Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многоуровневый анализ личности




Личность в психологии изучается различными отраслями психологической науки. Обусловлено это разноплановостью проявлений личности, противоречивостью, а часто и загадочностью поведения человека. Многоплановость человеческого поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего лич­ность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее. Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни ведут себя в любой ситуации спокойно, другие находятся в постоянном напряжении и т. д.? В этом разделе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению лично­сти. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предложить лишь следую­щее схематическое определение: личность — это многомерная и многоуровневая си­стема психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное свое­образие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития лично­сти. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997). Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития лич­ности — врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности — сознатель­ные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутрен­ний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций та­ких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности[6].

Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б. Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л. М. Веккер.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии - это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психологии, психология труда, психология развития и ряд других. Прав и Р. Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений, как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психология религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихология, исследование сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряд других.

Тем не менее, важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях, вышедших в 1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения.

Как отмечал Э. Штерн, психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности», - писал Э. Штерн.

Борис Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что оно позволяет раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит, по мнению Б. Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

В то же время многоуровневый анализ личности требует максимальной точности анализа ее поведения. Поскольку этот анализ, как правило, проводится в контексте той или иной теории личности, последняя должна удовлетворять ряду требований, определяющих ее конструктивность, возможности ее широкого применения[22].

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность — социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность — своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути — это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному. Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности. Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное — то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное — это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры,
Первая — направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта подструктура общественным бытием человека.

Другая — это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья — это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура — биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга[19].

Вообще понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) – то есть, относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово «personality» происходит от лат. «persona», обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определен­ные жизненные роли. Однако, никто не будет отрицать, что внешние проявления личности детерминируются внутренними процессами, формирующимися в ходе индивидуального развития и жизненного опыта человека.

Однако открытым пока остается вопрос о базовых свойствах личности, которые делают ее (личность) столь уникальной и в то же время типичной для каждого общества, динамичной и стабильной одновременно. На данный период времени можно только сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек, как личность, постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания.

Мы предлагаем представить личность человека в виде модели, состоящей из трех относительно самостоятельных блоков, каждый из которых включает два свойства личности. Каждое из этих свойств диалектически противоположно своему антиподу. Таким образом, получается шесть универсальных базовых свойств личности, определяющих ее функционирование:

1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отли­чающих его от других людей.

2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут сходные черты, которые определяются историческими, национальными, политическими, экономическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

3. Личность име­ет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные чер­ты личности взаимосвязаны между собой в сложную единую систему, относительно стабильную во времени.

4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств. Изменения личности носят различный характер: возрастной (закономерный и необратимый); ситуационный (частично закономерный и обратимый); форс-мажорный (закономерный и мало обратимый).

5. Отдельные черты личности человека согласованы между собой и образуют упорядоченную иерархическую структуру.

6. Отдельные черты личности человека могут вступать в противоречивые отношения, делая структуру личности неустойчивой, что служит основой для внутриличностных конфликтов.

Таким образом, на основе шести вышеуказанных базовых свойств личности мы можем дать следующее определение:

«Личность человека есть относительно устойчивая уникальная совокупность психологических особенностей, отражающая социальные установки общества, в котором она сформировалась, и определяющая своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом»[26].

Изучив множество аспектов психологии личности, все же не было затронуто понятие самоопределения личности. Вот как дают определение данного понятия различные источники.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии[11].

Личностное самоопределение - 1. Феноменологическое ощущение человека, которое имеется у него относительно его собственного внутреннего Я независимо от всех других, выходящее за пределы биологических и психологических поправок и сокращений, производимых миром, находящимся в состоянии непрерывного изменения. Тот факт, что каждый человек представляет собой индивидуальность. Значение в экзистенциальном плане более интересное; оно отражает существенное качество самости, в случае утраты которого непрерывное существование 2 едва ли будет иметь большое значение[1].

Личностное самоопределение - 1. термин, определяющий феноменологическое, то есть существующее каждое мгновение в сознании ощущение индивида (ощущение самости), которое имеется у него относительно его собственного внутреннего Я. Это ощущение существует независимо от всех других актов самоосознавания, оно выходит за пределы биологических и психологических поправок и сокращений, производимых в личности находящимся в состоянии непрерывного изменения внешним миром; 2. обозначение того фундаментальной важности факта, согласно которому каждый человек представляет собой уникальную, неповторимую индивидуальность[6].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...