Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы управления совр. школой. Метод. работа в шк. и аттестация пед. кадров.




Упр-ние шк. – это научно обоснов-е действия администрации и пед-гов, напр., рац. исп-ние вр. и сил препод-лей и уч-хся в уч.-восп. процессе.

В небольших шк. – непосредств. упр-ние дир-ра всеми раб-ми, в больш. – линейная с-ма (через помощников). Системный подход упр-ния предпол. сознат. и планомер. упр-ние по схеме: цель-ресурсы-план-решение-реализация-контроль.

Шк. как управляемая с-ма сост. из 2 подсистем: 1. Управляющая – сочетание адм.-хоз. звеньев и разл. органов пед. и ученич. коллективов; 2. Управляемая – единство входящих в нее подсистем: учеб-я, восп., метод., внешк., фин.-хоз.

Осн. функции упр-ния: 1. Анализ; 2. Планир-е – опр-ние наиб. приемлемых путей достиж-я целей; 3. Организация – форм-ние и установл-е устойч-х отн-ний в упр-щих и упр-мых с-мах; 4. Координация – оперативность в установл. прав. отн-ний между звеньями; 5. Контроль – сопоставл-е достигнутого с прогнозируемым в плане; 6. Стимулир-е – меры по созданию творч-ски раб-щего пед. коллектива.

Метод. раб. в шк. В совр. шк. – эфф. формы повыш-я квалиф-ции уч-лей. Задача – выраб-ка сис-мы. 1-й шаг – педсовет. Состав: дир., зам., уч-ля, восп-ли, библ-рь, врач, председ. род. комитета и совета шк. Стороны деят-ти: 1) производств.-деловая: год.план, итоги раб.по четв-тям, подгот-ка и провед-е экз-в, выпуск и перевод, итоги года, план летн.раб.уч-ля; 2) научно-пед.: обсужд-е указаний рук-ва, результаты науч. исслед-й и передового опыта с целью их внедр-я, анализ пед. раб. в шк.

Этапы подг-ки и провед-я: 1) планир-е на год, 2) предварит. подг-ка конкр. педсовета, 3) непосредств. провед-е, 4) раб. по выполн-ю решений.

Годовой план уч-воспит работы школы: üсоставляется к началу уч-го года и утверждается на пед-ком совете; üсоставляется на каждый уч. год для целенаправл. управл-я шк-й и эффектив-ой орг-ции деят-ти пед. колл-ва. В нем отражаются все вопросы, отн-ся к управленческой деят-ти директора шк., его зам-лей и орг-ии всех звеньев уч.-восп. работы. ü состоит из след. разделов: 1) вступит. часть: общий анализ раб. шк. за прошед. год и опред-е важнейших задач совершенств-я уч.-восп. процесса на текущий год. 2) раб. пед. совета шк. 3) раб. пед. колл-ва шк. по обеспечению всеобуча. 4) орг-ция и соверш-ние уч.-восп. раб. и контроль за ее кач-вом. 5) руководство внеклас. и внешк. раб-й. 6) деят-ть органов уч-го самоуправл-я. 7) раб. с род-ми уч-ся. üруководство шк. контролирует ход и кач-во выполн-я.

3 группы управл-их органов в шк.: 1) органы колл-го управления школой - общешк-ая конференция представителей уч-ся, работников шк., род-лей + подчиняющийся ей совет шк. 2) должностные лица школы, осущ-щие руководство всеми подразделениями: дир-р шк., его зам-ль по уч.-восп. раб., орг-тор внеклас. и внешк. восп. раб., помощник дир-ра по хоз. работе и др. 3) управленч. органы разл. обществ. орг-ций уч-ся (учком), уч-лей (профком, методические секции и тд), род-лей (родит. комитет и тд).

Принципы их руководящей деят-ти: А) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управл-их органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффект-ом решении. Б) демократизм и гласность в осущ-нии всеми должностн. лицами шк. св. руководящих функций; опора на обществ. мнение пед. и уч-го колл-вов, а также родит-ей; выборность руководящих органов. В) персональная ответственность всех руковод. лиц, уч-лей, кл. рук-лей, воспит-лей групп продленного дня за успешное выполн-е св. должностных функций. Г) умение выделять главные проблемы в раб. шк. и концентрировать усилия пед. и уч-го колл-вов на их решении. Д) поддержание благоприятного псих-го микроклимата в пед. и уч-ом кол-вах, основанного на выс. ответ-сти, творч. инициативе, принцип-сти и сознат. отн-нии каж. его члена к раб. Е) регулярно осущ-мый контроль за выполн-ем указаний вышестоящих органов и принятых колл-вом шк. решений по совершенств-ю уч.-восп. раб. Ж) поощрение пед. творчества и поиска в повышении кач-ва уч.-восп. процесса, стимулир-ние уч-лей к овладению передовым пед. опытом.

Высший руководящ. орган шк. - общешк-ая конференция представителей колл-вов уч-ся, уч-лей, родит-ей и обществ-сти в равном кол-ве от каж. из этих 3 категорий. Конф-ция üутверждает устав шк. и вносит в него необх. изм-ия; üразраб-ает осн. направления совершенст-ния и разв-я шк., повышения кач-ва и эфф-сти уч.-восп. раб.; üосущ-ет поиски доп. фин. средств и укрепления материально-тех. базы шк.; üпри необх-сти создает врем. или пост. комиссии по разл. направлениям деят-ти шк. и устанавливает их полномочия. Конф-ция созывается советом шк. не реже 1р./год. В период между конфц-ми в роли высшего органа выступает совет школы, в кот. входят представители пед. работников, уч-ся средних и старших классов, род-лей и обществ-сти по 1/3 от каж. из назв-х категорий.

Совет школы - орган колл-го управл-я шк-ми делами, принимающий акт. участие в решении важнейших?-в совершен-ния обуч-я и восп-ия уч-ся. Функции совета школы: 1) организует выполн-е решений конф-ций шк-го кол-ва. 2) утверждает план разв-я шк. 3) совместно с дир-ром представляет интересы шк. в гос. и обществ. органах, а также интересы уч-ся, обеспечивая соц. защиту несовершеннолетних. 4) определяет содержание, методы, средства и формы орг-ции обуч-я и восп-я уч-ся (уч. планы, программы, профили дифф-ции обуч-я, труд. подг-ки и тд). 5) устанавливает режим раб. шк. 6) осуществ-ет контроль за подбором и расстановкой пед-х и др. кадров шк. 7) проводит аттестацию пед. раб-ков шк., вносит предложения в квалификационную комиссию при органах народ. образов-я о присвоении уч-лям квалифик-х категорий. 8) контрол-ет рац. расход-е бюджет. ассигнований на шк., форм-ет собств. мат. фонд шк. 9) заслушивает отчеты о раб. отдельных уч-лей, дир-ра шк., его зам-лей и др.

Функц-ые обязанности должностных лиц шк. по орг-ции и рук-ству уч.-восп. раб. Определяющую роль в орган-ции и руков-ве играетдир-р. На эту должность назначаются органами образ-я или избир-ся конф-цией совета шк. лучшие уч-ля, üвладеющие организац. способн-ми, üим-щие необх-ю пед. квалификацию и üстаж практ. пед. раб. не менее 3 лет. Обязанности дир-ра: А ) рук-ство пед. колл-вом, обеспечение правильного подбора и расстановки кадров, создание условий для повышения их научно-теор. и псих.-пед. уровня и стимулирования пед. творчества уч-лей. Б) контроль за ходом обучения, кач-вом знаний и поведением уч-ся, содержанием и орг-цией внеклассной и внешк. раб. В) ор-ция раб. по профориентации уч-ся. Г) акт-ция деят-ти уч-го самоуправл-я. Д) орг-ция раб. с родит-ми уч-ся. Е) поддержание связей с местными обществ. орг-циями, базовыми предприятиями. Ж ) установление в сооств-вии с труд. законодат-вом, правилами внутр. распорядка и уставом шк. круга обязанностейраб-ков шк. З) укрепление уч.-матер. базы шк. И) поддержание необх-го санитарно-гигиен. режима в шк. и соблюдение техники безоп-сти. К) прием на работу и увольнение с работы обслужив-го персонала шк. Л) представление уч-лей и других раб-ков шк. к мерам поощрения и наградам.

Под непоредств. рук-вом дир-ра раб-ют его зам-ли по уч. и восп. раб. и др. Зам. дир-ра по уч.-восп. раб. отвечает за орг-цию уч.-восп. процесса, за выполн-е уч. программ, кач-во преподавания и знаний уч-ся, осущест-ет контроль за ходом урочных и др. видов уч-х занятий, поведением шк-ов, регулирует их уч. нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об уч.-восп. раб. шк. В обяз-сти зам. дир-ра по восп. раб. вх. орг-ция и участие в проведении внеклас. и внешк. восп. деят-ти уч-ся, инструктирование и оказание помощи в восп. раб. кл. рук-лям и восп-лям групп продленного дня, а также поддержания деловых контактов с внешк-ми образ.-воспит. учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.

Происх. контроль со стор. дир-ра и его зам-лей за ходом уч.-восп. процесса, его сод-нием и метод. совершенством посредством контрольного посещения уроков и внеклас. меропр-й. Контроль по целевой направленности: 1) Предупр-й - в раб. с нач-щими уч-ми, задача - общее ознакомление с их пед. подг-кой и метод. умениями. 2) Текущий - в порядке стимулирования кач-ва уч.-восп. раб. уч-лей, оценки их пед. деят-ти и оказания необх. метод. помощи. В зав-сти от содержания: 1)Фронтальный – раб. неск-ких уч-лей или всего пед. колл-ва по реш-ю осн. задач обуч-я и восп-я. 2) Тематический – изуч-ю и анализу подвергается какая-то 1 стор. уч. процесса или внекласс. раб. Напр., умение уч-ля осущест-ть на уроках моральное воспит-ие. Посещая урочные и внеклас. занятия, рук-ли шк. в спец. журнале ведут записи св. замечаний и выводов, затем сообщают их уч-лям и кл. рук-лям.

В совершенст-нии уч.-восп. процесса существ. значение им. содержат. проведение метод. раб. с уч-ми. Осн. цель - углубление теор. Подг-ки и повышение пед. мастерства уч-ля, + рац. оргц-ия и более эффект-ое исп-ние раб. вр. Предметные метод. объед-ния: состав – 4-5 препод-лей 1 предмета. Целесообр. – в больших шк. Формы раб.: üшк. передового опыта (творч. содружество уч-ля-мастера как образца и 2-4 прикрепл-х уч-лей), üпрактикумы (для преодол-я разрыва м-ду коллект. формами раб. и индивид. подг-кой к урокам. Методист читает лекцию, ее задача – выраб-ка навыков раб., способ-сти к творч. опыту, а тж. показ образцов), üоткр. и показат. уроки (демонстрация мастерами «высшего пилотажа»), üнаучно-теор. конференции и пед. чтения (раз в год, обмен мнениями, передовым опытом).

Аттестация. Цель – создание эффект. с-мы дифф. оценки и оплаты труда, стимулир-щей их проф. рост, непрерыв. повыш-е квал-ции. Ат-ция происх. на основе экспертной оценки труда уч-ля или по желанию уч-лей: кто не хочет – оплата в зав-сти от стажа и образ-я, кто хочет – обращ. в соотв. аттест. комиссию. Звания: «уч-ль 2 категории», «у. 1 кат.», «у. высш. квал-ции».

Общие требования к оценке труда уч-ля: 1) критерии процесса (здесь учит-ются): üраб. над повыш-ем квал-ции, üкач-во уроков, üвнеуроч. меропр-я, üумения индивид. подхода, üраб. с род-лями; 2) критерии рез-та (кач-во знаний уч-хся, их восп-сть): üфактич. запас, üумение исп-ть, üпоним-е прир. и обществ. процессов, üстепень сам-сти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...