Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опасности президентской системы




- на основе работ Хуана Линца «Опасности президентства»

- выделяет фундаментальные различия между президентской и парламентской системой:

- избираемый парламент – единственный центр демократической легитимности, в любой момент можно объявить вотум недоверия правительству (в момент формирования исполнительной власти и во время её функционирования никто не знает, сколько она продержится)

- в президентской системе сущ-т 2 центра демократической легитимности, так как президент выбирается вне зависимости от воли парламента; + срок правления президента четко ограничен

Проблемы

1.В ситуации с 2-мя центрами демократической легитимности вполне возможно, что политический курс, предлагаемый этими центрами, будет различен – неразрешимый конфликт, так как единственный источник власти – народ, а кто больше имеет право говорить от имени народа: президент или большинство в ГД? Большая вероятность, что в случае конфликта начнут вмешиваться военные, также выступающие от имени народа

2.Президентская система, в которой в которой 1 центр демократической легитимности персонифицирован, действует по принципу: победитель получает все (игра с нулевой суммой, президентство не делится); любая игра с нулевой суммой повышает вероятность конфликта. Парламент – это спектр политических мнений, а президент – нет. Президент ощущает себя как источник непреодолимой силы и может наломать таких дров, что мало не покажется

3.Четкий строго определенный срок президентских полномочий: мы заранее делим весь политический процесс на четко ограниченные периоды

У нас был ликвидирован пост вице-президента (после 1993 года), была прописан другой тип преемственности. У нас преемник может вообще не избираться, никогда и никем. У случае досрочного прерывания полномочий президентская система может вынести на вершину власти людей, которые вообще никогда никуда не избирались (Путин до марта 2004 года ни разу никуда не избирался, но уже был в статусе исполняющего обязанности президента). В парламентской системе такого быть не может

4. В президентской системе глава должен учитывать те политические силы, с которыми в отдельных ситуациях он даже бы разговаривать не стал.

 

Минусы: Парламентская система придает политическому процессу большую гибкость. Система президентского правления – это жесткое правление. Говорят, что парламентская система слишком далеко отодвигает рядовых избирателей от влияния на реальный политический курс.

Плюсы: Президентская система позволяет народу открыто и прямо избрать главу исполнительной власти на определенный срок, а не оставлять это на закулисные политические игры.

 

А.Пшеворский: только те конституции действуют, которые уменьшают ставки в политических играх. а президентской же системе ставки чрезвычайно велики, игра идет с нулевой суммой, слишком велик соблазн пойти на всё, что угодно, игра с нулевой суммой. Объем приза настолько велик, что не факт, что обладатель сохранит ум, честь и совесть.

 

Почему же в Америке вообще существует такая опасная система? Почему они от неё не отказались?

Причина возникновения президентской системы в Америке: в процессе конституционного строительства безоговорочное лидерство принадлежало выходцам из Британии, они ничего не имели против британской политической системы. Они не видят угрозы превращения президентской власти во власть диктаторскую в силу 1) уникального американского федерализма + объем федеральной власти в целом не так велик, как в других странах, штаты автономны 2) права ношения оружия

 

В Америке президент не может сам вносить законы в конгресс, хотя и обладает законодательной инициативой. В России же закон, инициированный президентом, «пролетает в Думу со свистом».

Выбор между вариантами институционального дизайна предопределяет многое.

 

В РФ тоже не прекращается спор о правильности выбора президентской модели. Надо смотреть, что можно сделать в рамках той или иной системы. Надо думать о том, возможно ли в России с её политической культурой функционирование власти без сочетания символического и прагматического аспектов? Если у нас так долго существовала монархия, то, наверное, это было неслучайно. На самом деле, этот эксперимент с верховной властью в рамках конституции будет серьезней, чем в 1993.

 

Этапы формирования политической системы современной России.

 

Советуем также прочитать статью Нисневича по теме: http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/136792923985472e0920272d576ba77082753c096a/gos_rezhim_rossii.pdf

 

Типология – моя (из головы). Поэтому если какой-нибудь Дегтярёв спросит «Откуда вы это взяли, Поляков?», то я ничё не знаю.

1. Этап формирования институтов и нормативной базы

2. Этап политического плюрализма

3. Этап построение вертикали власти

4. Этап стабильности (стагнации)

 

Трансормация:

1) Распад авторитарно-бюрократического строя советской политической системы.

2) Переход к плюралистической демократии

– концентрация политической власти в «одних руках» сменяется принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– однопартийная политическая система (в лице КПСС) сменяется многопартийной (якобы)

– политический и идеологический монополизм сменяется политическим плюрализмом

 

Распад СССРàконфликт законад и исполнит ветвей. Разработка конституции-много вопросов àреферендум о доверии к Президентуàтанки в Мскà12 дек 1993 принятие Конституции.

Сложность построения базы правовой, тк основа СССР + Рос.

После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль. 21 апреля 1992 г РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов – с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти: законодательной исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. Под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров В.С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявлен о роспуске представительских органов власти- Верховного Совета народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент – А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительских органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва, С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялось двухпалатная структура Федерального собрания – постоянно действующего законодательного органа РФ.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...