Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи Администрации Президента Республики Беларусь




· обеспечение реализации Президентом Республики Беларусь полномочий:
в области государственной кадровой политики;
в области идеологии белорусского государства;
в области права;
в области социально-экономической политики;
в области внешней политики;
в области деятельности государственных органов и иных организаций по дебюрократизации государственного аппарата, а также по работе с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
иных полномочий, определенных Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами;

· обеспечение подготовки и внесения на рассмотрение Главы государства проектов решений Президента Республики Беларусь, выполнения и контроля за исполнением решений Президента Республики Беларусь, за исключением случаев, определенных Президентом Республики Беларусь;

· обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, а также со средствами массовой информации;

· организационное, информационное, экспертно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;

· иные задачи, определенные законами или решениями Президента Республики Беларусь.

· 3. Президент осуществляет управленческую деятельность в двух основных формах – правовой и исполнительной (организационной). Правовая форма предполагает в первую очередь принятие Президентом управленческих решений в виде правовых актов, а исполнительная – организацию исполнения принятых решений. Две эти формы осуществления Президентом управленческой деятельности являются крайне важными и взаимодополняющими, т. к. без одной из них становится бессмысленным существование другой.
4. Представляется необходимым увеличить перечень оснований, санкцией которых будет являться отстранение Президента Республики Беларусь от должности. Нужно учитывать принцип: чем существеннее полномочия, тем больший должен быть контроль за их реализацией. Однако и ныне действующее положение об отрешении от должности Президента Республики Беларусь заслуживает немало критических замечаний.
Необходимо конкретизировать само понятие государственной измены. Сложно найти пример, когда бы кто-то из правоведов уголовно-правовой сферы сформулировал это понятие применительно к главе государства, т.е. к лицу, обладающему самыми огромными возможностями по принятию решений, посредством которых можно причинить вред и стране, и проживающим в ней людям, ведь у Президента Республики Беларусь существует доступ к секретной информации, являющейся государственной тайной, а также в его ведении находятся все силовые структуры.
При установлении оснований и мер конституционной ответственности в отношении Президента Республики Беларусь следует рассматривать и более мягкие меры ответственности за ряд конституционных правонарушений. Ведь отстранение от должности – это крайняя мера, которая способствует прекращению полномочий и лишению статуса соответствующего должностного лица. С помощью ограничительных и предупредительных мер ответственности можно обеспечить деятельность главы государства в рамках правового поля.

 

23. Административно-правовой статус Совета Министров (Правительства).

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти. Организация и деятельность Правительства определяются Конституцией Республики Беларусь (ст. 106–108) и Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» от 7 июля 1998 г. В своей деятельности Правительство Республики Беларусь подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национальным собранием Республики Беларусь.

В состав правительства входят: премьер-министр, заместители премьер-министра, в том числе первый заместитель премьер-министра, министры, руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров утверждается Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет систематический контроль за их исполнением подчиненными ему органами управления, физическими и юридическими лицами.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Общие полномочия Совета Министров Республики Беларусь означают, что правительство разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; осуществляет государственное регулирование деятельности всех отраслей экономики, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной политики; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь и обеспечивает их реализацию; организует разработку и исполнение республиканского бюджета; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Закон о Совете Министров Республики Беларусь подробно регулирует полномочия Правительства в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, по борьбе с преступностью, по обеспечению обороны и государственной безопасности Республики Беларусь; в сфере внешней политики и международных отношений; в области кадровой политики.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:

· вопросы составления и исполнения государственного бюджета, формирования и использования внебюджетных фондов, которые находятся в ведении Совета Министров;

· основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

· проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины членов Правительства Республики Беларусь. Все решения принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях правительства.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, действует в качестве его постоянного органа Президиум в составе премьер-министра и его заместителей, в него могут быть включены и иные члены Совета Министров. Состав Президиума может быть изменен Президентом Республики Беларусь по представлению премьер-министра.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством премьер-министра, а при его отсутствии – по поручению премьер-министра под председательством одного из его заместителей.

Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов и оформляются в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

На рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть решены другими субъектами исполнительной власти – министерствами, другими центральными органами управления, местными исполнительно-распорядительными органами.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положения о министерствах и других центральных органах управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; утверждает состав коллегий этих органов управления, при необходимости передает решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его компетенцию, министерствам и другим центральным органам управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента Республики Беларусь, Правительства, а также в тех случаях, когда они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования; имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органов управления, их заместителей за невыполнение или ненадлежащее выполнение Конституции Республики Беларусь, законов, решений Президента Республики Беларусь и Совета Министров, служебных обязанностей и служебной дисциплины.

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учетом интересов государства и местных территорий; организует контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами законов, декретов и распоряжений Президента Республики Беларусь, актов Правительства Республики Беларусь; разрабатывает и утверждает примерную структуру местных исполнительных и распорядительных органов; регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и республиканскими органами государственного управления; передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.

Совет Министров Республики Беларусь на основании и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь издает постановления, обязательные к исполнению на всей территории Республики Беларусь, и контролирует их исполнение.

Постановления Совета Министров могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.

Распоряжения издаются премьер-министром по вопросам, входящим в его компетенцию, и не носят нормативного характера.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений, а также для выполнения отдельных поручений Совета Министров могут создаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, премьер-министр, каждый иной член Правительства отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Правительства в целом.

Ведущая роль в деле осуществления государственного управления в Республике Беларусь принадлежит министерствам, государственным комитетам и иным правительственным органам системы исполнительной власти Республики Беларусь.

К субъектам государственного управления относятся также государственные предприятия, объединения, учреждения и организации.

 

24. Порядок образования, компетенция, правовые формы деятельности Совета Министров.

Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь».

В состав Правительства Республики Беларусь входят:

· Премьер-министр Республики Беларусь;

· Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

· Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

· Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

· заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

· министры;

· председатели государственных комитетов;

· Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

· Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

· Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

· иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

1. осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

2. организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

3. подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

4. издает распоряжения;

5. в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев;

6. информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

7. распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

8. представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

9. осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

10. выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В своей деятельности Совет Министров Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.

Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь.

С согласия Президента Правительство вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания принятия решения путем голосования в целом за весь внесенный Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством. Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания законопроекта не принят согласованный текст законопроекта.

Совет Министров Республики Беларусь в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства. Во время заседаний палат Национального собрания Республики Беларусь, в том числе закрытых, Премьер-министр и члены Совета Министров Республики Беларусь могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с Советом Министров обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и представляет Президенту Республики Беларусь для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Совет Министров Республики Беларусь в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов.

 

25. Административно-правовой статус министра.

1.В соответствии со ст.1 закона о Совмине от 23 июля 2008г. Совмин является коллегиальным центральным органом госуправления, осуществляющий в соответствии с конституцией исполнительную власть и руководит системой подчиненных ему республиканских ОГУ и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Совмин в своей деятельности подотчетен президенту и ответственен перед национальным собранием. Совмин по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал предоставляет президенту отчет о своей деятельности. Совмин в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение конституции, законов, актов президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими ОГУ и иными госорганизациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.
В соответствии с п.2 указа президента №289 от 5 мая 2006г. «о структуре правительства» в состав Совмина входят:
1) премьер-министр
2) глава администрации президента
3) председатель КГК
4) председатель правления нацбанка
5) заместитель премьер-министра
6) министры, председатели госкомитетов
7) руководители аппарата Совмина
8) председатель президиума национальной академии наук Беларуси
9) председатель правления белкоопсоюза
В соответствии с конституцией и законом о Совмине определять состав Совмина является исключительной прерогативой президента РБ. Полный состав Совмина определен указом президента РБ.
Компетенция Совмина. В соответствии с главой 3 закона о Совмине правительство наделено значительными полномочиями в экономической и финансовой сфере, в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, охраны оплаты труда, охраны окружающей среды, гидрометеорологической деятельности, обеспечения законности и правопорядка, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности, внутренней, внешней и кадровой политики. Совмин осуществляет и иные полномочия, возложенные на него законодательством.

2.Совмин руководит институтом подчиненных ему ОГУ, координирует, направляет их работу. Система республиканских ОГУ и иных госорганизаций, подчиненных Совмину, входят министерства и госкомитеты, которые являются республиканскими ОГУ (РОГУ), объединениями юридических лиц и иные госорганизации, подчиненные Совмину.
Полномочия Совмина по регулированию подчиненных ему РОГУ и госорганизаций:
1) принимает меры по обеспечению РОГУ и госорганизаций, предоставляет им полномочия в целях выполнения возложенных на них задач и осуществление ими своих функций
2) утверждает в установленном порядке положение о РОГУ (уставы госорганизаций)
3) определяет структуру РОГУ, количество их территориальных органов и перечень подчиненных им госорганизаций
4) утверждает положение о департаментах РОГУ
5) утверждает в установленном порядке состав коллегий РОГУ
6) передает при необходимости решение отдельных, входящих в его компетенцию вопросов госуправления РОГУ, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции правительства, либо принимать к решению вопросы, входящие в компетенцию РОГУ, за исключением когда компетенция госорганов определена президентом РБ
7) отменяет правовые акты РОГУ подчиненных Совмину, если они противоречат конституции, законам РБ, актам президента, постановлениям Совмина, распоряжениям премьер-министра, за исключением решений, которые могут быть отменены только президентом
8) налагает в установленном порядке на руководителей РОГУ и госорганизаций, подчиненных Совмину, их заместителей, а также руководителей департаментов дисциплинарного взыскания

Полномочия Совмина по руководству местными исполнительными и распорядительными органами (МИРО):
1) руководит деятельностью МИРО по вопросам, входящим в компетенцию Совмина
2) организует контроль за исполнением МИРО законодательства РБ, постановлений Совмина, распоряжений премьер-министра, получает информацию и заслушивает по этим вопросам их отчеты, принимает соответствующие решения
3) создает условия для подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей, работников и специалистов МИРО
4) содействует МИРО в организационной деятельности
5) регулирует вопросы взаимодействия между МИРО и подчиненными Совмину ОГУ
6) передает при необходимости свои отдельные полномочия МИРО
7) реализует полномочия, которые в установленном порядке могут передавать Совмину МИРО.

3.Заседания Совмина проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Заседание Совмина считается правомочным, если в нем не менее половины членов. Заседания Совмина проходят под председательством премьер-министра, а при его отсутствии 1 заместителем. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совмина. Решение Совмина принимается большинством голосов. В случае равенства главное решение председателя. На заседаниях Совмина решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к его компетенции. Исключительно на заседаниях Совмина рассматриваются:
1) вопросы подготовки бюджета на следующий год. Исполнение бюджета, формирование и использование государственных и бюджетных фондов
2) проекты программ экономического и социального развития
3) основные направления внутренней и внешней политики
4) Вопросы подготовки отчета перед президентом.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совмина в качестве его постоянного органа действует президиум Совмина в составе:
1) премьер и его заместители
2) глава администрации президента
3) председатель КГК
4) председатель правления нацбанка
5) 3 министра: экономических, финансовых и иностранных дел

Заседания не реже 1 раза в месяц. Решение большинством и оформляется в виде постановления Совмина. По отдельным неотложным вопросам, не требующим обсуждения, постановление Совмина могут применяться путем опроса членов президиума Совмина без рассмотрения на заседании. Распоряжение премьер-министра издается по вопросам, входящим в его компетенцию, если регулирование отношений не требует принятия решения, носящего нормативный характер. Для организации и контроля исполнения принимаемого Совмином решения создается аппарат Совмина, который действует на основании положения, утвержденного Совмином. В перечень основных задач аппарата Совмина является организационное, техническое, правовое обеспечение заседаний Совмина, деятельность премьер-министра и его замов.

 

26. Административно-правовой статус местных органов исполнительной власти,их виды.

Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения. Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:

а) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;

б) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;

в) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые соответствуют действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;

г) сложная внутренняя структура;

д) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;

е) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции устанавливается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти. Каждый орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

2. Государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции органов исполнительной власти, под которой следует понимать совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения. Компетенция органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

3. Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке. Так, порядок формирования Правительства РФ устанавливается Конституцией и Законом о Правительстве РФ. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны — направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

В юридической литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

— федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов РФ.

По основаниям образования:

- органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ;

- органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

По характеру компетенции:

- органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);

- органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);

- органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства);

- органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (например, федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);

- единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

По организационно-правовой форме:

- министерства;

- иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);

органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти — совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления, кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для отправления исполнительно-распорядительной деятельности. Система исполнительной власти — это прежде всего подсистема государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее различные уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Орган как структурная единица имеет сложное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:

- федеральные органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего верховенством Конституции и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Особую роль в поддержании единства системы исполнительной власти играет Президент РФ. В соответствии с Конституцией он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. А ст. 78); вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

 

27. Общая организационная структура и штаты органов гос. управления.

Прежде чем приступить к выяснению сущности поставленно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...