Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие бисероплетения и стеклоделия в России.




Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чём свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Чёрного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм ещё наряднее и красочнее.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.

В 1668 г. строится второй. Измайловский − завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.

В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6): «Не мечите, бисер перед свиньями», что иносказательно означает: «не стоит говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом». Слово «бисер» (так раньше на Руси назывался жемчуг) вошло в современную русскую речь из церковно-славянского текста Библии.

Бисероплетение с давних времен было известно и на Руси. Раскопки, проведенные в Киеве, Новгороде, Чернигове и в ряде других крупных городов, обнаружили большое количество стеклянных изделий, дотированных 9-13 веками. Возможно, некоторые из этих изделий были созданы из произведенных местными мастерами бус и бисера. Это связано с тем, что было обнаружено несколько стеклодельных мастерских того времени.

С 13 по 16 века производство стекла и украшений было прервано, в связи с татаро-монгольским иго. С 16 века начинается новая волна возрождения производства стекла. К сожалению, технологию производства бусин и бисера русичи утратили. В это время бусы и украшения производили из венецианского и германского бисера. Этот бисер пользовался огромным спросом у рукодельниц наряду с жемчугом и драгоценными камнями. Бисер стоил очень дорого, поэтому использовали его только крупные купцы, знать и царский двор.

В 1669 году началось строительство первой русской фабрики по производству бусин и бисера в селе Измайлово в Подмосковье. Этот завод проработал до 1706 года.

Следующий этап развития бисера ознаменовал Петр первый. В 1724 году Петром первым был издан указ о приглашении в Россию различных мастеров из Европы. Среди этих мастеров были мастера стекольщики. Так же в это время в Италию для обучения искусству изготовления стекла, посылались молодые люди.

Великий ученый Л.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие производства стекла и бисера. Его исследования в области теории цвета и эксперименты по получению цветных стекол положили основу новой технологии. На основе данной технологии в 1753 году началось строительство фабрики под Ораниенбаумом в городе Усть-Рудице. В 1754 году фабрика выпустила свою первую партию продукции: бисер, стеклярус, цветные стекла для мозаики, граненые камни и броши.

Процесс производства осуществлялся с помощью большой, малой и трех филигранных печей. В этих печах варилась стекольная масса, из которой вытягивались трубочки разного диаметра. Их разламывали на мелкие части, смешивали столченным углем, каолином, ссыпали в металлические сосуды и перемещали в специальную печь. В этой печи бисер оплавлялся и приобретал круглую форму. Стеклярус получали еще проще. Брали длинные трубочки, резали их на кусочки определенной длины. Фабрика проработала до 1766 года.

Самое известное произведение, созданное из бисера этой фабрики – это кабинет Китайского двора в Ораниенбауме. Все панно в этом кабинете созданы из стекляруса этой фабрики. Долгое время считалось, что все эти панно были созданы во Франции. Только в 20 веке удалось установить, что в 1761 году актриса французской труппы Мария де Шен осталась в России. Она создала мастерскую, в которой занимались вышивкой с бисером и стеклярусом. Именно под ее руководством и на ее фабрике были созданы все эти панно.

В больших масштабах бисер в России больше не производился. Производством бисера занимались маленькие кустарные мастерские. Этот бисер использовался для нужд ювелиров, рукодельниц, ремесленников.

С 18 века применение бисера становиться более разнообразным. Бисером начинают расшивать не только одежду, но и оклады икон, украшают покровцы, вышивают картины, создают панно, расшивают мебель. Также приобретает большое распространение роскошные вещи из бисера: сумочки, мешочки, пояса, чехлы для курительных трубок, зонтов, книг и т.д.

В конце 18 начале 19 века появляются различные способы производства бисерных изделий: вышивка, вязание спицами и крючком, низание, ткачество. Купить бисер мог любой, поэтому им занимались люди из всех слоев общества. Схемы и рисунки издавались на специальных листах с указанием расцветки бисера.

С 1820 года в бисерных сюжетах преобладает исторические и политические события, присутствуют герои отечественной воны 1812 года, русско-персидских и русско-турецких войн.

В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой.

Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий. Например, фирма А.Т. Ивановой в Петербурге и Н.П. Ламановой в Москве. Это усилило влияние русского бисероплетения на страны Европы.

Бисерное дело резко прервалось после революции 917 года и исчезло на долгие годы. Только после перестройки бисерное дело стало возрождаться, но бисерные изделия стали проще, а мастерицы утратили старинные технологии бисероплетения, вышивки бисером, ткачества и многое другое.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...