Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение материального производства




(производственно-экономической сферы жизни общества):

§ создаёт материальную базу существования общества;

§ способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

§ непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

§ влияет на политические процессы;

§ влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носителей духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

 

Основные подходы по отношению к социальной сфере общества:

§ классовый, согласно которому всё общество делится на большие группы – классы (как правило собственников и несобственников, между которыми происходит так называемая классовая борьба), распространён в марксистской философии;

§ стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой, подход свойственный западной философии.

§


Основные элементы социальной структуры общества:

§ классы;

§ страты;

§ сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

§ люди города и деревни;

§ представители физического и умственного труда;

§ социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь, старики);

§ национальные общности.

Возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции и т.д.) называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жёсткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

Страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония. Страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания. Страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания.

Наивысший уровень объединения социальных групп – это гражданское общество. Общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

 

Тенденции развития современного общества:

§ превращение его во всё более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

§ усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых малых групп.

В современном мире большую остроту и силу набирает национальный вопрос, поэтому следует уделить повышенное внимание к национальным отношениям.

Индустриальное общество, интеграция экономической жизни, образование мирового рынка создали условия для возникновения наций и национальных отношений. До этого существовали другие этнические общности, соответствующие природе данной социальной системы. Первобытное общество знало семью, род, племя, каждое из которых отличалось слабым развитием территориально-экономических и культурных связей.

В рабовладельческом обществе в результате смешения племён и вытеснения кровно родственных связей на основе общности языка, территории и культуры возникла народность. Народность оставалась доминирующей общностью и в период феодализма. И только при капитализме появляется нация, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания.

Сегодня в связи с радикальными изменениями в национальных отношениях в научный лексикон вводятся два новых понятия: нация-государство и нация-этнос. Под первым понимается совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д. (классический образец такой нации – США).

Под вторым – имеется в виду компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности. Примером этнической нации могут служить 25 миллионов русских, оказавшихся после распада СССР за пределами России.

Возникшие в индустриальном обществе две тенденции в развитии наций (консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и приобретают свою специфику. Эта специфика заключается в обострении противоречия между стремлением наций к независимости и их включённостью в сложившиеся государственные образования, что порой вызывает серьёзные политические и военные конфликты (Абхазия в Грузии, Чечня в России, Косово в Югославии и др.).

В современных государствах, особенно в слаборазвитых странах, растёт влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Следуя своим эгоистическим интересам, они противопоставляют национальное общечеловеческому, национализм - патриотизму, космополитизм – интернационализму.

Национализм (идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности) внедряется в общественное сознание чаще всего преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект. Хотя нельзя исключать и того, что национализм может возникнуть и спонтанно, как ответная реакция на неправомерное применение антигуманных и насильственных методов против того или иного народа.

Национализм подчас выступает в союзе с расизмом (совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию). Однако учёные-антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии обусловлена, прежде всего, социальными причинами: отделением цветного населения от белых, лишением гражданских прав негритянского населения и т.д.

 

 
 


Иногда национализм достигает своей крайней формы – шовинизма, проявляющегося в ненависти к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными. На основе этой человеконенавистнической идеологии фашисты осуществили, например геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам) цыган по той причине, что они якобы «способны лишь плясать и петь, а не работать», евреев, потому, что «они могут лишь торговать», уничтожили миллионы поляков, белорусов и русских и людей других национальностей потому, что они принадлежат, по их мнению, к «низшим расам».

Антиподами национализма и расизма являются патриотизм и интернационализм.

Патриотизм – это любовь к Родине, своему народу, культуре, истории; это ответственность за её настоящее и будущее; это альтруистическое отношение к другим народам без национального превосходства.

Патриотизм несовместим с космополитизмом, проповедующим отказ от национальных традиций, суверенитета, культуры. Он декларирует, что родина каждого человека там, где «легко дышится и сладко живётся», снимая тем самым ответственность индивида за судьбу Родины.

Интернационализм же есть солидарность всех народов планеты на основе равенства, взаимопонимания, доверия, диалога, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и доступа для всех к благам цивилизации.

В XXI веке, когда ещё большую силу наберут интеграционные процессы, появятся благоприятные условия для того, чтобы интернационализм постепенно вытеснил национализм. Поэтому очень важным является воспитание в сознании многих людей такой черты как толерантность. Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – умение человека быть снисходительным, терпимым к кому-либо, способность личности совмещать различные точки зрения.

Политическая сфера – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.

 

Элементы политической системы общества:

§ Государство – система органов, осуществляющих государственную власть (главный элемент политической системы общества)

Основные функции государства:

ü представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

ü регулятивная (поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

ü охранительная (охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы);

ü внешнеполитическая;

§ Политические партии;

§ Общественные организации;

§ Профсоюзы;

§ Иные институты

Духовная сфера – область создания и освоения духовных ценностей.

Основные элементы духовной жизни общества:

§ Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире;

§ Духовные ценности, возникающие в результате духовной деятельности: например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения;

§ В ходе духовной деятельности распространяются и потребности (воспринимаются, усваиваются людьми в соответствии с их духовными потребностями);

§ Духовные отношения – общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями;

§ Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия;

§ Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих всё разнообразие бытия

Элементы общественного сознания:

               
     
 
   
Общественная психология (чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции потребности и интересы людей и общества в целом).
 
 


Формы общественного сознания:

§ Политическое;

§ Правовое;

§ Моральное;

§ Научное;

§ Религиозное

§

Типы развития общества:

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ
Войны Реформы
Политические перевороты Смена власти как результат традиции или выборов
Социально-политические революции Естественная динамика идей, теорий, концепций, идеологий
Восстания Естественные экономические изменения
Научные революции Свободная трансформация социальной иерархии и уклада
Технологические революции Социальная мобильность
Межкультурный диалог

Основные понятия и термины:

Геноцид -(от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).

Диаспора -(греч. diaspora — рассеяние), часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины.

Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий.

Космополитизм - (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства.

Народность -исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности.

Нация -(от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Нация-государство - совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т.д.

Нация-этнос - компактно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности.

Общество система взаимоотношений между людьми, объединённых общими потребностями, интересами и целями, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.

Патриотизм - (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Расизм - совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

Социальная мобильность изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Страты – социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.

Толерантность - (от лат. tolerantia — терпение), терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Шовинизм – (франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I), ненависть к другим народам, которые объявляются негодными и зловредными.


Контроль знаний

I. Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом социальной философии?

2. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли?

3. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе?

4. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения?

5. Какие вы знаете сферы жизни общества?

6. Какова структура производственно-экономической; социальной; политической; духовной сфер общества?

7. В чём отличие нации от народности?

8. Чем отличаются понятия «класс» и «страта»?

9. Раскройте содержание терминов «патриотизм», «космополитизм», «национализм», «интернационализм», «расизм», «геноцид», «шовинизм», «толерантность».

II. Упражнения и задачи

1. Многие современные политические деятели утверждают, что демократия для России не подходит, и неплохо было бы восстановить монархию как наиболее подходящую для россиян форму правления. Как вы считаете, есть ли серьёзные аргументы в пользу этого? Может быть, нам и правда нужна монархия? Во многих странах монархия сохраняется и не противоречит демократии.

2. К какому классу или слою общества вы хотели бы принадлежать? Какими сдвигами в сознании нашего общества объясняется тот факт, что в 1960-х все мечтали быть космонавтами, а сейчас – бизнесменами? Только высокими доходами бизнесмена, или есть более серьёзные причины?

3. Как вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там вы идёте на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?

4. Какого человека вы хотели бы видеть во главе нашего государства: харизматического (яркого, энергичного, сильного, прекрасного оратора, любителя тенниса или футбола, своевольного, капризного, постоянно показываемого по телевидению) или бюрократического (серого, невзрачного, почти невидимого, не навязывающего нам свой характер, не лезущего нам в душу, а тихо делающего своё дело)? Или вы считаете, что это две крайности, а истина должна быть посередине?

5. Остались ли в наши дни справедливыми слова поэта: «У нас в России две напасти: внизу власть тьмы, вверху тьма власти»?

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...