Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус налоговых представителей




Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые аген­ты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории

представителей:

1) законные — представители, наделенные соответствующи­ми полномочиями законом или учредительными документами

организации;

2) уполномоченные — представители, наделенные соответст­вующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

Представителями в налоговых отношениях могут быть фи­зические лица и организации независимо от организационно-правовой формы. Существуют организации, специализирую­щиеся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — фи­зического лица аналогичен перечню представителей в соответ­ствии с гражданским законодательством Российской Федера­ции. Относительно несовершеннолетних детей налоговыми представителями выступают их родители, по отношению к опе­каемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают его органы, поскольку юридическое лицо приобретает права и при­нимает на себя обязанности через свои органы, действующие

Глава 10. Правовой статус участников

на основании закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов. Законным представителем органи­зации может выступать и другое юридическое лицо, отношения с которым оформляются контрактом или договором поручи­тельства. В данной ситуации законным представителем, реаль­но участвующим в налоговых правоотношениях за своего кли­ента, будет только руководитель организации-представителя. Сотрудники организации-представителя могут действовать лишь на основании доверенности, оформленной в порядке пе­редоверия.

Налоговым кодексом РФ установлено, что действия или бездействие законных представителей организации, совершен­ные в связи с участием этой организации в налоговых отноше­ниях, расцениваются в качестве действий или бездействия са­мой представляемой организации. Таким образом, в россий­ском налоговом праве действия законного представителя анатогичны действиям представляемого, что влечет и тождест­во юридических последствий — будет ли признано деяние пра­вомерным или нет, виновным или невиновным, есть ли осно­вания для применения смягчающих или отягчающих вину об­стоятельств и т. д.

Участие представителя в налоговых отношениях не исклю­чает возможности самостоятельного осуществления налогопла­тельщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих полномочий. В ряде налоговых отношений представи­тельство неизбежно, даже если представляемое лицо и пожела­ет само выполнять фискальные права и нести обязанности. На­пример, несовершеннолетние или недееспособные лица в силу закона обязаны действовать через представителя. Также неиз­бежно налоговое представительство при подписании руководи­телем предприятия или главным бухгалтером поручений на пе­речисление налогов, налоговых деклараций и т. д.

Уполномоченным представителем налогоплательщика мо­жет быть физическое или юридическое лицо, наделенное нало­гоплательщиком правом представлять его интересы в отноше­ниях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возмож­но только по волеизъявлению налогоплательщика, то такие от­ношения оформляются доверенностью. При этом уполномо-

^- 10264Крохина

Раздел II. Механизм правового регулирования

ченный представитель организации осуществляет свои полно­мочия на основании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского законодательства. Уполномоченный представи­тель физического лица осуществляет свои полномочия на осно­вании нотариально заверенной доверенности.

Таким образом, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового пред­ставительства носят гражданско-правовой характер. Налоговый кодекс РФ «учреждает» институт уполномоченного представи­тельства, предоставляя налогоплательщику право самому ре­шать необходимость участия в налоговых отношениях через другое лицо. Детальное регулирование отношений между дове­рителем и представителем осуществляется в рамках граждан­ского права. Однако дальнейшие действия уполномоченного налогового представителя, его взаимоотношения с налоговыми органами и иными субъектами относительно вопросов налого­обложения регулируются исключительно нормами налогового законодательства.

Налоговым кодексом РФ установлено правило, согласно ко­торому не могут быть уполномоченными представителями на­логоплательщика должностные лица налоговых органов, тамо­женных органов, органов государственных внебюджетных фон­дов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, судьи, следователи и прокуроры.

В отличие от статуса законного представителя действия либо бездействие уполномоченного представителя не признаются без подтверждения действиями (бездействием) самого налогопла­тельщика. Существует два условия, при наличии одного из ко­торых поступки уполномоченного представителя будут расце­ниваться в качестве действий (бездействия) самого налогопла­тельщика:

1) действия совершены на основании и в пределах доверен­ности, выданной налогоплательщиком;

2) в случае совершения уполномоченным представителем каких-либо деяний в пользу налогоплательщика без доверенно­сти либо с превышением оговоренных в доверенности полно­мочий, но при последующем одобрении этих действий (бездей­ствия) самим налогоплательщиком.

Глава 10. Правовой статус участников

Следовательно, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы пред­ставляемым субъектом. Вместе с тем поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не сни­мает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния. ^.^

Представительство в налоговых отношениях следует отли­чать от понятия «постоянное представительство», используемо­го налоговым законодательством для определения правового статуса иностранных организаций — налогоплательщиков.

На основании анализа норм гл. 25 НК РФ можно сделать вывод, что постоянное представительство представляет филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельно­сти организации, через которое организация регулярно осуще­ствляет предпринимательскую деятельность на территории Рос­сийской Федерации. При этом предпринимательская деятель­ность должна быть связана: с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; с проведением пре­дусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации обо­рудования, в том числе игровых автоматов; с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и при­надлежащих этой организации или арендуемых ею складов; с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера, прямо оговоренной НК РФ.

Следовательно, в отличие от представительства в налоговых отношениях постоянное представительство используется в ка­честве критерия степени присутствия иностранной организа­ции на территории Российской Федерации и предназначено исключительно для определения налогово-правового статуса иностранного юридического лица.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...