Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации




Транспортный налог

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом на­логе и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определе­ние ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчет­ности по налогу. При установлении налога законами субъек­тов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и ос­нования для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистриро­ваны транспортные средства.

Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­матическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплохо­ды, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, мотор­ные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства

Налоговым законодательством из объектов обложения транспортным налогом исключены: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; ав­томобили легковые, специально оборудованные для использо­вания инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью

600 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

двигателя до 100 л. с. (до 73, 55 кВт), полученные (приобретен­ные) через органы социальной защиты населения в установлен­ном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления) организаций, основным ви­дом деятельности которых является осуществление пассажир­ских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные ком­байны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для пере­возки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помо­щи, технического обслуживания), зарегистрированные на сель­скохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяй­ственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законода­тельно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим об­разом:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс­портных средств, для которых определяется валовая вмести­мость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

в отношении иных водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности дви­гателя или валовой вместимости транспортных средств, катего­рии транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу

Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 601

мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Критерии расчета ставок транспортного налога опре­делены НК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз. ^

В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.

Порядок исчисления суммы транспортного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-орга­низации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма нало­га, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании све­дений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

\ Налог на игорный бизнес взимается с предпринимательской

деятельности, связанной с извлечением доходов в виде выигры­ша, платы за проведение азартных игр или пари.

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются ор­ганизации или индивидуальные предприниматели, осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налога на игорный бизнес являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. Названные объекты подлежат постановке на налого­вый учет не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта. Регистрация производится налоговым орга­ном на основании заявления налогоплательщика с обязатель­ной выдачей в течение пяти дней свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Также регистрации в налоговых ор­ганах подлежит любое изменение количества объектов налого­обложения.

602 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется от­дельно по каждому объекту как общее количество игровых сто­лов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор, используемых налогоплательщиком.

Налог уплачивается ежемесячно по ставкам, устанавливае­мым субъектами РФ. Налоговый кодекс РФ предоставляет за­конодательным органам власти субъектов РФ право самостоя­тельно определять размер ставок налога в следующих пределах:

за один игровой стол — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;

за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 тыс. до 125 тыс. руб.

В случае, если законом субъекта РФ не установлены ставки, налог на игорный бизнес считается установленным по мини­мальным ставкам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоя­тельно и фиксируется в налоговой декларации, которая пред­ставляется в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенностью правового режима налога на игорный бизнес является наличие специальных составов налоговых правонару­шений и мер ответственности, которые обособлены от гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их со­вершение» НК РФ. Статья 366 НК РФ устанавливает ответст­венность за непостановку на налоговый учет объектов налога на игорный бизнес. Подобные противоправные деяния наказы­ваются взысканием штрафа в трехкратном размере ставки на­лога, установленной для соответствующего объекта налогооб­ложения. Повторное совершение аналогичного деяния влечет взыскание штрафа в шестикратном размере. Поскольку ставки налога на игорный бизнес детализируются региональным зако­нодательством, то сумма налоговой санкции поставлена в зави­симость от волеизъявления представительного органа соответ­ствующего субъекта РФ. Такой подход федерального налогово­го законодательства подчеркивает региональный статус налога на игорный бизнес, так как осуществление предприниматель­ской деятельности без постановки объектов на налоговый учет причиняет имущественный вред бюджетам субъектов РФ. Та­ким образом, специфика налога на игорный бизнес заключает-

Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 603

ся в наличии специального состава налогового правонаруше­ния и его закреплении в гл. 29 «Налог на игорный бизнес» Осо­бенной части НК РФ.

§ 3. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций установлен гл. 30 НК РФ и детализируется законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы власти субъек-|тов РФ имеют право определять налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму этчетности об исполнении налоговой обязанности.

Налог на имущество уплачивают: российские организации; виностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на тер­ритории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответст­вии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижи­мое имущество, относящееся к объектам основных средств. Примечательно, что российское налоговое законодательство обязывает иностранные организации вести учет объектов нало­га на имущество по правилам бухгалтерского учета, установлен­ным нормативными правовыми актами РФ.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации че­рез постоянные представительства, признается недвижимое имущество, принадлежащее указанным организациям на праве собственности и находящееся на территории Российской Феде­рации.

Не признаются объектами налога на имущество организа­ций объекты природопользования (водные и другие природные

г

604 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

ресурсы), земельные участки, а также имущество, принадлежа­щее на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба при условии, что это имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасно­сти и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества организации. При определении налоговой базы рос­сийских организаций и иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность через постоянные представительства, имущество учитывается по его остаточной стоимости. Недви­жимое имущество иностранных организаций, не осуществляю­щих свою деятельность через постоянные представительства, учитывается по инвентаризационной стоимости этих объектов, которая определяется органами технической инвентаризации. В этой связи налоговое законодательство обязывает уполномо­ченные органы и специализированные организации, осуществ­ляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недви­жимого имущества, сообщать в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта в тече­ние 10 дней со дня его оценки или переоценки.

Налоговая база определяется налогоплательщиком само­стоятельно и рассчитывается отдельно относительно каждого объекта налогообложения. Имущество организации не всегда может фактически находиться на территории одного субъек­та РФ. Для таких случаев п. 2 ст. 376 НК РФ установлено пра­вило, согласно которому при нахождении объекта недвижимого имущества на территориях разных субъектов РФ либо на терри­тории субъекта РФ и в территориальном море, на континен­тальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъ­екте РФ в части, пропорциональной доле стоимости этого объ­екта недвижимости на территории каждого субъекта РФ.

Налог на имущество организаций уплачивается ежегодно авансовыми платежами за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако субъект РФ вправе не уста­навливать взимание авансовых платежей.

Глава 23. Местные налоги и сборы

Налог на имущество организаций уплачивается по ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ. Налоговый ко­декс РФ определяет только верхнюю границу налоговой став­ки — 2,2%. Федеральное налоговое законодательство разрешает субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков млн имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Особенностью правового режима налога на имущество орга­низаций является наличие большого количества льгот, преду­смотренных ст. 381 НК РФ. Так, освобождаются от налогооб­ложения: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; религиозные организа­ции; общероссийские общественные организации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Не включаются в число объектов налога на имущество: памятники истории и культуры федерального значения, объекты социально-культур­ной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, об­разования, физической культуры и спорта, здравоохранения и юциального обеспечения; имущество специализированных ротезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов,.вокатских бюро и юридических консультаций, государствен­ных научных центров и др.

Глава 23 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...