Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Обучение родителей эффективным техникам общения с детьми




Остановимся более подробно на некоторых содержательных аспектах образовательной помощи родителям в условиях дошкольного учреждения.

По нашему мнению, основной ценностью образования современных родителей должно стать построение эмоционально-теплых взаимоотношений между родителями и детьми, способствующих как полноценному развитию ребенка, так и позитивной самореализации и саморазвитию взрослых.

Анализ конкретных проблем, с которыми родители так называемых «трудных», «непослушных» детей обращаются за помощью к педагогам и психологам, показывает, что чаще всего разнообразные жалобы взрослых в основе своей имеют одну общую причину: неблагополучие в детско-родительских отношениях. Но и в благополучных семьях возникает немало проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Причем и данная категория родителей нуждается прежде всего не столько в воспитательно-технологических рекомендациях, сколько в психолого-педагогической помощи по созданию благоприятного климата в семье.

Сформулируем некоторые теоретические положения, которые необходимо учитывать при разработке содержательного и технологического аспекта оказания образовательной помощи родителям в условиях ДОУ на современном этапе:

§ так как образование родителей должно быть ориентировано прежде всего на благополучие ребенка (социальное, эмоциональное, психологическое), то, исходя из этого, приоритетом в содержании образования родителей должна стать информация, связанная с различными аспектами детско-родительских отношений и с проблемами взаимоотношений ребенка с окружающими;

§ образование современных родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, что предполагает отказ от директивного, нравоучительного стиля общения с ними, так как чрезмерное насыщение информации для родителей требованиями, указаниями, советами по воспитанию и обучению ребенка может приводить к ее непринятию, отторжению со стороны взрослых;

§ содержание образовательной информации и способы ее подачи должны способствовать развитию рефлексии у родителей, формированию у них способности перестраивать свои взаимоотношения с ребенком с учетом возрастных, индивидуальных особенностей его развития и с учетом складывающейся семейной ситуации. В связи с этим в содержание образовательных программ для родителей должны входить вопросы, связанные с изучением родителями самих себя и своего влияния на развитие семейных, детско-родительских отношений, так как включение родителей в рефлексию содержательных сторон и методов семейного воспитания, жизненных и семейных отношений способствует и саморазвитию взрослых, и осознанию ими значимости своей родительской деятельности, и развитию взаимопонимания между родителями и детьми.

С учетом данных теоретических положений в рамках экспериментальной работы, проводимой на базе МДОУ № 127 г.Череповца, нами разрабатывается и апробируется образовательная программа «Обучение родителей эффективным техникам общения с детьми». Основная цель образовательной программы: способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Соответственно, задачами программы выступают: расширение возможностей взрослых понимать своего ребенка; развитие у родителей рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; формирование у взрослых навыков эффективного общения с детьми. Как показал опыт нашей экспериментальной работы, одним из эффективных средств развития воспитательного потенциала родителей являются разнообразные виды тренингов, в основе которых лежит овладение социально-психологическими знаниями и формирование соответствующих установок в активной форме.

Разработанный на идеях гуманистической психологии проводимый нами социально-педагогический тренинг для родителей по обучению их эффективному общению с детьми объединяет как социально-психологические, так и педагогические знания и состоит из двух этапов.

На первом этапе решаются задачи рефлексивно-личностного развития родителей, что включает в себя:

§ создание условий для изучения родителями своей личности;

§ развитие умений спонтанно и естественно проявлять свои чувства при взаимодействии с другими людьми;

§ создание условий для осознания родителями своих чувств и состояний в контакте с ребенком и осознания его состояний и чувств, а также осознания того, почему родитель и ребенок испытывают те или иные чувства.

И только уже на втором этапе тренинга родители обучаются конкретным техникам общения: технике рефлексирования Х. Джиннотта, методу передачи сопереживания и понимания К. Роджерс, методу активного слушания Т. Гордона.

Практика проведения подобных тренингов показывает, что они являются эффективной формой психолого-педагогической помощи родителям по созданию благоприятного микроклимата в семье и условий для эмоционального и социального развития ребенка, а также способствуют активизации их воспитательного потенциала и социальной активности.

Задание для самостоятельной работы

Познакомьтесь с содержанием тренинговых занятий с родителями. Выделите общее и различное в содержании и методике их проведения. Используйте источники:

а) Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 1998.

б) Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М., 1992. – С. 91-117.

в) Желдак И.М. Искусство быть семьей. – Минск, 1998.

г) Беттельгейм Б. Любим ли я … - СПб., 1998. – С. 183-245.

д) Крэри Э. Не разбрасывай носки…: Советы родителям. – М., 1999.

е) Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – С. 69-133.

Литература

1. Фром А., Гордон Т. Популярная педагогика. – Екатеринбург, 1997. – С. 349-426.

2. Новикова Е.В., Смехов В.А. Психологические условия обучения «диалогичности» как фактор оптимизации педагогического общения в семье // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Отв. ред. А.А. Бодалев. – М., 1983. – С. 55-63.

3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М., 2002. – С.174-189.

4. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С. 38-45.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. – М., 1999. – С. 375-449.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Искусство общения с детьми

Вопросы для обсуждения

1. Общие правила построения взаимоотношений с ребенком.

2. Метод активного слушания ребенка.

Литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М., 1993. – С. 264-327.

2. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995. – С. 6-19, 66-140.

3. Фром А., Гордон Т. Популярная педагогика. – Екатеринбург, 1997. – С. 349-426.

4. Джиннотт Х. Дети и мы. – СПб., 1996. – С. 11-33.

5. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998. – С.457-467.

Занятие 2

Установление доверительно-деловых взаимоотношений с родителями как одно из условий эффективного взаимодействия с семьей воспитанника

Вопросы для обсуждения

1. Причины неэффективности педагогического влияния на родителей.

2. Этапы установления доверительных деловых контактов с родителями воспитанников.

3. «Обратная связь» в общении с родителями.

Литература

1. Фигдор Г. Детский сад: глубиннопсихологические аспекты педаго-

2. гической работы с родителями // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 5. – С. 107-110.

3. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991. – С. 200-218.

4. Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993. – С. 42-44.

Занятие 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...