Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы педагогики




Последнее десятилетие в жизни нашей страны многое изменило. Изменились наши главные цели в жизни, ценностные ориентиры, отношение к различным профессиям. И хотя профессия современного российского преподавателя – одна из самых низкооплачиваемых, отношение к ней по-прежнему самое серьезное. Социологические исследования показывают, что профессия учителя входит в первый десяток самых популярных среди юношества и молодежи.

К достоинствам педагогического образования следует отнести ее большую востребованность. В целом система непрерывного педагогического образования готовит сейчас педагогические кадры более чем для 140 тысяч образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37, 27 млн. человек.

Востребованность выпускников, имеющих право на педагогическую деятельность, не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения. Происходит дальнейшая дифференциация педагогической профессии, появляются новые педагогические специальности.

Методическое пособие по педагогикедля студентов гуманитаного направления разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по циклу гуманитарных дисциплин филологического факультета и в соответствии с учебным планом направления 520500 «Филология»(лекции – 36 часов, семинарские занятия –18 часов).

Данный курс направлен на создание у студентов целостного представления о закономерностях развития педагогического знания, о логике педагогического процесса.

Особое внимание уделяется вопросам педагогической практики, современным отечественным и зарубежным технологиям, наиболее совершенным методам, формам и средствам обучения.

В программу включены вопросы не только школьной, но и вузовской дидактики, что обусловливает увеличение возможности свободы выбора студентами вариантов формирования профессионализма на разных уровнях педагогической самоподготовки.

Каждая лекция сопровождается вопросами для обсуждения, темами индивидуальных творческих работ, заданиями для практикума, необходимой литературой для самоподготовки.

Практикум представляет собой исследовательскую работу в школах (чаще всего в тех, которые окончили студенты), эту работу можно проводить одному студенту, попарно или небольшими группами.

Самостоятельная работа предусматривает обязательную работу студентов в библиотеке РУДН, Российской Государственной библиотеке им. В. И. Ленина и научно-педагогической библиотеке им. К. Д. Ушинского.

На семинарских занятиях при изложении теорий, концепций различных авторов допускаются плюралистические подходы к их восприятию и пониманию. В помощь иностранным студентам в приложении предлагается словарь основных педагогических терминов.

Итогом изучения педагогики является студенческая конференция на тему «Российское образование и воспитание: поиски себя в контексте глобализации».

После изучения отдельных тем, в качестве промежуточной аттестации, проводятся письменные контрольные работы.

 

 

РАЗДЕЛ I. Теоретико-методологические основы педагогики

 

Тема 1. Педагогика как общественная наука, особая отрасль знания и предмет исследования

 

Основные положения лекции

Педагогика как реальная практика воспитания и как наука об основных закономерностях воспитания и обучения человека.

Основные факторы развития педагогической науки: общественная потребность и специфические функции, которые она должна выполнять по воспитанию и обучению человека. Основные категории педагогики. Понятия «воспитание» (в широком и узком смысле), «обучение», «образование», «формирование личности», «развитие», их соотношение и взаимосвязь.

Связь педагогики с другими науками. Отрасли и разделы педагогической науки. Методы педагогических исследований. Предмет педагогического исследования – как процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование в современном мире, основные проблемы и тенденции развития.

 

Семинарское занятие №1

1. Виды педагогической литературы.

2. Традиционно-педагогические (эмпирические) методы исследования и способы изучения педагогических явлений.

 

Темы индивидуальных творческих работ

1. Источники народной педагогики (обычаи, традиции, обряды).

2. Педагогические концепции, лежащие в основе зарубежных воспитательных систем (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...