Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Возникновение религии ислам на территории нынешней России




 

Подлинное раскрытие темы возникновения религии ислам на территории нашей страны ещё ждёт своего часа, лишь в последнее десятилетие появились первые работы российских учёных, начавших расчищать завалы истории, и, в частности, историю религии мусульман России. Понятие «мусульманин» для исследования неотделимо от понятия «татарин», недаром во время переписей в России в 19-м веке в графе «национальность» подавляющее количество граждан отмечали: мусульманин. И по всемирному закону причинности условий этому имелось основание.

Для того чтобы правильно изложить нашу тему нужно понимать, что Русь ранняя и Россия сегодня - это две большие разницы. На территории сегодняшнего государства России жил в древности народ именем «булгары» и государство их называлось «Булгария». Предки булгар приняли ислам в начале сороковых годов седьмого века с приходом на их земли сахабов пророка Мухаммада (Мир ему!) Когда в 922 году по приглашению булгар прибыла официальная делегация для провозглашения на территории Булгарии государственной религией ислам, то прибывшие мусульмане с изумлением увидели действующие мечети, услышали азан и намазы на основе ханафитского мазхаба. Таким образом, ислам на территории нынешней России был первой из монотеистических религий. В Булгарии было хорошо развито земледелие, градостроение (страну называли страной 330 городов), скотоводство, кожевенное дело. Но самым главным делом булгар была торговля. Две главные причины - ислам как религия мира и покорности и торговля, технология которого в основе своей требует лояльности к участникам сделки, от которых государство получает свою долю в виде налогов и пошлин - составили фундамент веротерпимости к людям любой веры и национальности. Ещё раз вернёмся к закону причины и следствия - наши предки создали причину и передали последующим поколениям следствие причины, я уверен, именно это обстоятельство спасло народ, и религию ислам в народе во все последующие века. Доказательством веротерпимости мусульман может служить следующий факт: напротив ставки или резиденции главы государства хана Узбека была возведена православная епархия Киевского патриархата, и сам хан Узбек просил христиан помолиться за членов его семьи. Лучшего доказательства и не надо. Как говорил мусульманский учёный Зыя Камали основой успеха любой религии является материальный достаток, и мусульманам велено трудиться ради этого. Страна Булгария процветала, стоились мечети, при мечетях открывались школы, булгары убывали Шам, Персию для изучения религии и всяческих наук, и, возвратившись, несли знания своему народу.

Мусульмане жили согласно установлению пророка Мухаммада (Мир Ему!): «Приобретение знаний обязанность каждого мусульманина и мусульманки». В стране был построен первый на будущем общерусском пространстве университет, где преподавали одни из самых лучших учёных того времени, образование народа возлагалось на религию, что было в те времена характерно для многих государств и Азии и Европы. В 980 году князь Владимир крестил Русь, вернее, часть Руси, что возле городов и больших селений, а там, вдалеке от центров активной по тем временам жизни, люди ещё молились языческим богам. Но православная церковь заняла твёрдое доминирующее положение в Киеве, Суздале, Москве, Ростове и других региональных центрах. Церковь реально правила государством, определяла внутреннюю и внешнюю её политику, являлась крупнейшим субъектом хозяйственной деятельности и, будучи крупнейшим землевладельцем, имела огромный экономический интерес как в сфере защиты государства от внешних врагов, так и в вопросе приобретения и военным и невоенным способом новых земель. Но у православной церкви был реальный, смертельно - безжалостный враг - католическая церковь, которая считала православных христиан еретиками со всеми последующими выводами. Заодно звание еретиков католики присвоили и мусульманам, и христианам-несторианам и всем иным верующим. Конечно, религиозный эсклюзивизм присущ всем основным религиям, вернее, не самим религиям, а носителям этих религий, но католики превзошли в этом всех других, потому как объявили и осуществили крестовый поход во славу и установление веры Христа силой оружия. А поход этот был залит человеческой кровью.

В 1201 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, теперь был открыт путь на восток, поход на варваров-еретиков. Против Руси стала собираться вся тогдашняя Европа со всей её консолидированной военной и экономической мощью. Экономически отсталая, раздираемая внутренними противоречиями Русь была практически обречена на поражение. Страна представляла собой слабый добровольный союз княжеств, где не было централизованной власти. К тому же Южная и Западная Русь находились под впечатляющим влиянием европейского Запада, то есть тех же католиков… Но уже начался на Руси период объединения, начатый отцом и дедом Александра Невского. Сейчас в нашем обществе начался период изучения, осознания подлинной истории нашей Родины. Мы знали ранее из школьных учебников по истории, что когда так называемые монголо-татары пришли на Русь, вернее, на Южную Русь, в битве на Калке русско-половецкие войска потерпели поражение от лучшей того времени военной организации с её непобедимой конницей, наводившей ужас на народы. Но мало кто знает о том, что через четыре месяца эта армия потерпела унизительное поражение в Булгарии на Жигулях. Почему унизительное, ведь жизнь воина состоит и из побед, и из поражений? Но всё дело в том, что булгары взяли в плен около 40 тысяч воинов, и позже обменяли каждого солдата на одного барана. А командовал этой армией монголов непобедимый полководец Субэдэй, прошедший Китай, Азию без единого поражения. Битва эта вошла в историю как «Баранья битва». Эта битва имела для булгар самые драматичные последствия, но из истории этот факт никогда не убрать - это исторический факт. Но нас больше интересует религиозное составляющее этих событий, поэтому вернёмся к католикам. Запад в лице католиков навис над Русью, и казалось, всё уже было предрешено. Но! В те времена монголо-татары создали государство Золотая Орда. Если воздержаться от искушения встать на одну из сторон исторической оценки тех событий, а именно взаимоотношений между Русью и Золотой Ордой, можно сделать один важный, на мой взгляд, вывод - между этими государствами возник союз, где каждая из сторон решала свои задачи. Князем Всеволодом Большое гнездо, затем его сыном Святославом, затем его внуком Александром Невским Золотая Орда использовалась для приведения в покорность князей северных и восточных земель Руси, чтобы создать на основе Владимиро-Суздальского и Московского княжеств сильное централизованное государство, что и было осуществлено в виде Московского государства, для защиты от притязаний литовских князей. Золотая Орда сама нуждалась в помощи для защиты от южных соседей - персов и арабов, пытавшихся оседлать Великий шёлковый путь, проходивший через земли татар и составляющей основу экономики их государства. В Золотой Орде имелась армия, составляющая конкуренцию самым сильным армиям мира, она была способна решать практически все задачи. Русь на содержании этой армии платила свою долю расходов. Как и почему армия хана Батыя пошла в поход на Запад (имея в своих рядах и русские полки)- то ли выполняя союзнический долг перед Русью, а заодно и охотно грабя те земли, на которых шли боевые действия, то ли сугубо по своим захватническим целям, опять же из-за корысти и жадности, доподлинно сегодня неизвестно. Но одно неоспоримо, войска Батыя в жестоких боях перемололи сведённые в одну армию войска крестоносцев, на много веков отвратив Запад от попыток военного решения вопросов по отношению к Руси. С тех самых пор они «зело бояхуся» татар и всячески уклонялись от татарской конницы. То есть позволим себе сделать такой вывод: хан Батый в первой половине 13-го века спас Русь от нашествия объединённых сил Запада под руководством католической церкви, во главе которой стоял Папа Римский. Думается, зная характер действий инквизиции, то мало у кого могут быть сомнения в том, как уничтожалась бы православная церковь. Сделаем акцент на том, что в рядах войск Батыя, наряду с другими, славно служили и булгары, исповедующие религию ислам.

Тема взаимоотношений ислама и христианства в России полна примеров полного неприятия мусульман государством в один период истории, до признания ислама частью общероссийской культуры в другие времена. Нужно сказать, что Русь как государство организовалось при участии церкви и активном руководстве с её стороны на всех этапах строительства. Во времена Золотой Орды церковь не называла, по крайней мере открыто, татар врагами. Даже наоборот, один из активных сторонников русско-татарского союза Александр Невский (побратим царевича Сартака) был причислен к лику святых. То было время, когда Русь нуждалась в военной помощи Орды. И Орда была лояльной к церкви, и оказывала ей поддержку. Хан Менгу-Тимур в 1272 году издал такой Указ: «На Руси да не дерзнёт никто посрамлять церквей и обижать митрополитов, архимандритов, протоиереев, иереев. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, деревни, земли, охоты, ульи, луга, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства. Всё это принадлежит Богу и сами они Божьи. Да помолятся они о нас».

Хан Узбек расширил привилегии церквей: «Все чины православной церкви и монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различий русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога». Но с завершением процесса собирания русских земель Москвой при последнем великом князе Василии 3-м отношение к исламу меняется резко. В 1453 году под ударами турок пал Константинополь, ставшая централизованным государством Русь всё больше осознаёт себя державой, третьим Римом (доктрина старца Филофея). Формируются два подхода к исламу: богословско-полемический и прагматический. Идеологом первого стал Максим Грек, который будущим православным полемистам оставил своим сторонникам четыре основных постулатов: ислам-лжерелигия, Мухаммад-лжепророк, Коран-лжеписание, этическое учение мусульман-аморально. Второй подход представил Иван Пересветов, автор памфлета «Сказание о царе Салтане», где деятельность пророка Мухаммада (Мир ему!) он показывает как пример для Московского государства. Страшный след оставило для ислама взятие русскими Казани в 1552 году. Ислам подвергся прямому уничтожению. Царь Фёдор Иоаннович в указе от 1593 прямо приказывал разрушать мечети, и запретил строительство новых.[1]. Началась миссионерская деятельность православных священников, которая имела насильственный, в основном, характер и имеет свою тягостную историю. Вот что пишет в своих мемуарах архимандрит Спиридон о жалобе насильственно окрещённого бурята: «Я как-то сразу понял, что значит духовно обокрасть человека, лишить его самого для него ценного, вырвать и похитить у него его святое святых, его природное духовное мировоззрение, и взамен этого ему ничего не дать, за исключением лишь нового имени и креста на грудь. По моему убеждению, так обращать людей ко Христу, как поступали наши миссионеры с бурятом, это значило бы являться палачом душ человеческих, а не Христовым апостолом. Не знаю, прав я был или не прав, но с этого времени я только проповедовал Слово Божие, предоставляя другим миссионерам крестить инородцев»[2].

Но мы немного забежали вперед, вернёмся чуть назад в Казанское ханство.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...