Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теперь медленно, с интервалом в две секунды начинайте обратный отсчет от ста до одного. Проделывая это, сосредоточьтесь на счете, и вы в первый раз войдете в альфа. 2 глава




Женщина-врач написала в газету, сообщая, что тоже всю жизнь мучилась мигренью. Но после того как она прошла курс по управлению разумом, головные боли больше не повторялись. "И, поверите ли, зал, где проходила следующая вводная лекция по методу, был переполнен. Забит до отказа."

Другой врач, известный психиатр, предложил всем своим пациентам пройти курс управления разумом, потому что он создает у людей необходимые установки, которые в отдельных случаях потребовали бы до двух лет психотерапии.

Целая маркетинговая компания как совместный бизнес была создана выпускниками курсов, которые применили навыки, полученные в результате изучения метода управления разумом, для создания новых продуктов и разработки путей продвижения их на рынок. На третий год работы компания вывела на рынок уже 18 новинок

Специалисту по рекламе ранее требовалось до двух месяцев на разработку рекламной кампании для новых клиентов - средний срок для такого вида работ в данном бизнесе. Но после курсов по управлению разумом основные идеи кампании приходят в голову в течение 20 минут, а остальная работа делается в течение двух недель.

Четырнадцать игроков команды "Уайт Соке" из Чикаго прошли курс обучения по методу управления разумом. Индивидуальные результаты игроков улучшились, у некоторых весьма значительно.

Муж одной женщины, страдавшей от излишнего веса, предложил ей попробовать курсы по управлению разумом, так как все диеты не давали результатов. Та согласилась при условии, что и муж тоже будет их посещать. Жена потеряла 20 фунтов веса за шесть недель, а муж бросил курить.

Профессор фармакологического колледжа обучал своих студентов технике управления разумом. "Их оценки улучшались по всем предметам при меньших усилиях на учебу. Они стали более раскрепощенными... Пожалуй, каждый знает, как использовать свое воображение. Я просто заставляю студентов больше практиковаться в этом. Я показал им, что воображение имеет реальную силу, что в воображении существует особая форма реальности, которую они могут использовать."

И хотя Хозе легко улыбается, но, когда он слышит фразу вроде:

"Хозе, вы изменили мою жизнь!" - его улыбка чуть бледнеет, и он серьезно отвечает: "Нет, это сделал не я. Это сделали вы с помощью собственного мозга".

А теперь, начиная со следующей главы, Хозе Сильва сам покажет вам, как с помощью мозга вы можете изменить свою жизнь.

Глава 3. Как научиться медитировать.

(Примечание: Информация в этой главе и других вплоть до шестнадцатой, написанных Хозе Сильва, вполне может оказаться самой важной из когда-либо читанной вами. Хозе обучит вас основным элементам управления разумом по методу Сильва. Чтобы извлечь из указанных глав наибольшую пользу, хорошо усвойте, каким образом их следует читать. Порядок чтения описан во "Вступлении".)

Я хочу помочь вам научиться медитировать. Когда вы этому обучитесь, вы сможете вводить мозг в состояние, которое позволит высвободить ваше воображение для решения различных проблем. Но сначала мы сосредоточимся только на медитации, к решению проблем придем позже.

Так как вы будете учиться без опытного преподавателя, я использую несколько иной и значительно более замедленный метод, чем тот, который мы используем на занятиях курсов по управлению разумом. Так что у вас не возникнет никаких проблем.

Если вы освоите только медитацию и остановитесь на ней, вы все равно будете решать с ее помощью свои проблемы. Во время медитации происходит что-то прекрасное, и та красота, которую вы в ней находите, действует успокаивающе. Чем больше вы медитируете, тем глубже погружаетесь в себя, тем крепче будет ваша связь с внутренним покоем, покоем настолько устойчивым, что ничто в жизни не сможет поколебать его.

Ваш организм также извлечет из данного состояния пользу. Сначала вы обнаружите, что волнения и грешные чувства отсутствуют, когда вы медитируете. Одна из прелестей медитации в альфа-состоянии заключается в том, что вы не можете увлечь туда за собой никаких дурных чувств и злобы. Если подобные чувства вторгнутся в ваше состояние, то вы вылетите из медитации, как пробка из бутылки. С течением времени подобные чувства будут все дольше оставаться за пределами вашего состояния, пока в один прекрасный день вообще не исчезнут. Это будет означать, что те виды деятельности головного мозга, которые приводят к заболеваниям организма, нейтрализованы. Человеческий организм создан, чтобы пребывать в здоровом состоянии. Он имеет встроенные механизмы исцеления. Эти механизмы зачастую блокируются мозгом, не обученным контролировать себя. Медитация является первым шагом к управлению разумом; самой по себе ей придется проделать еще очень большой путь, чтобы высвободить целительные силы организма и возвратить ему энергию, которая бесполезно растрачивалась на напряжение. О подобных случаях вы прочтете в последующих главах.

***

Вот все, что вы должны сделать, чтобы войти в альфа-состояние или медитативное состояние ума:

Когда вы проснетесь утром, то сходите в ванную, если необходимо, и вернитесь в постель. Заведите будильник, чтобы он прозвонил через пятнадцать минут, на случай, если вы заснете во время упражнения. Закройте глаза и под опущенными веками посмотрите вверх под углом в 20 градусов. По не до конца понятным причинам данное положение глаз само по себе включает переход мозга в альфа-состояние.

Теперь медленно, с интервалом в две секунды начинайте обратный отсчет от ста до одного. Проделывая это, сосредоточьтесь на счете, и вы в первый раз войдете в альфа.

На занятиях по управлению разумом учащиеся совершенно по-разному отзываются о своем первом опыте. Можно услышать как "Это было чудесно?", так и "Я ничего не почувствовал." Причина разницы заключена скорее не в разности восприятия, а прежде всего в степени знакомства людей с данным состоянием мозга. Оно более или менее знакомо всем. Когда мы просыпаемся по утрам, то зачастую пребываем в альфа-состоянии какое-то время. Чтобы перейти из тета-состояния, то есть уровня сна, в бета-состояние, то есть на уровень бодрствования, мы должны пройти через альфа-состояние и, случается, задерживаемся в нем какое-то время перед вставанием и привычными утренними процедурами.

Если вы чувствуете, что во время первого опыта с вами ничего не произошло, то это просто значит, что вы бывали в альфа много раз до этого, даже не догадываясь о нем. Расслабьтесь, не задавайте вопросов и продолжайте упражняться.

Несмотря на то, что вы войдете в альфа-состояние в первый же раз, когда постараетесь сосредоточиться, вам все же потребуется семь недель практики, чтобы спуститься к более глубоким уровням альфа, а затем тета. В течение десяти дней по утрам используйте метод отсчета от ста до одного. Затем каждые последующие 10 дней считайте от 50 до одного, от 25 до одного, от десяти до одного и, наконец, от пяти до одного.

Начиная с самого первого вхождения в альфа-состояние, пользуйтесь только одним способом выхода из него. Это даст вам большую степень контроля против непроизвольного выхода.

Метод, который Мы применяем на занятиях курсов по управлению разумом, заключается в том, чтобы мысленно сказать: "Когда я досчитаю до пяти, то медленно выйду из своего состояния, чувствуя себя в полном сознании и лучше, чем раньше. Раз, два - готов открыть глаза, три - открываю глаза, четыре, пять - глаза открыты, полное сознание, чувствую себя лучше, чем раньше".

Таким образом вы выработаете две стабильные последовательности: одну для вхождения в необходимое состояние, другую - для выхода из него. Если вы измените последовательность, то вам придется с нуля осваивать вашу новую версию так же, как вы учились использовать первую. Это бесполезная работа.

Как только вы научитесь достигать вашего альфа-состояния при методе отсчета от пяти до одного по утрам, вы готовы к тому, чтобы входить в него в любое время по своему желанию. Все, что для этого потребуется, - 10-15 свободных минут. Но, так как вы будете входить в свое состояние из бета, а не из легкого альфа-состояния, понадобится небольшая дополнительная тренировка.

Сядьте на удобный стул или кровать, поставив ноги на пол. Пусть руки расслабленно лежат у вас на коленях. Если вы захотите, можно сидеть, скрестив ноги в позе лотоса. Держите голову прямо и ровно, не наклоняйте ее. Теперь сосредоточьтесь сначала на одной части тела, затем на другой, чтобы сознательно вызвать их расслабление. Начните с левой ступни, затем всей ноги, затем правой ноги и так далее, пока последовательно не достигнете шеи, лица, глаз и, наконец, скальпа. В первый раз, проделав это, вы будете удивлены, насколько напряжено ваше тело.

Теперь определите точку, приблизительно на 45 градусов выше вашего горизонта зрения, на потолке или противоположной стене. Вглядывайтесь в точку, пока ваши веки несколько не отяжелеют, и тогда позвольте им опуститься. Начинайте отсчет от 50 до одного. Делайте упражнение в течение десяти дней, затем 10 дней со счетом от десяти до одного и еще 10 - со счетом от пяти до одного. Так как теперь вы не ограничены утренним временем для занятий подобной практикой, возьмите за правило медитировать два-три раза в день по 15 минут.

Когда вы достигаете своего состояния, то что делать дальше? О чем думать?

С самого начала, с самых первых моментов достижения медитативного уровня практикуйте визуализацию - создание зрительных образов. Это центральный момент метода управления разумом. Чем лучше вы научитесь вызывать в уме зрительные образы, тем более сильным средством окажется для вас метод.

Первым делом создайте инструмент визуализации - воображаемый экран. Он должен походить на большой киноэкран, но не полностью перекрывать поле вашего умственного зрения. Вообразите его не сразу за поверхностью век, а приблизительно в шести футах (около 180 см) перед собой. На этот экран вы будете проецировать изображение того, на чем хотите сконцентрироваться. Позднее ему найдется и другое применение.

Как только вы установили в уме экран, спроецируйте на него что-нибудь простое и знакомое, например, апельсин или яблоко. Каждый раз, входя в состояние медитации, оставайтесь с одним образом, вы сможете поменять его в следующий раз. Сосредоточьтесь на том, чтобы сделать зрительный образ наиболее реальным - трехмерным, полноцветным, со всеми деталями. Не думайте больше ни о чем.

Когда-то бытовало сравнение ума с пьяной обезьяной: он так же, как обезьяна, шарахается из стороны в сторону, хватаясь то за один Предмет, то за другой. Просто удивительно, насколько слабо мы можем, управлять нашим мозгом, несмотря на то, что порой он служит нам добрую службу. Однако временами он предательски действует за нашей спиной, вызывая то головную боль, то нервную сыпь или, хуже того, язву желудка. Наш мозг - очень мощное оружие, слишком мощное, чтобы оставлять его без присмотра. Как только мы научимся использовать наш мозг, станем его тренировать, он будет делать для нас поразительные вещи, в чем мы убедимся позднее.

А пока наберитесь терпения и занимайтесь простейшими упражнениями. Используя силу разума, научите мозг спокойно входить в альфа-состояние и создавать простейшие зрительные образы все более и более досконально. Поначалу, когда будут вторгаться посторонние мысли, будьте мягко снисходительны. Медленно отталкивайте их и возвращайтесь к единственному образу. Если вы станете раздражаться или напрягаться, то немедленно выйдете из альфа-состояния.

Таким образом, это медитация в той форме, в какой она широко практикуется во всем мире. Если вы будете практиковать только эту ее форму и ничего больше, то испытаете то, что Уильям Убрдсворт назвал "счастливой неподвижностью ума", и даже больше - глубокое и продолжительное состояние внутреннего мира. Это состояние вызовет волнующие ощущения, когда вы проникнете в более глубокие состояния, но со временем вы привыкнете к ним, и волнение спадет. Как только подобные ощущения проходят, многие люди прекращают занятия медитацией. Но они забывают, что это не "путешествие ради путешествия", а только первый шаг на пути к самому важному путешествию, которое вам доведется совершить в своей жизни.

Глава 4. Динамическая медитация.

Состояния пассивной медитации, о котором вы только что прочли (и, я надеюсь, испытали), можно достичь и другими способами. Вместо сосредоточения на зрительном образе вы можете сконцентрироваться на звуке, таком, например, как "раз", "марш!" или "аминь", произносимом вслух или мысленно, или даже на ощущении вашего дыхания. Вы можете сосредоточиться на энергетической точке, на вашем теле, на барабанном ритме и танце, вы можете вслушиваться в звучный церковный хор и наблюдать за прохождением знакомого религиозного ритуала. Все эти методы или их комбинации переведут вас на спокойный медитативный уровень сознания.

Я предпочитаю рекомендовать обратный отсчет, так как он прежде всего требует некоторого сосредоточения, а сосредоточенность - ключ к успеху. Когда вы несколько раз сможете достичь медитативного состояния с помощью данного метода, он будет ассоциироваться в вашем мозгу с успешным результатом, и процесс приобретет характер автоматизма.

Каждый успешный результат в методе управления разумом становится, как мы говорим, "опорной точкой" - сознательно или бессознательно мы возвращаемся к своему опыту, повторяем его и идем от него дальше.

Когда мы входим в медитативное состояние, то просто находиться в нем и ждать, что что-то произойдет, недостаточно. Это состояние действительно прекрасно, производит успокаивающий эффект и благотворно влияет на ваше здоровье, но является слишком малым достижением в сравнении с тем, что возможно. Выходите за пределы пассивной медитации, приучайте свой мозг к организованной, динамичной активности - я убежден, что он для того и был создан, - и результаты поразят вас.

Я акцентирую данное положение, потому что оно является для нас тем моментом, по достижении которого следует переходить от пассивной медитативной техники, о чем вы только что прочли, к динамичной медитации для решения встающих перед нами проблем. Теперь вы поймете, почему простые упражнения по визуализации на мысленном экране яблока или того, что вы предпочли, имеют большое значение.

Теперь перед тем, как войти в медитативное состояние, подумайте о чем-то приятном - пусть даже очень тривиальном, - о том, что произошло вчера или сегодня. Восстановите вкратце это происшествие в уме, а потом войдите в состояние медитации и спроецируйте все происшествие на мысленном экране. Как все выглядело, каковы были запахи, звуки и ваши ощущения в то время? Вспомните все детали. И вы будете удивлены разницей воспоминаний в бета-состоянии и тем, как вспомнилось происшествие в альфа-состоянии. Разница настолько велика, насколько отличается слово "плавать" от самого процесса плавания.

В чем же заключается ценность данной практики? Прежде всего, это ступень к чему-то большему, а во-вторых, полезно само по себе. Вы можете использовать ее следующим образом.

Подумайте о каком-то принадлежащем вам предмете, не потерянном, но поиск которого потребует некоторого времени. О ключах от вашей машины, к примеру. Они лежат на бюро, в вашем кармане или забыть в машине? Если вы не уверены в их местонахождении, то вспомните, когда в последний раз держали их в руках, и вновь переживите эти моменты. Затем продвигайтесь вперед по времени, и вы найдете ключи, как будто и не расставались с ними. (Если ключи от машины взял кто-то другой, то перед вами встанет задача, для решения которой потребуется более изощренная медитативная техника.)

Представьте себе студента, который помнит, что преподаватель говорил об экзамене в среду. Но, может быть, он имел в виду среду на будущей неделе? Эту задачу он легко решит в альфа-состоянии.

Все эти типичные маленькие повседневные проблемы легко разрешаются при помощи простейшей медитативной техники.

А теперь приготовьтесь к гигантскому броску вперед. Мы собираемся соединить реальное событие с желаемым, которое вы только воображаете себе, и посмотрим, что произойдет с тем, что мы себе вообразили. Если вы будете следовать нескольким самым простым законам, то воображаемое событие воплотится в жизнь.

Закон 1: Вы должны желать, чтобы задуманное свершилось. "Первый человек, которого я увижу завтра на улице, будет сморкаться" - такое желание настолько бессмысленно, что ваш мозг отвернется от его выполнения, просто не станет им заниматься. Но сделать вашего начальника более сговорчивым, клиента более благосклонным к тому, что вы продаете, найти больше удовлетворения в том, что делаете, - вот те цели, которых можно в разумной мере желать.

Закон 2: Вы должны верить, что задуманное свершится. Если перегрузить вашего клиента тем, что вы продаете, у него вряд ли возникнет, желание приобрести еще что-то. Если вы не можете поверить в то, что желаемое может свершиться, то и ваш мозг будет работать против этого.

Закон 3: Вы должны ожидать, что задуманное произойдет. В этом законе заложена определенная хитрость. Первые два закона просты и пассивны, - третий подразумевает некоторую динамику. Возможно желать и верить в задуманное, но все-таки не ждать, что оно сбудется. Вы можете хотеть, чтобы ваш начальник был в хорошем расположении духа, вы знаете, что так может быть, и все-таки не ждать этого. Именно здесь на первый план выступают управление разумом и эффективная визуализация, в чем мы скоро убедимся.

Закон 4: Вы не можете создать проблему сами. Не в смысле разрешения, а в смысле практической возможности. Это основной и ключевой закон. "Вот было бы здорово, чтобы мой начальник выставил себя полным ослом, его уволили, а на его должность назначили меня!" Когда вы динамично работаете в альфа-состоянии, то как бы входите в соприкосновение с Высшим разумом, а с его точки зрения это было бы вовсе не здорово. Конечно, вы можете подстроить начальнику ловушку, его уволят, но вы останетесь в одиночестве и в бета-состоянии. Альфа просто не будет работать.

***

Если, находясь в стадии медитации, вы постараетесь настроиться на какой-то внешний разум в расчете на его помощь в злых делах, то ваши старания будут так же напрасны, как попытки настроить радио на несуществующую радиостанцию.

Многие обвиняют меня в том, что я чрезмерно напираю на данное утверждение. Многие снисходительно усмехались, когда я утверждал, что совершенно невозможно творить зло в состоянии альфа, но не верили только до тех пор, дока не убеждались сами. На нашей планете достаточно зла, и мы, люди, немало приложили к этому руки. Вот только творится оно в состоянии бета, но не в альфа, тета и, наверное, не в дельта-состояниях. Мои исследования доказали этот факт.

Я никогда не рекомендовал попусту тратить время, но если вам необходимы доказательства, то войдите в алъфа-состояние и попытаетесь вызвать у кого-нибудь головную боль. Если вам удастся ярко представить себе данное событие, что вообще трудно совершить, то вы добьетесь двух результатов одновременно или порознь: вы, а не ваша жертва, получите головную боль, и, кроме того, вы выйдете из альфа-состояния.

Сказанное, конечно, не отвечает на все вопросы, которые могут возникнуть в отношении потенциала мозга творить зло или добро. Позже нам еще будет что сказать по этому поводу. В настоящий момент выберите ситуацию, которой вы хотели бы, чтобы разрешилась проблема, результат, которого желали бы и верили бы, что можете достичь, и с помощью следующего упражнения научитесь ожидать.

Вот как это делается.

Выберите реальную проблему, стоящую перед вами, ту, которая еще не разрешилась сама собой. В качестве иллюстрации предположим, что в последнее время ваш начальник пребывает в плохом расположении духа. Для решения проблемы, необходимо пройти три этапа в состоянии альфа.

Этап 1: На мысленном экране тщательно восстановите событие, которое привело к возникновению данной проблемы. Проживите ситуацию в течение краткого времени.

Этап 2: Осторожно сдвиньте рассматриваемую картину вправо. Вообразите на экране картину, которая произойдет завтра. Во второй ситуации все окружающие начальника люди бодры и энергичны, а он получает хорошие известия. Теперь его настроение заметно улучшается. Если вы точно знаете причину возникновения проблемы, то визуализируйте ее возможное разрешение. Представьте себе решение так же ярко, как саму проблему в целом.

Этап 3: Теперь сдвиньте и эту картину вправо и замените ее новой, выдвигающейся слева. Теперь начальник просто счастлив и любезен, насколько вообще способен быть таковым. Постарайтесь представить картину так, как будто она происходит в действительности. Побудьте с картиной перед глазами некоторое время, прочувствуйте ее.

Теперь на счет "пять" вы полностью восстановили сознание и чувствуете себя лучше, чем раньше. Будьте уверены, что вы только что запустили в работу определенные силы по воплощению в жизнь желаемого события.

Будет ли это работать всегда, с неизбежностью, без сбоев?

Нет.

Однако вот что будет происходить, если вы станете придерживаться указанной практики. Например, сработает первый сеанс медитации, направленный на решение какой-то проблемы. Но кто скажет, что это не простое совпадение? В конце концов, событие, которого вы желали, было вполне вероятным, и можно было поверить, что оно реализуется. Затем сработает другой сеанс медитации и третий. "Совпадения" начнут множиться. Оставьте метод управления разумом, и таких совпадений будет значительно меньше. Прибегните к нему вновь, и количество совпадений вновь возрастет.

Далее по мере постепенного накопления опыта вы отметите, что верите и ожидаете, что произойдут события все менее и менее вероятные. Со временем и с практикой результаты, которых вы будете достигать, станут еще более впечатляющими.

Начиная работать над решением каждой проблемы, вновь переживите в воображении лучший из ваших последних опытов. Когда же произойдет еще более успешный опыт, отбросьте старый и используйте лучший как отправную точку. Таким образом, вы будете становиться "все лучше и лучше", если применить выражение с особенно глубоким значением для всех, кто занимается управлением разумом.

Тим Мастере, студент колледжа, в свободное время подрабатывающий шофером такси в Форт-Ли штата Нью-Джерси, заполняет медитацией время между поездками. Когда дела его идут не блестяще, он помещает на свой мысленный экран возможное решение проблемы - какого-то человека с чемоданами, которому срочно требуется добраться в аэропорт Кеннеди. "Я попробовал представить себе такое несколько раз... и без успеха. А потом вдруг желаемое произошло - появился мужчина с чемоданами, следовавший в аэропорт Кеннеди. В следующий раз именно его я поместил на свой экран, у меня было предчувствие, что это должно сработать. И точно - появился еще один до Кеннеди. Метод работал! Это как неистощимая золотая жила!"

***

Перед тем, как перейти к другим упражнениям и техникам, позвольте мне остановиться на том, что, наверное, вызвало ваше недоумение: почему на своём мысленном экране мы передвигаем картины слева направо? Я только вкратце остановлюсь на этом вопросе сейчас, так как позже мы еще будем иметь необходимость остановиться на нем подробно.

Мои эксперименты показали, что на более глубоких уровнях сознания мы воспринимаем течение времени как распространяющееся слева направо. Другими словами, будущее воспринимается нами как находящееся слева, а прошлое - справа. Очень соблазнительно было бы пуститься в пространные объяснения этого феномена, но сейчас нас ожидают другие дела.

Глава 5. Улучшение памяти.

Техника- улучшения памяти, которой учащиеся овладевают на курсах по управлению разумом, может помочь резко сократить потребность в использовании телефонных справочников, чем вы поразите всех своих друзей. Но лично я, если мне понадобится узнать чей-то номер, все равно обращаюсь к справочникам. Не исключено, что кто-то из выпускников курсов по управлению разумом и в самом деле использует полученные навыки для запоминания телефонных номеров, но, как я уже сказал в предыдущей главе, для того, чтобы метод заработал, необходимо иметь страстное желание, а я совсем не одержим желанием помнить все номера. А вот если бы мне приходилось бегать через весь город, чтобы узнать какой-то номер, то и желание выросло бы неизмеримо.

Метод управления разумом неразумно использовать для чего-то иного, кроме существенных задач, благодаря тройственному условию: желание, вера, ожидание. И все-таки, кто из нас обладает достаточно эффективной памятью, чтобы быть ею довольным? Ваша, вполне вероятно, уже улучшилась в непредсказуемом отношении, после того как вы освоили техники, описанные в предыдущих двух главах. Ваша способность представлять и восстанавливать события прошлого в альфа-состоянии имеет некоторый эффект перехода в бета-состояние. Так что без всякого усилия с вашей стороны ваш мозг ужё по-новому работает на вас. И вместе с тем многое еще можно усовершенствовать.

На занятиях курсов по управлению разумом мы выполняем особое упражнение по развитию способностей визуализации. Во время данного упражнения лектор пишет на классной доске числа от единицы до тридцати, а затем учащиеся произвольно произносят названия предметов: снежный ком, роликовые коньки, ушная затычка, - все, что взбредет на ум. Лектор по очереди записывает каждое слово против какого-то числа, а потом отворачивается от доски и перечисляет все слова по памяти. Затем учащиеся называют любое слово, а он отвечает, называя соответствующий ему номер.

Это не салонный фокус, а урок по визуализации. Лектор уже запомнил слова и соответствующие им числа. Для объединения чисел и слов в памяти создаются зрительные образы. Мы называем эти зрительные образы "зацепками памяти". Когда учащийся называл слово, лектор соединял его в значимой или вольной ассоциации с образом, связанным с номером этого слова. Например, зацепка памяти для числа десять - "рука". Тогда, если учащийся предлагал слова "снежный ком" в качестве десятого номера, то получившийся в результате ассоциации зрительный образ - "снежный ком в руке". Создать такой зрительный образ для ума, натренированного визуализацией, не составляет труда.

Учащиеся начинают изучать технику зацепок памяти, находясь в альфа-состоянии, а в это время лектор медленно повторяет слова, используемые в качестве зацепок. Затем, когда зацепки заучиваются в состоянии бета, процесс проходит значительно быстрее, так как слова уже ощущаются знакомыми.

В данной книге я вынужден пропустить обучение технике зацепок памяти, так как ее описание и изучение потребовало бы много места и времени. У вас и без нее имеется мощное средство для развития способности визуализации и тренировки памяти одновременно - мысленный экран.

Все, что (как вы думаете) вы забыли, было связано с определенным событием. Если это имя, то должен существовать момент, когда вы его услышали или прочли о нем. После того, как вы научились работать с мысленным экраном, вам нужно только лишь представить себе обстоятельства события, с которым связано то, что вы считаете забытым, и вы найдете там это забытое.

Я не случайно сказал, что вы только думаете, что забыли, потому что в действительности вы ничего не забыли. Вы просто не можете вспомнить. Между "забыть" и "не быть в состоянии вспомнить" имеется очень существенная разница.

Мир рекламы предлагает нам прекрасный пример разницы между памятью и воспоминанием. Мы все видим по телевизору коммерческую рекламу. Рекламных роликов так много, и они так коротки, что если бы нас попросили составить список хотя бы из пяти, которые мы просмотрели на прошлой неделе, то мы смогли бы назвать максимум три или четыре.

Один из способов, которым пользуется реклама, чтобы стимулировать продажу, - заставить нас "помнить" товар на более глубоком уровне сознания.

Сомнительно, что мы вообще что-либо когда-нибудь забываем. Наш мозг просто откладывает подальше образы заурядных событий. Но чем ярче образ события, чем важнее для нас это событие, тем легче мы его вспоминаем.

Электрод, коснувшись открытого мозга во время операции, может инициировать воспоминание давно "забытого" эпизода во всех деталях и настолько ярко, что звуки, запахи и зрительные образы будут восприняты как бы заново. Это может произойти, если затрагивается непосредственно мозг, а не ум. Как бы ни была похожа на реальность ретроспектива, возникающая в мозгу пациента, он все равно осознает - что-то подсказывает ему, - что он не переживает событие наяву. В данном случае работает разум - верховный руководитель, интерпретатор, а ведь его не касались электродом. Разум, в отличие от кончика нашего носа, не располагается в определенном месте.

***

Возвратимся к памяти. Где-то за тысячи миль от того места, где вы сидите, с дерева падает лист. Вы не запомните и не вспомните это событие, потому что не видели его, и к тому же оно для вас не существенно. Однако наш мозг регистрирует гораздо больше событий, чем мы полагаем.

В то время как вы сидите за данной книгой, вы испытываете тысячи ощущений, которых не осознаете. Учитывая, что вы сейчас сосредоточены на другом, вы даже не подозреваете о них. Между тем вас окружают звуки и запахи, вы что-то видите боковым зрением, чувствуете, возможно, некоторое неудобство из-за тесного ботинка, ощущаете под собой стул, температуру воздуха в комнате - перечислять можно до бесконечности. Вы воспринимаете все эти ощущения, но не осознаете их, что на первый взгляд кажется противоречием. Чтобы разобраться в ситуации, давайте рассмотрим случай, который произошел с женщиной в состоянии общего наркоза.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...