Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Основные проблемы социальной философии




 
 


Вы будете изучать:

  • теорию и методологию познания общества;
  • философские теории общества;
  • отношения, в которые вступают люди, живя в обществе.

Цели темы:

  • дать основные понятия социальной философии;
  • познакомить с современными философскими концепциями общества;
  • проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества;
  • развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

После изучения темы вы сможете:

  • понимать, какие философские системы стоят за политическими дебатами;
  • различать типы философских позиций в понимании общества;
  • рассматривать свои собственные представления об обществе в контексте истории философии;
  • понимать причину изменений представлений об обществе;
  • ориентироваться во множестве современных социальных теорий.

 

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества.

Основные проблемы и вопросы социальной философии:

  • сущность общества;
  • происхождение общества;
  • структура общества;
  • фундаментальные закономерности общественного развития;
  • перспективы общественного развития;
  • закономерности функционирования общественной системы

Общество – это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

В античной философии возникновение общества рассматривалось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступали понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия: этические, политические, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали главным образом исторические причины, а именно – формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и политического управления.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII – XVIII вв.), особенно к возникшей в XVIII веке философии истории. С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX века общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». Ещё более конкретно об обществе как самостоятельном объекте изучения было заявлено в позитивной философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки – науки об обществе, социологии.

Социология, история, правоведение и другие гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерности существования общества.

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек - общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

Согласно второй интерпретации представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как "узел" общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни популярна третья интерпретация, соединяющая достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны постоянно дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

Одной из центральных проблем социальной философии также является проблема содержания понятия «общество». В качестве элементарных единиц, составляющих общество, в различных социальных теориях выступают разные объекты: отдельные люди; объединения людей, состоящие хотя бы из двух человек; социальные связи, получающие своё выражение в виде социальных институтов или организаций; определённые виды социального взаимодействия и др. Наиболее распространённым в современной науке является следующее определение.

Общество – система взаимоотношений между людьми, объединённых общими потребностями, интересами и целями, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: производственно-экономическая, социальная, политическая, духовная.

Сферы жизни общества

 

 

         
 
 
   
 
   
Народности Нации Мужчины-Женщины Классы Партии Возрастные группы Группы по интересам и т.д.
 
Государство Политические партии Общественно-политические движения Профсоюзы Международные политические организации и объединения

Производственно-экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Её составляющие: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Формы проявления производственно-экономической сферы:

§ экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

§ деятельность институтов управления экономикой;

§ способ производства материальных благ:

ü производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средствами производства. Средства производства включают в себя всё, с помощью чего осуществляется производство: сырьё и материалы, здания, сооружения, транспорт и т.д.

ü производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства:

1. отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений, поскольку тот, кто владеет средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

2. отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

3. отношения по поводу распределения произведённых материальных благ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...