Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освящение квартир, офисов, машин




Сегодня стало очень популярным приглашать священнослужителей для освящения квартир, машин, офисов и пр. Делая это, люди считают, что отныне их жилища и места работы застрахованы от воздействия и присутствия нечистой силы, а также от несчастных случаев - пожаров, краж и пр. Некоторые для большей уверенности вешают иконы на стены жилых и рабочих помещений или в салоне машины

Как видим, такие люди считают, что его хранит не столько Бог, сколько икона или святая вода, с помощью которой освятили помещение, иными словами, "отогнали" нечистую силу

Со времен древнего язычества у наших прародителей была вера в то, что определенные предметы хранят их жилища от невзгод и несчастий. Некоторые из них существуют и поныне, к примеру, подкова над входом в дом, или амулет (это может быть и ладанка), который повесили ребенку на шею. Кстати, ладанка, представляющая собой мешочек с ладаном или каким-либо талисманом, маленькой иконкой, согласно поверью, обладает магическими свойствами отгонять злых духов и хранить от всякого рода несчастных случаев. С такими атрибутами сегодня сплошь и рядом можно встретиться в мусульманских странах и в восточных культах, также, у языческих полудиких племен Африки и Южной Америки. Священное Писание осуждает эти проявления как идолопоклонство и суеверие, ибо там, где они присутствуют, нет веры в Бога, Который только может спасти и охранить человека

Как же эти языческие атрибуты проникли в христианское учение? После принятия византийского богослужения с его чересчур длинными богослужебными чинами, для сокращения служб, церковь ввела так называемое "многогласие", когда несколько причетников одновременно пели и читали молитвы и псалмы, положенные по уставу. Простые люди плохо понимали основную идею византийского богослужения, центром которого была литургия, поэтому они переносили центр тяжести на те его акты, которые, собственно говоря, были второстепенными. Тогдашнее общество считало наиболее важными священнодействиями те мелкие чины обрядов, таинств и молебнов, практическая или, точнее, магическая цель которых была понятна без дальних объяснений. Популярным был чин освящения воды и окропления ею домов, дворов и полей, людей и скота, имевший якобы силу прогонять бесчисленных мелких демонов, чин крещения младенцев, также отгонявший нечистую силу, чин "отпевания" мертвеца, помогавший последнему сразу попасть куда следует, молебны за здравие болящих, молебны и обходы полей во время засухи или упорных ненастных дождей и т.д. Так христианское богослужение проникалось чертами старинной магической обрядности [15]

Настоящая же вера, которая иначе определяется как доверие человека Богу, соединяет Нас с Творцом и дает абсолютную уверенность в том, что Бог с нами при всех жизненных обстоятельствах. И такая вера не зависит от видимых каких-то предметов или "священных" действий

В заключение разрешите привести один пример: по местному телевидению как-то в репортаже было показано новое казино, владелец которого пригласил священника для того, чтобы освятить помещение, иными словами, изгнать нечистую силу. А теперь ответьте сами, будет ли царить Бог там, где идет азартная игра, где проигрываются, бросаются на ветер, огромные средства, в результате чего нередки случаи самоубийств? К тому же все это действо сопровождается разудалым (если не сказать более точно, разнузданным) шоу, злоупотреблением алкоголя и иногда наркотиками. Кто же является подлинным автором сценария, режиссером и хозяином там происходящего - Бог или сатана? Несмотря на то, что помещение обрызгали святой водой и даже призвали Божье Имя, но творят дела, которые противоречат Божьей воле и являются открытым грехом, будет ли там Бог

 

Последствия отступления

К чему же привело принятие в христианстве языческих обрядов и праздников

 

1. Превращению живой религии веры в религию формы, религию дел: выполняй определенные обряды, соблюдай установленные праздники - и ты будешь спасен

И при этом вовсе не обязательно понимать значение и смысл того, что ты делаешь, главное - выполнить! Наиболее яркий пример религии обрядов можно видеть в дореволюционной России. До Октябрьского переворота 1917 года эта страна отличалась глубокой религиозностью, население регулярно посещало храмы, с точностью соблюдало все праздники и выполняло положенные обряды. Но стоило выстрелить "Авроре" - и недавно трепетно и благоговейно приходящие в храмы люди пошли крушить эти же самые храмы! Вы не задавались мыслью, как за один-два дня могла измениться в противоположную сторону психология и мышление человека, произойти переоценка ценностей? Невольно спрашиваешь себя, а были ли эти ценности, эта духовность и вера в человеке? Как люди, еще вчера считающие себя верующими христианами, могли за короткий срок стать воинствующими атеистами, яростными революционерами? Не наблюдаем ли и сегодня мы точно такое же явление, только с обратным знаком? Когда в церкви на богослужении со свечами в руках стоят недавние секретари обкомов и горкомов, закрывавшие недавно эти самые церкви и преследующие церковнослужителей. Прекрасно, если эти люди действительно осознали свою зависимость от Бога, однако, судя по массовости этих явлений и по дальнейшим действиям людей, выходящих из храмов, в это не очень-то верится

Религия формы, религия обрядов весьма привлекательна, удобна и необременительна: не нужно изменять свою жизнь и себя, живи, как жил, делай, что делал, не забудь только время от времени прийти в храм и выполнить положенное. А имеешь ли ты живую связь с Богом, знаешь ли ты Его волю, одобряет ли Он твою жизнь, твой характер, твои взаимоотношения с людьми и поступки - не важно

 

2. В результате всего вышесказанного жизнь многих наполнилась суевериями и страхом: не перекрестишь рот в момент зевка - в тебя вошла нечистая сила; не освятишь дом - в нем заведутся бесы; не испечешь кулич на Пасху - тебя не услышит Бог; не отдашь определенное число земных поклонов во время богослужения - тщетны твои молитвы к Богу; не надел нательный крест или не имеешь иконы в доме - ты лишен защиты Божьей и отдан в руки дьявола и пр., и пр. Словом, вместо радости и уверенности во Христе – страх

Страх, сопровождающий жизнь людей, нередко основан на том, что недостаточно точно и верно выполнен тот или иной обряд. Один человек мучался и не находил себе покоя, оттого что много лет назад во время похорон близкого человека забыли освободить руки и ноги покойника от связывающих их бинтов, по поверью, душе этого умершего суждено томиться в могиле, и она не сможет отправиться к Богу. Люди во все это искренно верят только потому, что в это верят другие люди, их совершенно не интересует, а что Бог говорит по этому или другому поводу в Своем Слове

 

3. Суеверие открыло широкие двери для языческих обычаев, которые вошли в христианство

Здесь нужно вспомнить, что язычество как форма религии основано, прежде всего, на страхе человека перед богами и демонами, и для преодоления этого страха в язычестве разработаны специальные ритуалы, охранительные талисманы, подобраны особые травы, отпугивающие нечистую силу, окуривание помещений, заклинания, удары в барабаны, бубны, колокольчики и колокола. Как видим, все это вошло в христианство. Лучшей иллюстрацией тому является большинство домов в российских селах, где в красном углу, за иконами, непременно лежит пучок некой высохшей травы. Иконы гарантируют присутствие Бога в доме, а упомянутая трава - отсутствие нечистой силы. Обратимся к таблице 4

Таблица 4

 

Язычество Христианство
Охранительные талисманы Освященные ладанки
Окуривание помещений различными травами Окуривание помещений ладаном
Заклинания, читаемые определенное количество раз и строго определенными словами Определенное число молитв строго определенными словами, которое верующий должен совершить за день
Удары в барабан или другие музыкальные инструменты Колокольный звон, отпугивающий нечистую силу
Атрибуты языческих богов Крашеные яйца, куличи (паски)
Неистовство во время молитв Отбивание земных поклонов большое число раз, посты до изнеможения

 

Эту таблицу можно продолжить. Однако в христианство вошли и другие языческие обряды, хотя официальной церковью они и не признаются, но людьми строго исполняются: в российских деревнях под печкой непременно оставляют приношения домовым, чтобы те хранили дом, в банях - домовым-банникам, в сенях - домовым-сенникам и пр. А ведь по сути люди просят защиты у нечистой силы, произнося при этом специальные прошения (молитвы), но их это нисколько не смущает. На могилах для души умершего оставляют еду в строго определенные дни после похорон. В домах в течение 40 дней после смерти кого-то из членов семьи завешивают зеркала и другие блестящие поверхности, чтобы не увидеть отражения умершего. В ночь под Рождество многие прибегают к гаданиям (снимая иногда нательный крест, а значит, понимая, к какой силе обращаются за советом при этом). Многие, считая себя верующими христианами, наряду с храмами, посещают гадалок, астрологов, участвуют в спиритических сеансах, иными словами, сознательно и добровольно вступают на территорию сатаны, обращаются к нему за советом и водительством. А какое множество людей, подобно далеким языческим предкам, верят во множество примет - в страхе ждут беды, если под окном выла собака, ожидают ссоры, если просыпалась соль, поворачивают назад, если повстречали человека с пустыми ведрами, и т. Д

 

Вавилонское вино

Каждый из нас пьет вавилонское вино, если

 

1. Приписывает определенным предметам целительную или охранную силу

2. Соблюдает языческие обряды со всеми их атрибутами - свечами, куличами, крашеными яйцами

3. Считает, что окуривание помещений ладаном и обрызгивание водой предохраняет от нечистой силы и гарантирует Божью защиту

4. Считает, что соблюдением обрядов и праздников обеспечивают себе спасение и вечную жизнь

5. Приносит домовым какие-либо подношения, участвует в гаданиях, спиритических сеансах, интересуется астрологическими прогнозами, приметами

 

***

Примечания к 12 главе

[1] Лесной С. Откуда ты, Русь? / Художник С. А. Царёв. - Ростов н/Д: "Донское слово", "Квадрат", 1995. - 352 с.

[2] Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. стр. 234

[3] Косидовский 3. Сказания евангелистов. стр. 154-155

[4] Светлов Э. На пороге Нового Завета. Брюссель, 1983. стр. 480.

[5] Религии мира. Т. 1. стр. 216.

[6] Религии мира. Т. 1. стр. 217.

[7] Светлов Э. Указ. соч. стр. 153.

[8] Там же. стр. 157.

[9] Косидовский 3. Сказания евангелистов. стр. 166.

[10] Религии мира. стр. 68.

[11] Христианство: Словарь. стр. 411.

[12] Кузищин В. И. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1993. стр. 273.

[13] Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. стр. 49 [14] Религии мира. Т. 1. стр. 212.

[15] Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. стр. 43.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...