будет, наконец-то, вволю есть и пить все, что душа пожелает. Дни, которые должны быть посвящены особо ревностным молитвам, молитвенным размышлениям, изучению Слова Божьего, часто отданы плотским мыслям. Если же христиане обращаются за советом к священнику, то обычно следует ответ: "Если преобладают плотские мысли и желания, значит, недостаточно умерщвлена плоть, и необходимо пост сделать еще более строгим"

С какой же целью люди постятся? Многие церкви учат, что пост приближает человека к Богу, ибо Господу угодно, когда во имя Его люди подвергают себя неудобствам, тяготам, страданиям, этим они приближаются к Богу и обретают святость

Предоставим вновь слово Библии и послушаем, что Бог говорит о постах на страницах Священного Писания

 

Библейский ответ

"…укажи народу Моему на беззаконие его… на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего, они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, и Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других… вы поститесь для ссор и распрей… вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу… Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся" (Ис.58:1-7)

"…собрались… постящиеся… и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа, Бога своего и… исповедывались… Господу, Богу своему" (Неемия9:1-3)

"В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входили в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней" (Дан. 10:2-3)

"…было слово Господне к Захарии… когда Вефиль послал… помолиться пред лицем Господа и спросить у священников… и у пророков, говоря: … плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет? И было ко мне слово Господа Саваофа: "Скажи всему народу земли сей и священникам так: "Когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце… для Меня ли вы постились? Для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? … производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; … зла друг против друга не мыслите в сердце вашем…". Но они не хотели внимать, отворотились от Меня… чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь… И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь…" (Захария 7:1-13)

"Они же сказали Ему: "Почему ученики Иоанновы постятся часто…, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?" (Лк. 5:33)

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей… молился… так: "Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю…" Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять… но… говорил: "Боже! будь милостив ко мне, грешнику!" Сказываю вам, что сей пошел оправданным… более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18:10-14)

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:16-18)

Итак, согласно Библии, пост должен сопровождаться

 

- молитвой

- исповеданием грехов

- изменением характера

- помощью ближним

 

Как видим, Библия практически не упоминает ничего о запрещении употреблять тот или иной вид пищи, или о времени года или днях недели, в которые следует поститься. Согласно Священному Писанию, человек сам для себя, если считает нужным, назначает посты, в любые дни, любой продолжительности. Пост, согласно Библии, может представлять собой полный отказ от еды на какой-то срок, или частичный отказ от еды, как мы видим это на примере пророка Даниила, который во время поста не ел вкусного хлеба и мяса и не пил вина. Посты в свете Писания не назначаются с целью измождения плоти или разрушения своего здоровья, что, по мнению некоторых церквей, угодно Богу. Богу угодно, чтобы люди, которые являются Его детьми, и об этом говорит весь контекст Библии, были здоровы, счастливы, радостны, но при этом осознавали свою зависимость от Господа и нужду в Его водительстве и опеке, как дети нуждаются в том же от своих земных родителей

Библия приводит следующие примеры назначения постов: семейные скорби (2 кн. Царств 12:16), скорби в церкви (Мф. 9:14-15), грядущие опасности (Есфирь 4:3, 16), общественные бедствия (2 кн. Царств 1:12), при принятии важного решения (Деян. 13:1-3). Библия предостерегает нас в период поста

1. От лицемерия (поститься с целью продемонстрировать собственную святость и праведность)

2. Не считать пост средством спасения, оправдания перед Богом

3. Не считать главным физический пост (голодание или воздержание от какого-либо вида пищи), но делать акцент на посте духовном (особо ревностных молитвах и покаянии)

4. От простого формального обряда, который не принесет никакой пользы человеку

 

Этот пункт особенно важно подчеркнуть в период Великого поста, перед Пасхой, когда очень многие постятся, считая грехом есть мясо и другие продукты животного происхождения, надеясь, что этого вполне достаточно для оправдания перед Богом, но при этом не задумываются о своих отношениях с другими людьми и с Богом, не находят нужным изучать волю Божью, выраженную в Библии, наладить свои отношения с ближними, пересмотреть свои жизненные приоритеты, свой способ зарабатывать деньги, молиться и каяться в своих грехах. Вспомним еще раз фарисея в храме, который в молитве перечислял перед Богом свои заслуги: "пощусь два раза в неделю…" и прочее, но пошел ли он оправданным перед Богом, принял ли Бог его молитву и сам факт его присутствия в храме на службе? Нет! Здесь есть о чем задуматься и каждому из нас: не похожи ли мы на этого фарисея, когда постимся, приходим в храм на богослужение, ставим свечи, и при этом считаем себя христианами, бываем вполне удовлетворены собой и своими взаимоотношениями с Богом. Как важно отчетливо представлять себе, что такое христианство, которое заключается прежде всего в восстановлении правильных отношений с Богом, которых не может быть без покаяния, личного общения с Господом в молитвах, изучения Библии - Его Слова и послушания Его Закону - всем 10 заповедям, а не выборочно лишь тем, которые нам удобны или больше нравятся, и без восстановления взаимоотношений с людьми, которые часто бывают далеко не соответствующими званию христианина

Итак, пост не является обязательным условием для принятия человека Богом или для его оправдания, но может назначаться человеком самим для себя при наиболее трудных обстоятельствах в жизни, когда наиболее необходимо Божье вмешательство в жизненные ситуации. Иными словами, пост - это не самоцель, и может он длиться полдня, день, несколько дней и т. д., и в то время, когда в этом есть наибольшая необходимость для данного человека. В Библии вы ни в одном месте не прочитаете о том, что Бог установил пост в какое-то определенное время и обязательно для всех, или что на неделе есть определенные дни, так называемые "постные", в которые нельзя есть животную пищу (по учению некоторых церквей такими днями объявлены среда и пятница). Все это является вымыслом человеческим, но не волей Бога, ибо в Библии об этом нет ни слова. При этом вы можете воздержаться от каких-то видов пищи (по примеру пророка Даниила - мы приводили выше этот текст), или полностью от пищи, но так, чтобы не повредить своему здоровью. В этом вопросе важно соблюдать золотую середину, чтобы не впасть в ту или иную крайность: формализм, с одной стороны, и фанатизм с другой. (Вспомните страшную секту "белое братство", члены которой голодали неделями, месяцами, доводили себя до голодных обмороков и даже до смерти полным голоданием, при этом считая, что служат Богу, а на деле они выполняли волю сатаны)

Посмотрим же, как получилось, что библейское понимание поста было извращено

 

История отступления

"В апостольский период не было специального расписания постов. Пост, то есть, усиленную молитву с воздержанием от пищи, каждый христианин совершал по своему усмотрению, когда чувствовал, что искушения одолевают его, или когда готовился принять какое-то особенное служение, - одним словом, когда была острая нужда в особой усиленной молитве. К третьему веку среди христиан сложился обычай постом отмечать два дня в неделю о предательстве Иуды и в воспоминание о распятии Христа. Причем пост этот состоял в полном воздержании от пищи до определенного часа. Был пост в смысле некоторого воздержания от пищи и перед Пасхой" [1]

Исследуя историю христианской церкви мы наблюдаем, что, незаметно вводя в церковь лжеучения, сатана пытался в первую очередь разорвать связь человека со Христом, оторвать взгляд от Спасителя и перенести его на самого себя, свои дела, внешние формы обрядового служения. Отступление от Слова Божьего - Библии, пусть даже под внешне очень благовидным предлогом служения Богу и особого почитания Его, являются нарушением воли Иисуса Христа, ибо этим человек вольно или невольно, но показывает Богу, что он нашел нечто более лучшее, чем предлагает Бог в Священном Писании. А нарушение воли Божьей есть грех! Христос очень ясно сказал об этом: "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим; ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого…" (Мк. 7:7-8)

Враг рода человеческого понимал, что вступив на этот путь, человек останется беспомощным, в полной его власти, без Божьей поддержки. С невероятной настойчивостью дьявол постепенно внедряет в церкви доктрину спасения делами, ибо хорошо знает, что "делами… не оправдается никакая плоть…" (Римл. 3:20) и "ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; Не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес. 2:8-9). Враг рода человеческого говорит каждому, что окружающий мир очень греховен, поэтому истинные христиане должны выйти из него, и, чтобы дух господствовал над плотью, плоть надо умертвить всеми возможными средствами - изнурительными постами, безбрачием, отказом от человеческих радостей и счастья. Как видим, в этих лукавых словах истина смешивается с ложью, а потому уже не является истиной. Люди нередко представляют дьявола чертом с рогами и копытами, который бежит от икон и крестов, и тем самым доставляют ему невыразимое удовольствие, забывая слова Божьи: "Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых и не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды…" (2-Кор. 11:13-15). Вспомните также, как дьявол искушал Христа в пустыне, об этом написано в 4 главе Евангелия от Матфея. Там он тоже смешивал истину с ложью и пытался извратить то, что написано в Библии. Именно поэтому постепенно вошли в церковь длительные бдения на молитвах, во время которых люди сутками стоят на коленях, отбивают поклоны и изнуряют себя голодом, паломничества к святым местам, монастыри, самобичевание, власяницы (надетая под рясой колючая волосяная одежда) и пр. Кстати, при французском монархе Генрихе Третьем (1574-1589) устраивались целые процессии, во главе с королем, людей, одетых в рубище, босиком, бичевавших себя плетьми, направлявшиеся к святым местам. Большое место в спасении делами занимал и пост. Многочисленные посты, хорошо известные сегодня, начали вводиться церковью с 3 века, численность их росла с каждым годом. Особую роль пост играл в учении исихастов, - православного движения, возникшего в 14 веке в Византии, одним из основателей которого был Григорий Палама (1296-1359). Исихасты (от греческого Hesychia - отрешенность) призывали к аскетизму, полному "пренебрежению личности" как необходимому средству, для того чтобы увидеть Фаворский свет или Божественный огонь, то есть приблизиться к Богу. Сам Палама "от непрерывных бдений, поста и от сырости в пещере, которая служила ему кельей, заболел с опасностью для жизни" [2]. "В целях укрепления и поддержания этого света, они по целым дням и ночам пребывали в коленопреклоненном положении, опустив голову на грудь и уставив глаза в середину живота" [3]. Изнуряя себя постами, его последователи с горящими глазами уверяли, что увидели долгожданный свет (имеется в виду - Фаворский свет, который исходил от Христа во время Его преображения на горе Фавор). Что за природа была у света, который видели последователи Паламы, догадаться нетрудно, особенно если учесть, что люди много дней не спали и ничего не ели. По своей сути положение об этом свете весьма близко к буддистским способам слияния с божеством путем длительного поста, непрестанных молитв и созерцаний, нередко приводящих к смерти, перед которой буддийские монахи также видели свет. Из истории хорошо известно, как будущий великий реформатор церкви немецкий богослов и ученый Мартин Лютер ушел в монастырь, где его, как и во время пребывания в миру, не переставала мучить и преследовать мысль, что он не принят и не прощен Богом, и чтобы заслужить (заработать) прощение и спасение, молодой Лютер доводил себя до обмороков непосильной физической работой и изнурительными постами. В состоянии, близком к смерти, его как-то увидел благочестивый, глубоко преданный Богу католический священник Штаупиц, который открыл ему любящего Спасителя Христа, и сказал, что не следует отчаиваться и доводить себя до смерти тяжелыми постами, достаточно в молитве обратиться ко Христу с просьбой о прощении и принятии, и верить, что Господь простил и принял. Как легко оказалось прийти к Богу и получить прощение! Только после того, как Мартин последовал совету мудрого человека, он обрел мир, радость и покой во Иисусе Христе

В настоящее время самым длительным постом является Великий пост, соблюдению которого отводится важное место. Кроме того, каждую неделю церковь совершает специальные служения воспоминания об определенных случаях в истории церкви. Что же вспоминается на протяжении этих недель? Наш анализ мы будем вести по книге протоиерея С. Слободского "Закон Божий" (стр. 679-680)

Первая неделя - воспоминание о чуде св. Андрея Критского

Первое воскресенье, называемое Торжество православия. Вспоминается 842 год, когда было восстановлено почитание икон при царице Византии Феодоре

Во второе воскресенье совершается служение в память о св. Григории Паламе, который учил, что "за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом"

Третье воскресенье и четвертая седьмица поста называются Крестопоклонными. Так как "за Всенощной выносится после великого славословия св. Крест и предлагается верующим для поклонения… Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы"

В четвертое воскресенье "вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лестницу или порядок добрых деяний, приводящий нас к престолу Божию"

В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице"

Заметьте, что в порядке служения восхваляются основные лжеучения, противоречащие Библии, а значит, и учению Иисуса Христа: о чудесах святых, о почитании икон, о спасительности постов, о поклонении кресту, о спасении через совершение добрых дел, о преклонении перед девой Марией, и т. д. По сути, восхваляется идолопоклонство, в различных формах и в разное время вошедшее в христианство

Пост, который должен быть напоминанием о Христе и Его учении, прославляет идолопоклонство, открыто пришедшее в христианство из язычества. При этом безобидный и благостный характер такого поста пропадает, если упомянуть о том, что многие посты совпадают с языческими праздниками или воспоминаниями, в которые воспрещалось есть или, наоборот, советовали есть те или иные продукты. Например, во время Успенского поста Спас, празднуемый 14 августа (медовый) и 19 августа (яблочный) по новому стилю, сменил языческие праздники первых плодов [4]

Все это органично перешло из язычества, но с христианскими названиями. Так что те определения поста, даваемые во многих церквах, как, например, "Пост - это такие дни, когда мы больше должны думать о Боге, о своих грехах перед Богом… всем помогать" (книга протоиерея С. Слободского "Закон Божий". С. 39) и с которыми нельзя не согласиться, на деле представляют совсем иную картину. Правильное определение в теории, и формализм или фанатизм на практике

 

Последствия отступления

1. Спасение делами

Только тщательно соблюдая все посты, установленные церковью, человек вправе рассчитывать на спасение. Постящиеся способны видеть Фаворский свет, что свидетельствует о близости к Богу

 

2. Фанатизм

Увлечение постом как средством спасения привело к фанатизму среди верующих, многие из которых подорвали свое здоровье

Здесь примечателен пример Симеона Столпника, день которого ряд церквей празднует 14 сентября по новому стилю. "В 18 лет он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы… Стремясь обрести уединение, Симеон построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой 40 локтей (около 16 метров). В усиленных иноческих подвигах Симеон провел 80 лет, из которых 47 просидел на столпе. Скончался он там же в 459 году" (Церковный календарь на 1998 год)

Вот к чему приводило людей желание спастись собственными усилиями. История знает секты, члены которых специально истязали свою плоть до смерти

 

3. Формализм

Строго регламентированные посты, несоблюдение которых жестоко каралось церковью, приводили к формальному, чисто внешнему соблюдению его людьми. Они соблюдали пост не из-за чувства духовной потребности, а из-за страха перед церковным наказанием

 

4. Лицемерие

Зная чревоугодие и невоздержание многих церковных иерархов, папа римский выписывал им специальные грамоты, разрешавшие им есть продукты животного происхождения в период постов

 

5. Утрата библейского понятия поста, как, в первую очередь, поста духовного

Итак, князь мира сего недаром хочет напоить нас этим лжеучением, ибо тогда мы отдалимся от Христа, единственной нашей надежды на спасение, и попытаемся обойтись без Него

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...