Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные права и обязанности граждан в области государственного управления




Субъективные права граждан делятся по степени возможности их реализации на:

· абсолютные, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина (право на медицинскую помощь, на участие в государственном управлении в соответствующих формах, право на имя, фамилию и др.);

· относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также и от наличия фактических возможностей их осуществления в данном месте и в данное время (право на поступление в высшее учебное заведение, реализация которого зависит от результата сдачи экзаменов и др.).

Система прав и обязанностей граждан в административно-правовой сфере включает в себя:

· общие – распространяются на все сферы административного права (право на участие в государственном управлении, право на обжалование действий должностных лиц и др.);

· специальные (например, в сфере здравоохранения граждане имеют право на охрану здоровья, в сфере культуры – право на пользование достижениями культуры и т. д.).

Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от административно-правовых гарантий, среди которых выделяют:

· правовые (наличие соответствующей правовой базы, закрепляющей права и свободы граждан в сфере административного права);

· экономические (зависят от материальных условий, экономического положения государства);

· политические (связаны с политическим режимом государства);

· организационные (обусловлены наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, в том числе и административно-правовых – суды, прокуратура, органы внутренних дел, в ряде случаев профсоюзы).

 

17. Гарантии прав граждан в сфере государственного управления.

Административно-правовой статус граждан – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей.

Его элементами являются:

§ гражданство, т.е. устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая у сторон комплекс взаимных прав и обязанностей;

§ административная правосубъектность лица;

§ права граждан;

§ обязанности граждан;

§ гарантии реализации прав и обязанностей граждан.

Круг субъектов административного права объединяет одно общее свойство – обладание ими административной правосубъектностью. Административная правосубъектность – юридическое свойство, состоящее из трех элементов – административной правоспособности и административной дееспособности
и административной деликтоспособности.

Административная правоспособность – означает наличие у субъекта комплекса субъективных прав и обязанностей, закрепленных нормами права, что дает ему возможность вступать в различного рода правовые отношения. Для граждан Беларуси административная правоспособность наступает с момента рождения и сохраняется до момента смерти. Административная правоспособность граждан в принципе не может быть отчуждаема или передаваема. Однако, объем административной правоспособности может регулироваться законом (например, временно ограничиваться решением суда в связи с совершением противоправного деяния).

Административная дееспособность – это практическая способность собственными действиями осуществлять имеющиеся у субъекта права и выполнять обязанности в административно-правовых отношениях. Административная дееспособность – для граждан Беларуси наступает с установленного законом возраста. Для большинства прав и обязанностей – с 18 лет, однако частичная дееспособность (в сфере здравоохранения, образования) наступает еще в детском возрасте, а полная дееспособность в избирательном процессе – только по достижении 35 лет. В ряде случаев по состоянию здоровья (душевная болезнь, слабоумие), граждане могут быть решением суда признаны частично или полностью недееспособными

Административная деликтоспособность – это возможность субъекта административного права самостоятельно нести юридическую ответственность за свои действия. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 4.3.) административная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду составов административных правонарушений с 14 лет.

Граждане, по достижении соответствующего возраста, сочетают в себе все юридические качества правосубъектности. Для юридических лиц административная правосубъектность в полном объеме наступает с момента их государственной регистрации. Носителем административной дееспособности у юридического лица является не само юридическое лицо – субъект права, а его органы управления.

Субъективные права граждан по степени возможности их реализации делятся на:

§ абсолютные, осуществление которых зависит только от волеизъявления гражданина (право на базовое среднее образование, право на первичную медицинскую помощь);

§ относительные, осуществление которых кроме волеизъявления гражданина зависит также от наличия фактических возможностей реализации их в данном месте, в данное время (право на высшее образование, право на специализированную медицинскую помощь).

Обязанности граждан носят только абсолютный характер.

Система прав и обязанностей граждан в административно-правовой сфере включает в себя:

§ общие – распространяющиеся на все сферы административного права;

§ специальные – распространяющиеся на отдельные сферы или отрасли.

По содержанию права граждан в сфере госуправления можно подразделить на три группы:

§ Права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства (право на государственную службу, на внесение предложений, на получение информации);

§ Право на содействие и помощь со стороны государственных органов (получать помощь, пользоваться бесплатными благами и платными услугами);

§ Право на защиту (право на юридическую помощь, на подачу жалобы, на защиту в случаях необходимой обороны или крайней необходимости).

 

 

Обязанности граждан в сфере госуправления подразделяются на:

§ Соблюдение законности и государственной дисциплины в сфере управления;

§ Соблюдение специальных запретов (запрещение заниматься определенными видами деятельности, например юридической практикой или медицинской помощью без специального образования);

§ Получение разрешений (лицензий) от органов управления на совершение ряда действий (например, на осуществление пассажирских перевозок, образовательную, финансовую деятельность, на приобретения охотничьего или газового оружия).

Государство возлагает на граждан только исполнимые обязанности, которые носят социальный характер. их исполнение отвечает интересам общества и способствует решению задач государства.

Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий

Гарантии – установленная государством система правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления.

Среди гарантий выделяют:

а) общие гарантии: экономические, политические, социальные и организационные;

б) специальные гарантии: юридические

Экономические гарантии предполагают:

§ стабильную и эффективную работу экономики,

§ устойчивую финансовую и денежную системы,

§ высокий прожиточный уровень населения,

§ своевременную выплату зарплаты, пенсий и пособий и т.п.

Политические гарантии предусматривают:

§ сильную и устойчивую государственную власть,

§ приоритет личности в обществе и государстве,

§ плюрализм мнений, свободу объединений,

§ разделение и баланс властей и.т.п.

Организационные гарантии заключаются:

§ наличие системы представительных органов и законодательной власти;

§ наличие системы органов исполнительной власти;

§ наличие системы правоохранительных органов;

§ наличие системы контрольно-надзорных органов и т.п.

Юридические гарантии связаны:

§ с наличием соответствующей правовой базы,

§ недопустимостью нарушения должностными лицами прав граждан, закрепленных нормами права,

§ ответственность должностных лиц за нарушений прав и свобод граждан,

§ наличие защиты в судебном и административном порядке и т.п.

В последнее время наблюдается тенденция повышения роли суда в обеспечении прав и свобод граждан.

 

18. Обращение граждан и порядок их рассмотрения.

Законодательством Республики Беларусь и, в частности, законом Республики Беларусь «Об обращении граждан» предусмотрены возможность и порядок обращения граждан в соответствующие органы государственного управления для реализации своих прав в административно-правовой сфере.

Основными видами обращений являются:

· предложение – это привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указания на пути их устранения;

· заявление – это обращение гражданина по поводу права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

· жалоба – это обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство различает:

· общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;

· специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров и т. п. (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении).

Общее право жалобы может быть подразделено на:

а) право на административное обжалование;

б) право на судебное обжалование.

В соответствии с законом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен. Запрещается пересылка жалоб на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которого подана жалоба. Жалоба подлежит рассмотрению в срок до 1 месяца, а не требующая дополнительной проверки и изучения – не позднее 15 дней. Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещается рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес его места жительства, а также сведения о месте его работы или учебы.

В целях усиления судебной защиты прав граждан 2 ноября 1989 г. был принят закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». Этот закон закрепляет право граждан обжаловать в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия для осуществления его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы следующие действия: решения, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда; решения, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Последний обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином или его представителем в суд по месту жительства либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца – со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок по правилам гражданского судопроизводства.

Суд может:

· признать обжалуемое действие незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и свободы;

· признать обжалуемое действие законным и отказать в удовлетворении жалобы.

Обжалованию подлежат только индивидуальные акты.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством о труде, об административных правонарушениях и т. д.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права.

 

19. Понятие и правовой статус органов исполнит. власти как субъектов АП.

Орган исполнительной власти (как ветвь государственной власти) – это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.

Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

· организационно. Не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

· функционально. Его главное назначение – осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

· юридически. Имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции. Его можно характеризовать прежде всего как «организацию», коллектив, управляемую группу людей, наделенную государственной властью, призванные выступать от имени государства, выполнять его функции. Это предполагает наделение его специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа.

Государственно-властные полномочия заключаются:

· в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы (другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также, в ряде случаев, и общественным организациям, если государственные органы осуществляют руководство ими);

· в специфической особенности полномочий (их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства, с которой связано функционирование данного органа);

· в праве органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения;

· в праве органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов;

· в праве органов государства в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

Все указанные действия органов государства обязательны, ибо подкрепляются авторитетом и силой государства.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

· это часть аппарата государства;

· это политическая организация, в определенной степени оформленная;

· осуществляет от имени государства его задачи и функции;

· обладает государственно-властными полномочиями;

· имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

· образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

· несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Орган государственного управления (исполнительной власти) обладает специфическими признаками, отличающими его от иных видов государственных органов:

· осуществляет специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление;

· представляет собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления. Это исполнительно-распорядительный орган, олицетворяющий исполнительный аппарат государства.

Необходимо также уяснить, что орган исполнительной власти всегда орган государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения, выполняя управленческие функции, является органом внутреннего управления, или внутреннего самоуправления, и к органам исполнительной власти не относится;

· осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера;

· осуществляет общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом, орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Правовое положение органов управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности этих органов, т. е. их административная правоспособность и дееспособность.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, положениях о конкретных ведомостях.

 

20. Виды органов исполнительной власти, организационные и правовые основы их построения

Органы исполнительной власти классифицируются по ряду оснований (например, по территориальному признаку, характеру деятельности, компетенции и др.).

В административно-правовой литературы существует наиболее распространенная классификация органов системы исполнительной власти.

По порядку образования они подразделяются на:

· органы, образование которых предусмотрено конституцией (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных Советов депутатов и др.);

· органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (ведомства, администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций).

По территориальному масштабу деятельности на:

· центральные органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию республики (Совет Министров, министерства, государственные комитеты и другие ведомства);

· местные органы государственного управления, распространяющие свою деятельность на определенную административно-территориальную единицу (исполнительные комитеты всех уровней, районные администрации, органы некоторых министерств и ведомств, не входящие в подчинение местных органов власти и управления, администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций);

· межтерриториальные органы государственного управления, охватывающие своей деятельностью несколько административно-территориальных единиц (управление железной дороги, гражданской авиации, военный округ и др.).

По характеру и объему полномочий на:

· органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров, исполнительные органы местных Советов депутатов);

· органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления исполнительных органов местных Советов депутатов);

· органы межотраслевой компетенции (Министерство финансов, Министерство статистики).

По порядку (способу) разрешения подведомственных вопросов на:

· коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные органы);

· единоличные (министерства, отделы и управления исполнительных комитетов).

По источникам финансирования на:

· госбюджетные, т. е. не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и ценных бумаг и финансируемые из государственного или местного бюджета;

· хозрасчетные, т. е. наделенные основными и оборотными средствами, имеющие самостоятельный баланс, связанные с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг.

Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представит в следующем виде:

· Совет Министров Республики Беларусь;

· министерства;

· государственные комитеты;

· органы территориальных администраций.

В своей совокупности они составляют единую государственную систему исполнительно-распорядительных органов государства, осуществляющую деятельность на основе принципов унитаризма, обусловленного государственным устройством Беларуси и проявляющегося в разумной централизации органов управления, самостоятельности местных органов в решении локальных задач, законности. От других органов государственной власти их отличает то, что они:

· осуществляют на основе и во исполнение законов руководство вопросами общего и отраслевого государственного управления;

· имеют специфическое назначение и правовое положение, позволяющее им решать возложенные на них задачи формами, методами и способами, присущими исполнительно-распорядительной деятельности;

· характеризуются как органы, которым присущи:

а) подчиненность и подконтрольность органам представительной власти;

б) подзаконность деятельности;

в) наличие определенной оперативной самостоятельности;

г) подчиненности нижестоящих органов вышестоящим;

определенная правом организационная внутренняя структура

 

21. Административно-правовой статус Президента РБ.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. В соответствии со ст. 79 Конституции, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент принимает меры по обеспечению преемственности и взаимодействия органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Выполнение данных полномочий требует действенных управленческих мер, определенных и осуществляемых на основе Конституции и законов. Это позволяет говорить о важной роли президента в административно-правовой сфере.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Пост президента учрежден в республике Конституцией Республики Беларусь 1994 г. и соответственно в ней, а также в Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» закреплен правовой статус президента.

В конституции определены требования, которые предъявляются к кандидату в президенты Республики Беларусь. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости).

Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности. Президент организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти, обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти как к области формирования ее организационной системы, так и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.

Согласно Конституции Республики Беларусь, Президент:

· формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру;

· с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

· своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

· своими указами оказывает влияние на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы исполнительной власти;

· имеет право отменять акты правительства, местных органов государственного управления (исполнительной власти);

· назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

· образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные органы при Президенте;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

· непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

· является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

Организационно президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его правовой статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской власти. Декреты, указы, распоряжения президента принимаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрена политическая ответственность Президента Республики Беларусь за нарушение Конституции, законов и данной им присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности.

Для непосредственного обеспечения деятельности президента, реализации его полномочий им создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь закреплен в Положении, утвержденном указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 1997 г. № 97.

Администрация Президента Республики Беларусь:

· является органом государственного управления;

· обеспечивает деятельность президента в области государственной

кадровой политики и идеологии;

· осуществляет подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений президента;

· координирует деятельность подотчетных президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;

· обеспечивает взаимодействие президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

В структуру Администрации Президента Республики Беларусь входят: Глава Администрации, два заместителя, помощник Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, канцелярия Президента Республики Беларусь, секретариат Главы Администрации, пресс-служба Президента Республики Беларусь.

Свою деятельность Администрация Президента Республики Беларусь призвана осуществлять с учетом компетенции других органов государственной власти.

 

22. Административно-правовой статус администрации Президента РБ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...