Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Ислам в России сегодня




Приступая к основной части данной работы полагал бы необходимым определиться с понятийным аппаратом, имея ввиду, главным образом, термины «ислам» и «исламизм», а также понятия «исламизация» и «реисламизация».

Поскольку определение термина «ислам» было дано в начале работы, то в термине «исламизм» нужно указать, что здесь имеется ввиду радикальное составляющее части понятия «ислам». А «реисламизация» понимается как процесс возврата этнических мусульман к своей религии, начатый в начале 90-х годов прошлого века (возвращение к Исламу, восстановление исламских институтов, распространение форм обрядов религии).

Прежде всего, интересно хотя бы приблизительно установить сколько человек в России относят себя к религии Ислам. Согласно переписи за 2002 год в России проживает 145 млн человек, из них «этническими мусульманами» считают себя 14.5 млн, то есть 10% от общего числа населения. Число мусульман из стран Средней Азии, по разным оценкам, колеблется от 5 до 6 млн человек, если усредненно - то 5.5 млн. Если прибавить эти цифры, то мы получим, что в России проживают 13% от общего количества населения, мусульман. Но здесь очень важно определиться с существующими в нашей стране тенденциями, имеется в виду демография. Славянское, прежде всего русское, население характеризуется высокой смертностью и низкой рождаемостью, но это основная государствообразующая нация, к сожалению, по прогнозам, к 2020 году население России снизится до 130 млн человек, но при этом этнические мусульмане будут, опять же, по прогнозам, составлять уже 19%. И поэтому рассмотрение и изучение проектов реисламизации в России очень актуально. Вторым важным вопросом является локализация Ислама на территории СССР и позднее в России. Есть два региона - Северный Кавказ и Поволжье - где проживает значительное число мусульман. Северный Кавказ - это Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино - Балкария, Карачаево - Черкесия и Адыгея. В регион Поволжья входят республики Татарстан и Башкортостан и ряд областей - Саратовской, Самарской Нижегородской и Астраханской.

Вторая половина 20 века характеризуются «холодной» войной между двумя супердержавами - СССР и США и распадом колониальной системы, на основе последней Советский Союз успешно создавал систему государств социалистической ориентации Египет, Йемен, Эфиопию и т. д. Даже в Саудовской Аравии была Коммунистическая партия. Конечно же, США искали противодействие. Проект «Ислам против СССР» был создан для дестабилизации СССР с помощью исламского фактора прежде всего в Средней Азии, Северном Кавказе и Поволжье. Идея принадлежала англичанину Бернарду Льюису, хотя она была и неоригинальной, можно сказать, её вытащили из шкафа колониальной Англии - принцип «разделяй и властвуй». Ему помогал выходец из России, семья которого эмигрировала во времена Октябрьской революции, Александр Бенигсен. Им удалось ознакомить со своей идеей помощника президента США Картера Збигнева Бжезинского. Бжезинский убедил Картера, расходы по реализации проекта включили в госбюджет. Льюис и Бенигсн смогли заинтересовать тем, что якобы в СССР наряду с контролируемым государством официальным Исламом есть «ислам вне мечетей» в виде сохранившихся суфийских братств. Это было явным преувеличением, но авторы понимали, что при такой поддержке, которую можно было получить от США, даже небольшой фактор превращается в большой, мощный фактор. Согласно плана, во Франции начали издаваться книги, цель которых состояла в том, чтобы разбудить в народах СССР, исповедывающих религию Ислам, старые обиды, их доставляли в места проживания мусульман. Шло мощное финансирование для открытия учебных мест, тренировочных лагерей по изучению военного дела, открывались университеты, вербовалась молодёжь. После «освоения» Средней Азии приступили к установлению контактов на Кавказе, через мусульман которого планировалось осуществить бунт для развала СССР. Так был взращён, выпестован так называемый «жёсткий» ислам, чуждый традиционному «мягкому» российскому. В начале 80-х в Саудовской Аравии в результате нефтяного бума появились огромные деньги. Позиции мусульманского духовенства ослабли (непослушание по причине пресыщения), но муфтии, тем не менее, получили свою долю средств. В 1979 году ваххабитами была захвачена Священная Кааба, погибли сотни людей. Весь мусульманский мир был охвачен негодованием от того, что власти КСА и духовенство смогли допустить такое кощунство - нужно было отвлечь каким - нибудь образом внимание собственных граждан и мировую мусульманскую умму. Это было как раз перед началом афганской войны. В Иране произошла революция, к власти пришли аятоллы, которые считали коммунизм своим наипервейшим врагом. Таким образом, перед началом афганской войны против СССР объединились ранее непримиримые США, КСА и Иран. Это было колоссальное объединение, достаточно сказать, что только КСА через «Лигу исламского мира», по данным Американского бюро по выявлению незаконных финансовых сделок, а ЛИМ сегодня объединяет более 240 общественных организаций, направили на борьбу с неверныи более 70 млрд долларов, это больше, чем КПСС за всё время своего существования. А мы не считаем здесь деьги вложенные США и Ираном. Таким образом, на авансцену истории вышел ваххабизм, секта, которых сотни или тысячи в любой мировой религии. Почему именно ваххабизм, точного ответа нет, можно, наверное, только предположить - у ваххабитов нет полутонов, или ты принимаешь безоговорочно их понимание религии, или ты подлежишь уничтожению. У них есть даже по этому поводу концепция «симпатии - антипатии», или она же звучит как «причастность - непричастность». По замыслу американцев, «советских» нужно было выманить в Афганистан (что у них и получилось). Но в Афганистане на стороне официального правительства в армии служили мусульмане, это мусульманская страна, Ислам твёрдо запрещает убийство мусульманина мусульманином. Тогда услужливые муджтахиды вывели фетву о том, что если мусульманин служит правителю немусульманину, то он становится вероотступником, «муртаддом», следовательно, на него не распространяется положение о запрете его убийства. Более того, если «неверного», т.е. христианина, иудея, коммуниста, демократа можно убивать, то убийство вероотступника обязательно вместе с изъятием его имущества, жены, детей. Хотя в отношении понятия «неверный» в 62 аяте суры «Аль - Бакара» сказано: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.[6] Или в суре «Аль - Маида», аят пятый, узнаём, что мусульманину разрешена жена из числа христианок и иудеек, а также разрешена их пища. Мы верим во все Небесные Писания - Тору, Псалтырь, Евангелие и Коран. Доктрина ваххабизма полностью античеловечна, она обречена на поражение, но сегодня как оружие, как товар, она востребована на рынке услуг для тех сил, которые стремятся к управлению мировыми процессами, «новым мировым порядком» через «новый мировой беспорядок». Радикальный исламизм является очень действенным оружием в руках тех, кто стремится к управлению миром через управляемый хаос. После Афганистана, в полном соответствии с проектом «Льюиса - Бенигсена» радикальный исламизм появился уже в народившейся России на Кавказе и в Поволжье. Здесь, в России, фетва против вероотступников даже и не нуждалась в обсуждении - мы, российские мусульмане живём в стране не на основе шариата, руководитель страны христианин, т.е., по мнению ваххабитов, неверный, поэтому нас нужно убивать, наше имущество (мал) принадлежит им, ваххабитам, наши жёны и дочери идут им в наложницы, а дети в рабство. Нам, они считают, не надлежит брать в руки оружие, так как мы защищаем кяфирское государство. На основании такфира, вынесенного ваххабитами, наши предки с 11-го века уже не являлись мусульманами. Их, наших предков,шахада, их намазы, их ураза, их хаджи недействительны! Наконец, никахи наших отцов недействительны, следовательно, мы все в глазах ваххабитов незаконнорожденные, рождённые в грехе. Наши деды в Великую Отечественную войну (нельзя мусульманину защищать государство «неверных») должны были сидеть дома и ждать, когда враг придёт к ним домой и вырежет их, как баранов, вместе с детьми и стариками. Они не говорят сегодня об этом вслух, пользуясь шиитским приёмом «такыя» - утаиванием намерения, они называют нас братьями, но живут в отношении нас по фетве ибн - Таймия «Против татар». Самое поразительное в поведении ваххабитов - это присвоение ими самим себе права выносить суждение о мусульманине об истинности его уверования. Известно, что произнесение шахады имеет две составляющие - это произнесение клятвы языком - для людей, и подтверждение произнесённых слов своим сердцем - это для Аллаха, Милостивого и Милосердного. Людям не дано знать, что говорят другие своими сердцами, потому что это прерогатива Создателя. И наоборот, мы складываем своё мнение о человеке по его словам и поступкам, но иногда бывает так, что внешнее, для людей, поведение человека не соответствует его внутренним убеждениям. Например, человек может аккуратно ходить в мечеть, знать Коран, говорить и читать на арабском языке, и люди считают его очень хорошим и примерным мусульманином, но в душе своей он делает всё это лишь для возвышения над остальными прихожанами. А бывает и наоборот - в душе весь в Аллахе, но намаз не читает. Кто в этом справедливо разберётся? Имам Абу Ханифа учил, что все подобные споры нужно оставить на суд Божий, до Судного дня, людям не следует этим заниматься во избежание ошибок и грехов. Но у ваххабитов такое осуждение проходит быстрее, чем остынет чашка горячего чая, да и это не самое страшное, страшно то, что по вынесению своего суждения и приговора они тут же пытаются привести его в исполнение.

Распад Советского Союза в мировую повестку поставил вопрос о том, кто может стать новым хозяином всего постсоветского пространства, и первую заявку на лидерство сделал Ислам в лице шиита Хомейни и суннита ат - Туруби. Известно нашумевшее в 1989 году послание Хомейни к Горбачёву, в котором мусульманский лидер предлагал прийти к истине через Ислам, такого же мнения с некоторыми отличиями, придерживался и второй вышеупомянутый лидер. Внутри России есть два «евразийских» течения, в которых существенное место отводится Исламу. Во главе первого (так называемого «исламо - фашистского») стоит Александр Дугин. В 1990-е годы он фактически занимался пропагандой идеологии «чистого террора». Историческую миссию России он видел в реализации «Евразийского проекта», через объединение континентальных государств Евразии против атлантических держав - США и Великобритании. Особую миссию он возлагал на Ислам как силу, способную противостоять процессам глобализации. Он восхвалял Чингисхана, Тимура. Пытался оформить в единое целое русско - тюркско - европейский союз. Второе течение возглавил Джемаль Гейдар - сторонник жёстких происламских позиций, это он после буденновских событий фактически одобрил действия террористов во главе с Басаевым, это течение ещё называют «исламо - халифатским». Установил контакты и шиитами и с суннитами. В 1996 году Гейдар Джемаль становится советником генерала Александра Лебедя, одного из основных претендентов на пост президента России, готовил для него аналитические записки по вопросам политики на Северном Кавказе, который, как он, Джемаль, считал, «нужно отдать». Здесь уместно будет напомнить, что именно Лебедь подписал Хасавюртовские соглашения. Кроме этого нужно учесть ещё один важный вопрос, касаемый «спасительности» Ислама для России. То, что эта идея обсуждалась в русских националистических кругах, кажется парадоксальной. Но при более тщательном изучении этого вопроса выясняется, что русские националисты и исламизаторы имеют точки соприкосновения. Первая точка схода - это резко негативное отношение к христианству и Русской Православной Церкви. Апологетом этого направления «дехристианизации» был А. Севостьянов, автор книги «Национал - демократия».

Второй точкой соприкосновения - симпатия к Исламу по причине её боевитости в противовес к «расслабленному христианству». Третьей точкой соприкосновения является их общее мнение о возможности утраты Россией части её территории (при определённых условиях даже желательной). И, наконец, четвёртая - это антисемитизм. Надо отметить, что в начале 2000-х ряд русских националистов приняли Ислам. В соответствии с многовековой традиции Россия, даже в советские времена, воспринималась как государство православное. В 1997 году в Госдуме РФ на «круглом столе» впервые было заявлено, что Россия - это православно - исламское государство. Гейдар Джемаль сравнил это с «тектоническими сдвижками». Инициатором рассмотрения этого вопроса лично был Надир Хочилаев, лидер Союза мусульман России. Это было как раз то время, когда на Кавказе разгорелся конфликт между ваххабитами и тарикатчиками, весной 1997 года дошедший до вооружённых столкновений. Вспомним, что в постсоветском пространстве существовал «жёсткий ислам», «мягкий ислам» и «имитационно - мягкий ислам», Хачилаев был представителем последнего. Но последовавший летом того же года визит Хачилаева к ат - Тураби показал его истинные намерения. Таким образом, с концом 90-х годов заканчивается первый этап исламизации в России, который не имел отношения к истинному возрождению нашего традиционного ислама. Потому что «новый» или «жёсткий» ислам в лице ваххабитов только использовал мусульман в своих скрытых от своих российских соратников намерениях, и настраивал против российских мусульман всё российское население, которое отождествляло ваххабитов с ними. Российские мусульмане оказались меж двух сил, каждая из которых относилась к ним отрицательно, как между молотом и наковальней. И это отношение не меняется, это становится проблемой, и может дать горькие всходы в будущем. Особых успехов в деле перековки российских «мягких» мусульман ваххабиты не имели, тогда они вынуждении были обратиться к так называемому «русскому» исламу, автором этой идеи, как полагают, был Гейдар Джемаль. С «русским исламом» связывают второй этап действий радикалов по исламизации России. Поскольку «жёсткий ислам» определённо вызвал отторжение российских этнических мусульман, то решили попробовать на другой группе населения России, на этнических русских. Новообращённые русские мусульмане были и ранее, и число это было невелико, эксперты утверждают, что число это составляет до трёх тысяч человек. В основном это были русские женщины, вышедшие замуж за мусульман, пленные, в ходе афганской войны попавшие в плен, и люди духовного поиска, нашедшие в Исламе подлинную религию. Однако, в новых условиях социально - экономического кризиса и духовного вакуума, связанных с распадом СССР появились целые депрессивные регионы, где русская молодёжь лишалась каких - либо социальных перспектив. Исламисты давали им надежду, отправляли их на учёбу за границу, помогали с трудоустройством (вспомним миллиарды долларов Лиги исламских государств). Вот текст на эту тему, предлагаемый радикалами для молодёжи: «Тема России теряет свою актуальность. Тенденции её внутренних изменений неизбежно ведут её к погибели. Судите сами: вырождение, пьянство, разврат, нищета, коррупция, «бегство капиталов», «утечка мозгов», деление общества на «лохов» и «крутых», разбазаривание национальных богатств, отсутствие реальной оппозиции, джихад в Чечне… Только исламизация России может её спасти. Разрешённое пророком Мухаммадом многожёнство улучшит демографическую ситуацию. Исламизация решит проблему пьянства… Традиционные ценности Ислама уберегут от разврата и коррупции… Исламский налог в пользу бедных (закят) решит проблему нищеты. Исламизация русских уничтожит противостояние между мусульманскими и немусульманскими регионами внутри России. И сделает страну более монолитной».[7] Российская пресса охотно подхватила «жареную» тему, газеты запестрели сводками и статьями о русских мусульманах, воюющих на стороне чеченцев. Появились сообщения о русских мусульманских общинах в Астрахани, Ульяновске, процесс пошёл в Поволжье. В противовес ваххабитскому проекту был предложен «наш ответ Чемберлену» - проект «Русский ислам» был создан руководством Приволжского федерального округа (ПФО). Главным разработчиком проекта стал советник Кириенко Сергей Градировский, в случае успеха должна была выработана модель «правильных взаимоотношений» с Исламом для применения его в других районах проживания мусульман. Проект «Русский ислам» обосновывался на следующих посылках - в Поволжье сложилась опасная ситуация. Там проник и уже действует радикальный ислам. Российские мусульмане в результате своей идейной слабости не способны ничего противопоставить. Мусульманская молодёжь обучается в учебных заведениях за границей, либо внутри страны, но в учебных заведениях, открытых выходцами из - за рубежа. Им формируют другие стереотипы поведения. Раз россияне не могут воспитать своих детей, их воспитывают другие, но в своих целях. Опасность в том, что значительная часть мусульманской молодёжи отпадает от своей культуры, более того - эта молодёжь в лагерях, учебных центрах готовится к борьбе против собственного государства. С учетом демографических тенденций возможно, что в регионе Поволжья со временем будет проживать мусульманское большинство, не отождествляющее себя с российской государственностью, будет создана благодатная почва для распространения экстремизма. Этого допускать нельзя. Для недопущения этих проявлений под надзором государства нужно выстроить собственную национальную российскую мусульманскую школу, которая имела бы большую привлекательность, чем приезжие учителя из арабских стран. Необходимы собственные богословы из наших богословских школ, новые мусульманские учебные заведения, своя система мусульманского религиозного образования и главное - это принять русский язык в качестве одного из основных языков ислама в России. Потому что в противном случае его заменит арабский со всеми вытекающими последствиями. Вывод: «русский ислам» - это мусульманская традиция, произрастает в русской культуре, использует русский язык и отождествляет себя с российской государственностью. Авторы проекта стояли на той позиции, что «русскость» утрачивает или уже утратила свою пассионарность, одряхлела, ослабла, что она утратила способность продолжать функцию фундаментальности российского государства. То есть тем самым признавалась исчерпанность русского этноса и Москвы как центра, в качестве нового центра обновления державы называли Волго - Уральский регион. Нужно отметить, что авторы «Русского проекта не настаивали на исламизации немусульман, речь у них шла об изменении качества российской элиты через инкорпорирование значительного количества представителей Ислама в элиту страны, в этом виделся шанс на возрождение России.

Анализ рассматриваемого проекта сразу показал на схожесть его с программными заявлениями Гейдара Джемаля - тот неоднократно называл современное российское государство «бесперспективным, недееспособным» и призывал признать разрушение нынешней России величайшим благом. Второе замечание экспертов касалось того, что введение русского языка как языка общения между мусульманами, использование его в богослужебной практике, теологическое обучение не только не воспрепятствует, но наоборот, поспособствует распространению Ислама среди русскоговорящего населения в неблагополучных районах. В целом отношение к проекту сложилось отрицательное. Наиболее жёстко выразился по поводу проекта тогдашний заместитель председателя Центрального Духовного Управления мусульман России Фарид Салман, который направил открытые письма полпреду в Центральном федеральном округе Г.Полтавченко и директору ФСБ Н.Патрушеву, расценив проект как попытку стравливания мусульман и православных. В целом есть основания утверждать, что попытки использования радикального ислама в подрыве государственной целостности России не прекращаются, наоборот, они будут усиливаться как в виде «евразийства», так и в виде «халифатства». К сожалению, для этого есть и объективные, так и субъективные предпосылки и проявления политического и интеллектуального безразличия чрезвычайно опасны для нашего государства.

Конец 80-х, начала 90-х годов в России называют взрывом религиозного самосознания среди всех традиционных конфессий - Ислама и христианства, которые характеризуются массовым открытием культовых зданий - мечетей и церквей, наполнением их верующими в дни религиозных праздников, печатанием и доступностью религиозной литературы и атрибутики. Что касается Ислама, то есть конкретные исследования, например, коллективный труд «Ислам в Евразии», авторами которого являются учёные М.В.Иордан, Р.Г.Кузеев, С.М.Червонная, проведённые ими в республике Татарстан.[8] Если попытаться отойти от множества цифровых характеристик, то можно сделать выводы по выявленным ими тенденциям. Количество людей, считающих себя мусульманами, выросло в два с лишним раза, причём в сельской местности показатели выше, чем в городах, как по возрастным критериям, так и по роду сферы деятельности. Я намеренно стараюсь максимально отстраниться от цифр, так как мы с вами имеем в данном случае с очень тонкой и сложной материей - субъективным ощущением человека, которое он, согласно интересу корреспондента, должен озвучить окружающим во всеуслышание. Имеется ввиду то, что называется «эффектом отпущенной пружины» - реакция людей на изменения социально - политической ситуации в стране, когда стало возможным открыто говорить о том, чего ранее не говорили. Общественное сознание людей стало меняться, отношение конкретного человека и государства тоже стало меняться. Здесь возникает очень интересная площадка для размышлений. Люди, в частности, мусульмане, стали открыто говорить о том, о чём они по абсолютно разным причинам предпочитали не говорить. То есть это нечто, мы с вами полагаем, что чувство религиозности в душе у человека было, только он раньше не говорил об этом. Тогда возникает очень непростой вопрос: а насколько реально увеличилось число неофитов? Не является ли в наших условиях желание найти некую душевную стабильность, прочность нравственных ценностей или гарантия наказания для тех, кто сегодня попирает и Божьи и человеческие законы, лишь изменением отношения к Исламу, но не проявлением истинной религиозности, переходом человека в состояние верующего? Сомнения, или скажем мягче, размышления на эту темы обоснованны, если присмотреться к этому явлению повнимательней. Основная сфера функционирования Ислама у татар - семейно - бытовая. Это «никах» - свадебный обряд, «исем кушу» - имянаречение вместе с «курбаном - акыйка», «суннат» - обряд обрезания для мальчиков, прибавим сюда «Корьэн уку» - чтение Корана, «дога кылу» - чтение мольбы, «саадака олэшу» - раздача милостыни и поминки по умершему человеку на третий, седьмой, сороковой день, а также через год (очесе, джидесе, кырыгы, елы). Число следующих этим обрядам велико, более 80-ти %. Есть группа людей, которые пришли к идентификации самих себя как мусульман из - за протестных настроений, связанных с попытками превратить православную религию в государственную. Чем заметнее были усилия в этом направлении с различных сторон, начиная от Московской патриархии и кончая русскими националистическими группировками, тем больше татар убеждённо и искренне относили себя к последователям Ислама. Но очевидно, что на самом деле речь идёт не о религиозности, а о политическом убеждении и выражении гражданского протеста. В целом, реисламизация татар, да и людей других национальностей в России является не столько пробуждением религиозных чувств, сколько проявлением национального сознания, этнической мобилизации, о своеобразном феномене «религиозного национализма» Очевидно, что религиозность современных татар носит достаточно поверхностный и формальный характер, ведь многие, особенно молодёжь не знают самих азов своей религии. Людей, соблюдающих обязательные для мусульманина принципы Ислама в наших городах и сёлах очень мало. Имеются ввиду пятикратный намаз, ураза, хадж, а тех, кто имея нисаб выплачивал бы закят, единицы. По сведениям, полученным в 1990 году в ходе проведённого опроса среди татар - горожан 8,4 % совершали дома пятикратную молитву, и только 4,3 % регулярно посещали мечети. Правда, при изучении вопроса о посещении пятничных намазов, являющихся фарзом для мужчин, нужно помнить, что этот день в России выпадает на рабочий день, и не учитывать этого нельзя. Но никто не имеет права выражать сомнение в том, является ли не посещающий мечеть мусульманином или не является - это в сердце человека, а люди не вправе вторгаться в то, о чём ведает лишь Аллах. Здесь для нас важнее то, что количество людей, объявивших себя мусульманами, увеличивается. Религиозное сознание выступает, очевидно, как очень важный компонент этнической идентичности. Кстати, стоит вспомнить о том, что когда татары в 19 веке подвергались насильственной христианизации, то при проведении переписи населения на вопрос о национальности отвечали: «Мусульманин». Это факт. Неслучайно опрашиваемые татары на вопросы о праздниках в числе национальных называли и религиозные. Например «курбан - байрам» становится подлинно всенародным и количество проводящих и жертвующих в этот день людей становится больше и больше с каждым годом. Многие люди, прожившие жизнь и достигшие почтенного возраста, обращаются с просьбой провести с ними «исем кушу»(многие татары носят русские имена и отчества по паспорту, другие будучи записанными по имени своего народа в обыденной жизни представлялись русскими именами) и «никах». Эта тенденция зрима и ощущаема.

На основании вышесказанного можно сделать предварительные выводы о том, что российский «внутренний, традиционный» Ислам органически связан с другими конфессиями, не давая при этом им возможности растворить себя внутри другой религии, будучи при этом глубоко веротерпимой. Основой такой позиции является выполнение требования Священного Корана, в котором мусульманину предписано верить во все без исключения Откровения: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а так же в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмагилю, Исхаку, Ягкубу и коленам (двенадцати сыновьям Ягкуба), что было даровано Мусе и Исе и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся».[9] Есть Писания и Откровения, о которых Всевышний сообщил нам подробно. Это свитки Ибрахима, Торы Мусы, Псалтирь Дауда, Евангелие Исы и Коран, ниспосланный нашему пророку Мухаммаду (Мир Ему!), и то, что сказал Всевышний Мусе, и то, что, что Он внушил в Откровении Салиху, Худу и Шуайбу, а также всё то, что внушил Всевышний Своему Посланнику Мухаммаду (Мир Ему!) помимо Корана и что сейчас записано в книгах Сунны в виде хадисов. Мы обязаны верить в эти Писания и Откровения и во всё то, что сообщил нам о них Всевышний Аллах. При этом нужно дополнить, что есть пророки и есть посланники. На вопрос своих сподвижников - сахаба о количестве тех и других Пророк Мухаммад (Мир Ему!) в хадисе сказал о том, что было 124 тысячи пророков и 310 и ещё несколько посланников. Следовательно, нужно помнит о том, что Всевышний Аллах не сообщил нам о других Писаниях и Откровениях. В одном из аятов Корана сказано (смысл): «Ни одна группа людей не имеет превосходства над другой, кроме как знающих перед незнающими». Этот посыл имеет колоссальное, по моему мнению, значение для всего человечества - вот код, шифр для прекращения всех - всех религиозных распрей и войн. Главное предназначение религии - это работа над душой, а остальное - вторично, третично. И тогда станет понятно, что предки нынешних российских мусульман, в отличие от других мусульман других регионов громадного мусульманского мира, как раз и следовали истинным велениям своей религии, и у них надо бы учиться сегодня всем. И нам в первую очередь. Я уже говорил о реисламизации, то есть восстановлении Исламом в своей позиции элементов общинности, то есть восстановлении утраченного. Но чего не восстановить в нашей российской религии Ислам, так это политики, так как политики в ней не было никогда. Доказательством этому могут служить хотя бы две чеченские войны. Зарубежные кукловоды вместе с руководителями боевиков, конечно же, очень надеялись на раскол внутри России на религиозной почве между мусульманами и христианами. Однако ни в одном регионе с мусульманским населением незаметно было попыток оказания помощи исходя из религиозных посылов, война в России, вопреки призывам Дудаева, не превратилась в газават. Почему? Ответ видится вот в такой плоскости - вполне допустимо, что бывший коммунист генерал стал верующим человеком (Дудаев), вполне допустимо, что бывший комсомольский функционер также стал верить в Бога (Басаев), но кто и как может допустить такое суждение, что на территории Чечни мусульмане подвергаются гонению по причине принадлежности к Исламу? Хочешь молиться - делай поклонение хоть сутками. Хочешь строить Дома Аллаха - строй сколько хочешь! Хочешь учиться своей религии - пожалуйста. Полная свобода, никаких ограничений. Но ведь под лозунгом борьбы за веру кого только не притащили эти лидеры! Достаточно вспомнить бандита Сашко Билого с зелёной повязкой на голове, выкрикивающего такбир. Так что никакие претензии в этом плане к российским мусульманам неприемлимы. Это как раз попытка политизировать Ислам, попытка использовать религию для решения задач, не имеющих абсолютно никаких отношений к религии, ни к Исламу, ни к христианству. В основной своей массе мечети в России оставляют гнетущее впечатление по своей нищете. В России рядом с громадным христианским миром, который понемногу встраивается в политическую систему, российский Ислам является религиозным меньшинством, если иметь в виду численность. Даже если согласиться с тем, что мусульман 20 млн. а христиан 120 млн - 1:6, то нужно признать, что одно человекоместо обходится в мечети в шесть раз дороже. Справедливости ради надо признать, что и церкви бедствуют, если в Москве или в Екатеринбурге в солнечную погоду невозможно из - за блеска смотреть на золотые купола, то в сельской глубинке в церквушке и дров на печь не хватает. Но в целом в мечетях положение несравнимо тяжелее, как хотите, но знаю из собственного опыта - если глава местной власти не мусульманин, то проблему мечети решать очень тяжело. Спасением, хотя бы отчасти, мог быть вакф, но даже о намерениях решать эти вопросы пока не слышно. Если отойти от шаблонных идеологических обвинений типа: «Религия - опиум для народа», внутри которых складывается ясный посыл противодействия (ведь понятно же - опиум - это наркотик, зло, следовательно, против зла нужно бороться, это понятно даже самым тугодумающим), то вырисовывается печальная для человечества, в нашем случае, для российских мусульман, картина. Государство само по себе не зарабатывает ни единой копейки, поскольку это не входит в её функции (даже предприятия, называемые государственными - ведь зарабатывает предприятие). Но оно собирает все виды налогов, образно выражаясь, в один мешок, а затем распределяет (желательно справедливо) по всем видам расходов (оборона, здравоохранение, просвещение, строительство и т.д.). А дальше самое интересное. Одни люди на этой земле верят в существование Бога и в соответствии с этим строят дома Бога, пишут и печатают свои книги, делают атрибутику и т.д. Другие люди считают, что Бога не существуют и в соответствии с этим тоже строят здания для общения в соответствии со своим убеждением и также пишут книги и т.д. И вот здесь совершается то, отчего дьявол прыгает, думается, от радости и восторга - первый вид веры называется религией, второй вид веры - атеизмом. Первый наделяется эпитетом «опиум для народа» и отделяется от государства, а второй званием «наука» и остаётся в системе государства. Ну и что? А то, что раз религия отделена, то она отделяется от общего для всего народа этого государства кошелька, а наука, кто же науку будет оставлять без строки в бюджете. В основе убеждения каждой группы людей лежит вера, просто вера - ни у одной стороны нет прямого доказательства своей правоты (деизм - есть такая наука об уверовании не на основе доказательства, а на основании убеждения). Но деньги в общий кошелёк зарабатываются и складываются всеми вместе - и верующими и атеистами. Клубы, дворцы культуры - это храмы атеизма, у верующих людей функции этих сооружений выполняют церкви, мечети, синагоги. Но мусульманин должен сначала отдать часть своего дохода на удовлетворение культурных потребностей брату атеисту, а потом, уже без помощи упомянутого брата, собирать деньги для строительства мечети, чтобы удовлетворить свои духовные потребности. Вопрос - кто из граждан, один из которых атеист, а другой - верующий находится в более комфортных условиях? А ведь процесс формирования и воспитания убеждения человека - это вид человеческой деятельности, который требует весь компонент любого другого вида человеческой деятельности, имеются в виду - сам убеждающий (он нуждается в оплате своего труда для обеспечения своей жизнедеятельности), помещение или здание, отопление, охрана, освещение и все - все остальные прелести нашей жизни. Складывается печальная картинка - в самой захудалой деревушке есть клуб, завклубом, со своим бюджетиком от государства - ведь есть бюджет Министерства культуры! А если и бывают времена перестройки и скудеет рука государева, то ведь восстановление этих функций - один из приоритетов государства. Что же получается? А получается большая, очень большая несправедливость. Когда раб с рождения живет в неволе, он не знает свободы, тогда он и не стремится к ней. Так и верующие, все верующие, всех конфессий утвердились, приняли эти реалии, так другого и не приемлют. Я бы дерзнул сделать следующее сравнение - производство верующего человека (несколько некорректное выражение, но, думается, верное по своей сути) сродни производству, допустим, тонны металла - нужны земля, здания, люди, финансы. Если этот металл превращается в мечи, то это оружие может быть использовано для защиты государства и это очень важно и очень нужно. Но человек, воспитанный в духе веры не менее, а более важен для того же государства, ведь государство не берёт в свои руки этот меч - оно даёт этот меч в руки того же самого верующего, как и в руки атеиста. Если бы все люди верили в Бога, то меньше строилось бы тюрем, меньше людей задействованы в их охране, меньше нужно было бы больниц и врачей (т.к. меньше калечили друг друга), меньше милиции, судов и судей. Это нужно обществу? «Конечно,- говорит государство, - но вы, ребята, там сами с этим делом разбирайтесь, вы ведь, вообще - то, опиум для народа, не забывайте об этом». Вопрос материального и финансового обеспечения в деле реализации идеи, излагаемой в религии, является самым важным. Еще третий халиф Усман ибн Аффан для обеспечения сбора религиозного налога «закят» стал использовать правоиспольнительные силы государства. Нам не нужно, нам очень опасно заниматься сегодня самоутешением в том плане, что российский Ислам - это религия семейно - бытовая, что ей чужд радикализм по самой её природе, а кто говорит об этом, те раскачивают лодку, будоражат народ и так далее. В этом мире нет ничего не меняющегося, если это не мёртво. Самоуспокоение в данном вопросе подобно закрытию глаза на начавшуюся гангрену ноги - тебя успокаивают, поглаживая больное место, ставят обезболивающий укол, но болезнь идёт и проходит драгоценное время, и приближается время конца.

 


Заключение

Сегодня в России очевидно, что количество людей, которые считают себя мусульманами, увеличивается заметно. При этом также очевидно, что по причине привнесённого извне радикального ислама меняется качество традиционного ислама, или, скажем иначе, процесс изменения начался. Уровень осознания элитой российского общества данного явления вызывает тревогу и нарастание напряжённости. Внутри российской уммы, её элиты есть понимание опасности ситуации. Да, есть очаги восстановления «мягкого» веротерпимого ислама, восстановления утраченных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...